Содержание:

Fluent English, "красный" диплом наиэлитнейшего вуза и влиятельный папа не гарантируют, что свежеиспеченный специалист не наломает дров при устройстве на работу. Каковы типичные ошибки вчерашних выпускников?

Опросив представителей HR-департаментов крупных компаний и кадровых агентств, проанализировав данные исследований рынка труда за 2003–2005 годы (использованы материалы "АНКОР", Graduate, E-xecutive, Kelly Services CIS), мы составили своеобразный свод распространенных проколов молодых (и не только молодых) специалистов. Конечно, они имеют отношение не ко всем начинающим карьеристам, а причиной "ошибок молодости" зачастую оказываются недостатки вузовской подготовки. Но - имеющий уши да услышит. И сделает выводы.

К содержанию

За резюме ответишь

Уж сколько раз твердили миру, что пособий по ваянию правильного резюме (CV, от лат. curriculum vitae - "ход жизни") тысячи и что не худо бы изучить парочку, прежде чем приступить к написанию. Но - без толку. Неискушенные соискатели по-прежнему "радуют" кадровиков следующими ляпами:

  • Резюме не поддается прочтению: составлено в произвольной форме, используются экзотические шрифты и кодировки, объем занимает несколько страниц;
  • Отсутствуют координаты для обратной связи;
  • Резюме не структурировано, название диплома лежит в "одной куче" с перечислением увлечений и сведениями о наличии родственников за границей;
  • Места работы и занимаемые должности перечислены через запятую, отсутствует описание выполняемых должностных обязанностей (если выпускник уже имеет опыт работы), нет упоминания об имеющихся достижениях;
  • Заявленные сведения не соответствуют действительности - административный директор при проверке оказывается простым ассистентом.

Неприятные эмоции вызывает также массовая рассылка резюме - получив одно и то же CV несколько раз, работодатель понимает, что у кандидата отсутствует стратегия поиска работы, ему лень даже составить список организаций, которые уже "осчастливлены" его жизнеописанием.

К содержанию

Поговори с ним

Второй круг ада, лакмусовая бумажка истинных намерений и умений - собеседование. На этой стадии вчерашние выпускники демонстрируют:

  • Банальную невоспитанность (опоздание, включенный мобильник);
  • Несоблюдение элементарного дресс-кода, неряшливость;
  • Неумение слушать, анализировать услышанную информацию, задавать дополнительные вопросы (это создает впечатление, что соискателю абсолютно неинтересно);
  • Стеснительность, зажатость, неумение выразить свои мысли словами;
  • Безграмотную речь, избыток сленга и слов-паразитов;
  • Отсутствие начальных сведений о потенциальном работодателе и сфере его деятельности;
  • Завышенные "зарплатные" и "должностные" амбиции ("Меня интересует вакансия начальника отдела с окладом от $800"), особенно свойственные выпускникам престижных вузов. Неумение отвечать на вопрос: "Сколько вы стоите, по-вашему?";
  • Некорректные отзывы о преподавателях, вузе, бывших работодателях, если они имеются;
  • Отказ обсуждать прошлые ошибки, причины ухода с предыдущего места, утаивание информации ("Это крайне личное");
  • Неспособность вразумительно ответить на вопрос: "Почему вы хотите работать именно у нас?";
  • Неумение реагировать на простейшие провокации в духе: "Говорят, в вашем вузе любой "красный" диплом можно купить за $500";
  • Попытки выглядеть взрослее, умнее, опытнее, чрезмерную саморекламу, не подкрепленную фактами (например, рекомендательными письмами);
  • Попытки давить на жалость: "А куда я пойду, если вы меня не возьмете?";
  • Попытки подкупить менеджера по кадрам (!), угрозы в его адрес со ссылкой на могущественных родственников (!!!);
  • Попытки торговаться в конце собеседования, когда решение о найме уже принято.

Кроме того, специалистов по HR настораживает слишком рьяное желание получить место - вплоть до согласия на заниженную зарплату. Это создает впечатление, что человек крайне не уверен в собственных силах.

К содержанию

Если бы юность умела...

Зачастую будущие Джеки Уэлши и Биллы Гейтсы:

  • Не имеют ни малейшего опыта работы и как следствие - простейших практических навыков (хотя бы составления деловых писем);
  • Не умеют пользоваться офисной оргтехникой, не владеют прикладными компьютерными программами (многих повергает в ступор предложение построить таблицу в Excel, а кое-кто сообщает, что "этим должны заниматься специальные люди");
  • Плохо знают иностранные языки (невероятно, но это факт!);
  • Не умеют аргументированно отстаивать свою точку зрения, ссылаясь на конкретные источники информации (исследования, отчеты компаний и проч.);
  • Имеют крайне слабое представление о состоянии рынка труда: востребованности и зарплатах тех или иных специалистов, их обязанностях;
  • Могут быть сильны в теории, но не умеют применять знания на практике, не способны решить простейший бизнес-кейс;
  • Пассивны, не мобильны, не готовы к командировкам и сверхурочным;
  • Хотят работать исключительно в крупнейших, известнейших транснациональных компаниях по принципу: "зацепиться за бренд, а дальше как получится";
  • Ориентируются в первую очередь на компенсационный пакет (оклад, бонусы, страховка, мобильный), не способны оценить перспективы и содержание работы.

Еще один недостаток молодых специалистов - неспособность внятно ответить на вопрос: "В какой области вы хотели бы работать и почему?" Ответ "Пока я ищу себя и рассматриваю предложения в области маркетинга, PR и HR" допустим только в случае, если студент ищет место для временной стажировки. Но ни один работодатель, заинтересованный в постоянном сотруднике, не возьмет человека, который через три месяца уйдет "искать себя" в другой сфере.

К содержанию

Что такое хорошо?

А вот перечень качеств и умений, которые умиротворяют и радуют потенциальных боссов:

  • Естественность, раскованность, честность (в этом случае кадровику проще составить истинное представление о соискателе и подобрать ему подходящее место);
  • Умение работать в команде и организаторские способности, лидерские задатки (приветствуется "опыт работы" старостой группы, участие в конференциях, семинарах, КВНах - в общем, активная жизненная позиция);
  • Желание учиться по профилю компании, повышать собственную квалификацию в свободное от работы (читай - личное) время;
  • Инициативность, отсутствие боязни "переработать", умение быстро принимать решение в сложных ситуациях, брать на себя ответственность.
Марина Тимофеева,
Дина Ямпольская
Статья предоставлена журналом
Карьера