В нашем городе ещё до революции 1917 года было обустроено несколько "малых строений".

Фото предоставлено milka-praga.livejournal.comРечь идет о специальных павильонах у остановок трамваев, подобных той, что сохранилась нынче в районе Тимирязевской улицы у "Соломенной сторожки". Кажется, что у этих очень нужных и безобидных сооружений не могло быть никаких проблем.

Но это было не совсем так. К примеру, на Страстной площади еще со времен определения обязательной здесь остановки конки был установлен павильон.

И вот в 1907 году в Московскую управу обратилась с предложением госпожа, имевшая весьма распространенную русскую фамилию — Иванова, которая просила сдать ей в аренду трамвайную станцию на Страстной площади для продажи открытых писем собственного изготовления.

Конечно, речь шла о знакомых нам обыкновенных почтовых открытках. Получив согласие и став арендатором до 1910 года, Иванова внесла деньги на полгода вперед. Она почувствовала себя полноправной хозяйкой "городской точки" и практически сразу вместе с "Открыточной" устроила в павильоне полноценную фотографическую мастерскую, обслуживавшую всех желавших сфотографироваться и получить черно-белые оттиски.

Московская управа попала в затруднительное положение, находя, что контракт не давал арендатору права таким образом своевольно эксплуатировать городское помещение. Она попыталась воспрепятствовать самодеятельности Ивановой. Однако начало судебного дела было затруднено тем, что эта госпожа неизвестно где скрывалась, а на станции всеми делами руководил ее доверенный.

Между прочим, этот человек ухитрился на той же станции сдать места другим деловым людям для торговли мороженым, газетами и прочим мелким товаром. По прошествии авансом проплаченного полугодия арендных денег в управу уже никто не платил.

Конечно, со стороны властей была предпринята попытка открыть иск о нарушении контракта и о выселении неисправного арендатора. Но вручить Ивановой повестку в суд никак не удавалось.

Три года управцы вместе с городскими юристами боролись с упорно скрывавшейся арендаторшей, но ничего сделать не могли. Лишь после 1 апреля 1910 года — даты окончания срока договора на аренду — появилась возможность освободить помещение павильона. Управа решила в течение приближавшегося лета на месте развалившейся избушки старой коночной станции воздвигнуть новый изящный павильон.

17 июня того же года состоялось заседание городских властей под председательством помощника градоначальника В. В. Петрова по вопросу о крытых павильонах для публики у остановок московских трамваев. Собрались как городские инженеры, так и те специалисты по технической части, которых дополнительно привлек московский градоначальник.

Было постановлено разрешить устройство двух больших павильонов из железа и стекла вблизи памятника Пушкину и на площади Брестского вокзала (у Тверской заставы), а в других местах — поставить самые простые стенки, также из железа и стекла. Хотя городской трамвайный павильон как таковой не представлял значительное по архитектуре сооружение, в городе провели конкурс проектов станционных зданий для трамвая на Страстной площади и у Тверской заставы.

На конкурс поступило 38 проектов. Рассмотрев их, жюри по присуждению наград за лучшие предложения назначило первую премию за павильон у Тверской заставы П. И. Антипову, который выставил свою работу под девизом "Урна в круге".

Вторую премию — за проект под девизом "Два квадрата" — получил Н. Д. Дмитриев.

А за проект станционного здания у Страстного монастыря первую премию присудили Ф. А. Когновицкому (девиз этого проекта мне неизвестен).

Работы по возведению павильона на Страстной площади выполнила в 1911 году строительная контора господина Куковского. Постройку уже нельзя было назвать железо-стеклянной. В качестве основных материалов использовались железо и бетон. Павильон был обнесен круглым навесом и имел подвальное помещение, которое предназначалось для теплых уборных общественного пользования, что заметно повлияло на улучшение санитарии в Москве. В стоимость всего этого сооружения закладывались большие деньги — 32 тысячи рублей. Этот павильон был самым дорогим из ему подобных.

А вот между упомянутыми большими площадями, на Триумфальной площади, в 1912 году очень быстрыми темпами, работая день и ночь, стал обустраиваться новый городской сквер.

И здесь по прошествии непродолжительного времени, после освобождения павильона остановки трамваев № 1, 13, 16 и 25 от строительных лесов, взору москвичей предстала незамысловатая, но изящная и удобная постройка.

Давно ушли в прошлое трамвайные линии во многих центральных частях Москвы. Вместе с ними исчезли и те старинные павильоны. На автобусных остановках строят новые. Однако никак не приходит на память такой современный павильон, где для обыкновенной человеческой потребности был бы устроен полноценный и удобный туалет, вроде того дореволюционного на Страстной площади.