Осенний Петербург: музеи и прогулки на каникулах

Достопримечательности Санкт-Петербурга, цены и билеты. Погода в Петербурге в октябре

В моих мыслях всегда присутствует Санкт-Петербург, неважно, сколько раз я там уже была. Иногда эти мысли материализуются. Был бы повод.

Летний сад

В начале октября таким поводом стали триместровые каникулы моих детей-школьников. Они с удовольствием согласились сопровождать меня, но выразили пожелание — поехать на «Сапсане». Что ж, мне и самой интересно освоить этот способ передвижения — в основном мы путешествуем на автомобиле.

Билеты покупала на официальном сайте РЖД примерно за три недели до поездки. Есть система скидок, но они не суммируются. Например, при покупке билетов «туда-обратно» 20% скидка на обратные билеты, но мне оказался выгодней другой тариф (Junior) — дети от 10 до 21 лет получают скидку 30% на билеты.

Как обычно, с помощью букинга нашли квартиру для проживания. В этот раз программа составилась банально-туристическая — Эрмитаж, Русский музей, «Аврора» и мосты. И 3 октября на утреннем «Сапсане» мы примчались в любимый город. Наша квартира находилась в 10 минутах ходьбы от Московского вокзала, забросили свои три рюкзака и вышли на Невский в поисках обеда — «Столовая № 1» приютила нас.

Исаакиевский собор: фото с высоты

Всегда стараюсь начать посещение города с Исаакиевского собора, вернее, его колоннады. Это замечательная смотровая площадка, обзор на 360 градусов. От Московского вокзала мы не торопясь прогулялись по Невскому. Свернули в книжный магазин в доме Зингера за тематическими открытками, затем на Большую Морскую — и угнездились на скамейках в Исаакиевском скверике, благо погода разгулялась и пригревало солнышко.

Исаакиевский собор

С нашей лавочки мы любовались собором, прежде чем подняться. Кассы собора расположены со стороны Адмиралтейского проспекта, билет 150 рублей независимо от возраста, также можно воспользоваться электронным сервисом.

Итак, 262 ступеньки вверх — каждая десятая пронумерована — и весь город на ладони. Я могу здесь провести полдня, разгуливая «по жердочке», рассматривая свои любимые места и те, что только собираюсь посетить. Фоном идет аудиоэкскурсия «Панорамы Санкт-Петербурга». В ясную погоду можно рассмотреть даже Константиновский дворец в Стрельне, конечно, с помощью оптики, и круизные лайнеры в морском порту. Одним кругом по площадке мы не ограничились, сделали множество фотографий — здесь и пригодились те открытки из книжного магазина.

После того как мы скатились с колоннады, по дороге к Медному всаднику устроились на скамейках уже Александровского сада, с удовольствием подышали «туманом невским».

Еще один оазис на нашем пути — сад Зимнего дворца. В Эрмитаже понедельник выходной, поэтому на Дворцовой площади и в округе было немноголюдно. Мы вернулись на Невский проспект, прошли его уже в другом направлении, до площади Восстания, чтобы добраться до дома, ужина и отдыха.

Следующий день был посвящен созерцанию. Эрмитаж.

Эрмитаж

Билеты в Эрмитаж онлайн и отдельный вход

Это наше первое посещение музея, но знали, что проведем там много времени. Электронные билеты я купила заранее, в нашем случае так оказалось удобней. Такой билет дороже, чем купленный в кассе, 580 рублей против 400 (дети до 16 лет бесплатно), но он действует 180 дней после покупки, можно прийти в любой день, и есть отдельный вход для посетителей с такими билетами. Однако один детский билет нельзя купить онлайн отдельно, только в комплекте с взрослым.

Я рассчитывала посвятить музеям ненастные дни, а в солнечные больше гулять. С таким билетом проще осуществить замысел. Так и получилось — утро вторника было пасмурным и накрапывал дождь.

Мы подошли к музею за несколько минут до открытия, «наш» вход — справа от Зимнего дворца, между ним и Малым Эрмитажем, если стоять лицом к музею и спиной к Александровской колонне (со стороны Миллионной улицы). Здесь уже собралась небольшая очередь из туристических групп, но в кассы музея в это же время очередь была гораздо больше. В фойе есть гардероб, сувенирный магазин, детские билеты распечатывает администратор при предъявлении детей, я же воспользовалась своей бумажной распечаткой.

Не буду подробно описывать наши похождения в музее — у каждого свое восприятие и предпочтения. Впечатлений очень много, будем хранить их до следующего посещения, ибо невозможно обойти все экспозиции сразу.

Каждый первый четверг месяца посещение Эрмитажа бесплатное, но нужно взять билет в кассе, и мы не решились экспериментировать.

От Дворцовой площади до набережной реки Фонтанки

После обеда погода в очередной раз поменялась, выглянуло солнышко, и мы отправились гулять. От Дворцовой площади по Александровскому саду — конечно, с остановками на скамейках. Взяли карту города в информационном ларьке у Исаакиевского собора — больше как сувенир, нежели путеводитель. По Вознесенскому проспекту вышли на набережную реки Фонтанки.

Около дома 114 расположен Измайловский сад, он же сад Буфф. Здесь много необычных скульптур: они были созданы несколько лет назад в честь юбилея Молодежного театра на Фонтанке как временные украшения, а остались и поныне. Самый трогательный памятник здесь — Петербургский ангел — установлен в 2012 году.

Петербургский ангел

Автор — кукольник Роман Шустров — говорит, что данный памятник посвящен поколению, пережившему не только страшную гражданскую войну, но и блокаду Ленинграда, голод, Великую Отечественную войну, репрессии Сталина и другие события, выпавшие на его долю. Они постепенно уходят из нашей жизни, но их свет и тепло остаются с каждым, кто хотя бы раз общался с ними. Считается, что нужно положить монетку на коленки старику, чтобы отдать дань поколению, позволившему нам жить в новом мире без войны и страданий.

Не могу не упомянуть о музее Фаберже — дом 21. Я посещала его летом, поэтому мы прошли мимо, но очень рекомендую — великолепный дворец, очень насыщенная экспозиция (свыше 4000 предметов), удобное время работы.

По набережной мы добрели до кофейни «Кофе на кухне», дом 17. Уютное местечко, пользуется спросом и, соответственно, свободный столик найти непросто. Здесь оказался очень вкусный безалкогольный глинтвейн и кофе. Пополдничали и двинулись к дому — отдыхать.

Русский музей, Летний сад и Чижик-пыжик

Среда — тоже созерцательно-прогулочный день. К 10 часам мы пришли к Русскому музею, заняли очередь в кассу. Здесь тоже можно купить электронный билет, но на определенную дату Поэтому опять-таки погодные условия определили день посещения — утро среды выдалось дождливым. Дети до 16 лет бесплатно, взрослый билет 300 рублей — но это только посещение Михайловского дворца и корпуса Бенуа.

Скажу сразу, до других филиалов музея мы не дошли в этот раз, посмотрели на них снаружи и оставили заметку для следующих поездок. Михайловский дворец не настолько помпезен, как Зимний, интерьеры более спокойны, но тоже великолепны. Здесь как-то просторней и тише, может быть, из-за достаточно раннего времени — не нужно проталкиваться к экспонатам или ждать очереди к картинам.

Я не знаток живописи, простой обыватель, но по ощущениям приятнее было осматривать картины художников XIX и конца XX веков, нежели современников и футуристов. Заблудившись в корпусе Бенуа, я нечаянно попала на выставку Василия Кандинского, но осталась равнодушна к его творчеству, — вернувшись обратно во дворец, отдохнула взглядом на картинах Куинджи.

Русский музей

Мы провели в музее достаточно продолжительное время. После обеда дождь прекратился, и после еды наступило прогулочное настроение. По каналу Грибоедова дошли до Спаса-на-Крови, но в среду нет посещений, выходной день, посмотрели со стороны.

Прогулялись по Михайловскому саду, подивились на Михайловский замок, по первому Садовому мосту перешли реку Мойку и оказались на Марсовом поле. Большой луг-Потешное поле-Променад-Царицын луг — этот красивый сквер ныне стал символом памяти павших русских солдат. Здесь тоже есть скамейки, но мы не задержались у них — холодный ветер с Невы не способствовал этому. От ветра мы пошли прятаться в соседний Летний сад.

Как же там красиво и уютно! Чистые дорожки, ровные аллеи, очень умиротворяюще — с удовольствием посидели на тамошних скамейках.

По дороге к дому поздоровались с Чижиком-пыжиком, побросали ему монетки — безуспешно, ни одна не задержалась на постаменте. В следующий раз возьмем мелочи побольше!

Крейсер «Аврора»

Четверг начался с посещения легендарного крейсера. В июле 2016 года корабль вернулся на свое место у Петроградской набережной после двухлетнего ремонта. Крейсер «Аврора» — филиал Центрального военно-морского музея, стоимость взрослых билетов 400 рублей, детских — 200 рублей.

Аврора

Боевой корабль построен в 1903 году, за более чем столетнюю историю несколько раз ремонтировался. В недавней реконструкции отреставрированы корпус и палуба корабля, катер и блоки шлюпочных талей. Музейная экспозиция на борту тоже претерпела изменения — увеличилось количество выставочных залов (с 6 до 9), обновлено музейное оборудование — много интерактивных экранов различной тематики, усовершенствована система безопасности.

Мы осматривали залы без экскурсии, вполне достаточно информационных плакатов и экранов, иллюстрирующих историю крейсера, быт личного состава, военные периоды. Зал хранения корабельного иконостаса, отдел, посвященный истории медицины на флоте, в историческом медицинском блоке с реконструкцией операционной — это новые экспозиции.

Как обычно, мы пришли к открытию музея, поэтому смогли осмотреть его достаточно свободно, но туристов много и в будний день: очереди и в кассу, и чтобы сфотографироваться на корабле. Но нам понравилось!

После посещения корабля отправились гулять. По Петроградской набережной, мимо Нахимовского училища в сторону Васильевского острова. Домик Петра Первого посетить не удалось, двери были закрыты. Прошлись по Троицкой площади, пересекли Каменноостровский проспект и вышли на Кронверкскую набережную.

И тут ка-а-ак бабахнет! Оказалось, это традиционный полуденный пушечный выстрел Петропавловской крепости. Забыли уже, как это бывает.

Полюбовались на Дворцовую набережную и стрелку Васильевского острова, туда и направились через Биржевой мост. Ростральные колонны и стрелка Васильевского острова хорошо видны из Биржевого сквера. А с Университетской набережной — замечательный вид на Исаакиевский собор, Дворцовый и Благовещенский мосты. А еще в этом районе есть студенческая столовая, которую мы тоже посетили с удовольствием: Биржевая линия, дом 6.

После обеда мы разделились, дети уехали на троллейбусе по своим делам, а мне нужны были книжные магазины для покупки сувениров. Знакомый путь — Дворцовый мост, сад Зимнего дворца, Дворцовая площадь, Невский проспект. Сделав покупки в «Буквоеде» и книжном в доме Зингера, я прошла по набережной канала Грибоедова до Банковского моста. Интересно было посмотреть на здание СПБГЭУ — перед поездкой я побывала на экскурсии в музее Банка России и узнала, что в этом здании ранее располагалась одна из крупнейших контор Банка России, его макет представлен в московском музее.

Банковский мост

Отсюда и название мостика — Банковский. Это один из трех цепных мостов СПб, сохранившийся еще с дореволюционных времен, а грифоны, держащие цепи моста, считаются хранителями богатства и благополучия.

На вечер у нас была запланирована прогулка к разводным мостам, поэтому вернулись домой рано, для отдыха и подготовки.

Развод мостов

Ночью на последнем троллейбусе добрались до Дворцовой площади. Величественная днем, она красива и ночью, опустевшая, залитая светом фонарей. Только фигуры на крышах Эрмитажа и Главного штаба выглядят немного зловеще с такой подсветкой — будто бы ждут момента, чтобы спуститься с высоты и прогуляться по площади.

Дворцовая площадь ночью

По графику развод мостов начинается в 1-25 с Благовещенского и Дворцового. Мы заняли местечко на Дворцовой набережной, перед Эрмитажем, за 20 минут до начала действия. И хорошо, что пришли пораньше, — желающих посмотреть было достаточно много. Сам процесс занимает около трех минут, Дворцовый мост разведен до 2-50, следующий период — с 3-10 до 4-55.

Дворцовый мост

По набережной мы двинулись к Троицкому мосту, он разводится в 1-35. Увы, пешком невозможно успеть дойти и посмотреть на процесс поднятия, мы увидели его уже разведенным.

Следующий мост на нашем пути — Литейный, поднимается в 1-40. Полюбовавшись им, по Литейному проспекту мы пошли в сторону дома. Когда идешь, а за твоей спиной стоит кусок моста с горящими фонарями — впечатление не меньше, чем от процесса разводения. Добрались до дома мы в начале третьего ночи, а днем пятницы уже уезжать...

В пятницу перед отъездом прогулялись по старому Невскому, от площади Восстания до моста Александра Невского, потом зашли в «Чайную ложку» на Лиговке рядом с вокзалом.

Вот и наступило время расставания. Спасибо, Питер, за хорошую погоду и радушный прием!

Уже в поезде сам собой начал складываться список посещений «в другой раз» — новый Музей денег в Петропавловке, Музей петербургского метрополитена (пыталась записаться за неделю до нашего приезда, но сборные группы были уже заполнены).