Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях

Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками.

Полезность: 4,3 из 5 Интересность: 3,7 из 5 (39 оценок)
Письмо Министерства образования России
№ 03-51-5ин/23-03 от 15.01.2002

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. В настоящее время в российской Федерации интегрированное воспитание и обучение детей значительно расширилось. Однако необходимо придать данному - процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений интегрированного воспитания и обучения позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей (законных представителей) консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Развитие интегрированного воспитания и обучения создает основу для выстраивания качественно нового взаимодействия между массовым и. специальным образованием, преодолевая барьеры и делая границы между ними прозрачными. При этом за каждым ребенком, имеющим отклонения в развитии сохраняется необходимая ему специализированная психолого-педагогические помощь и поддержка.

Особое внимание важно уделять интеграции детей раннего возраста, которая способствует достижению ребенком с отклонениями равного или близкого по возрастной норме уровня общего и речевого развития и позволяет ему на более раннем этапе своего развития влиться в среду нормально развивающихся сверстников.

В системе дошкольного образования России эта форма обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии должна учитывать современные российские социальноэкономические условия, особенности отечественной системы образования и полностью исключать "механическое копирование" зарубежных моделей. Кроме того, интеграция не должна осуществляться стихийно, она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ) соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения, Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями о развитии. В этой связи наиболее адекватные условия для проведения целенаправленной работы по интегрированному воспитанию и обучению дошкольников созданы в ДОУ комбинированного вида (с функционирующими компенсирующими группами и сложившимся кадровым, программно-методическим и материально техническим обеспечением).

Дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида может организовать интегрированное воспитание и обучение определенной категории воспитанников, например, совместное воспитание и обучение нормально слышащих детей и детей с нарушениями слуха, детей с нормальным и нарушенным зрением, нормально развивающихся и детей с задержкой психического развития и т.п. В каждом ДОУ комбинированного вида целесообразно предусмотреть условия для оказания коррекционной помощи детям со сложными нарушениями разлития. Такие образом, даже в небольшом населенном пункте (особенно о сельской местности), имеющем всего три-пять ДОУ, может быть организовано воспитание и обучение практически всех категории дошкольников, что ведет к увеличению охвата нуждающихся детей специализированной коррекционно-педагогической помощью и делает дошкольное образование более доступным.



В соответствии с п.5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, в ДОУ комбинированного вида могут быть организованы общеразвивающие, компенсирующие, оздоровительные группы и разном сочетании. Однако в настоящее время, в переходный период развития системы специального образования, в силу социально-экономических преобразований в обществе, а также постоянно увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям. Одной из таких форм является организации в ДОУ комбинированного вида смешанных групп, где одновременно воспитываются и обучаются нормально развивающиеся дети и дети с определенными отклонениями в развитии (по профилю функционирующих в учреждении групп компенсирующего вида). Смешанные группы финансируются по нормативам, соответствующим нормативам финансирования групп компенсирующего вида.

Комплектование смешанной группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссии. При этом общая наполняемость группы сокращается, две трети состава группы составляют воспитанники с уровнем психофизического развития в соответствии с возрастной нормой, а треть воспитанников - дети с тем или иным отклонением (например, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта - умственной отсталостью в степени дебильности*) либо дети раннего возраста, не имеющие выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в том числе дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы).

    * Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции. Кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте образовательного учреждения, а также кратковременное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года.

Наполняемость смешанной группы зависит от характера первичного отклонения в развитии и возраста ребенка (см. таблицу). Общая наполняемость смешанной группы уменьшается (о сравнении с наполняемостью групп, определенных Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении).

Вид нарушения Количество детей в группе
Ясельная группа Младшая - подготовительная группа
Дети с отклонениями Нормально развивающиеся дети Дети с отклонениями Нормально развивающиеся дети
Глухие 2 8 4 5
Слабослышащие 3 8 3 8
Слепые 2 6 4 8
Слабовидящие 3 8 3 6
С амблиопией и косоглазием 5 10 4 10
Легкая форма ДЦП 4 8 4 10
Др. нарушения опорно- двигательного аппарата 6 10 6 12
С задержкой психического развития 4 10 5 12
С нарушением интеллекта (неосложненная форма олигофрении в степени дебильности) 5 10 5 10
Не имеющие выраженных первичных отклонении в развитии, но отстающие от возрастной нормы (в т.ч. с нарушениями эмоционально- волевой сферы) 6 12 6 12

При организации смешанной группы необходимо предусмотреть решение ряда специфических задач:

  • осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении,
  • проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии,
  • оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы,
  • обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.

Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.

Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня - со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.

Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя-дефектолога (в группу с детьми с нарушениями слуха - сурдопедагога, с нарушениями зрения - тифлопедагога, с нарушением интеллекта - олигофренопедагога, должность учителя-логопеда может вводиться в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нарушениями зрения, интеллекта и т. д.) К работе с воспитанниками смешанном группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанных групп, а также перечень рекомендуемой документации содержатся в приложениях 1, 2.

В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе может осуществляться 1-2 года или до его поступления в общеобразовательное учреждение.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка, имеющего отклонения в развитии.

В случае если на проведение занятий в группе затрачивается дополнительное время состоящих в штате специалистов, оплата их труда производится за фактически отработанное время.

Таким образом, ДОУ комбинированного вида позволяет обеспечить для всех детей с отклонениями в развитии раннюю интеграцию в той степени, которая доступна и полезна каждому из них на данном этапе развития.

Проведение целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников и возможное в связи с этим расширение сети комбинированных дошкольных учреждении не означает упразднения ранее созданных дошкольных образовательных учреждении компенсирующего вида. Более того, такие ДОУ могут принимать активное участие в интегрированном воспитании и обучении той части детей с отклонениями в развитии, которая находится и условиях полной интеграции. Эти дети могут получать квалифицированную коррекционную помощь через группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 26.06.99 № 129/23-16).

В подготовке данного материала активное участие принимали сотрудники Института коррекционной педагогики РАО


Методические материалы
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях"

Вы не авторизованы.

Похоже нам несказанно повезло. Мы лечились в реабилитационном центре для детей с ДЦП, а там карточки свои, к поликлиннике отношения никакого, от инвалидности отказались, вообщем есть конечно в поликлинничной карточке все наши послеродовые травмы, синдромы и парезы, но вплоть до поступления в детсад у местного невропатолога мы не появлялись. Пришли на прием, видимых патологий нет, ну шустрый очень, ну с речью плоховато, так ведь и садик логопедический. Из садика выпирать не пробовали, но у нас заведующая такая, насколько я знаю, в других группах дети с тяжелыми отклонениями есть. Обычно дети с тяжелой ЗПР находятся в садике до 8 лет, если положение совсем тяжелое направляются во вспомогательную школу. Но такой садик как наш я знаю только один и это заслуга единственно заведующей.
2002-03-13, нати
Нас выгнали. Вернее, после специализированного сада для детей с поражением ЦНС нас не взяли ни в один обычный сад. Я обошла ВСЕ сады в годоре, их у нас около 20, везде, даже в логопедическом - СТОЙКИЙ ОТКАЗ. Мотивировка - неадекватное поведение, эписиндром, спец. диета - такое не потянет ни один сад. Даже за бешеные пожертвования. Муж предлагал сделать в саду чуть ли не евроремонт за то, чтобы взяли нашего мальчика - отказались!!! Я столько раз ревела в разных кабинетах разных заведующих, что потом, пожалев себя, плюнула и мы остались дома.
2002-03-13, Наташа и Игорек
Добрый день!
Очень рада, что такая важная проблема обсуждается на главном родительском сайте, ведь именно родители наши главные помошники и противники.
Мне,дефектологу по специальности и образу жизни,а также чиновнику управления образования очень бы хотелось обсудить эту проблему и получить рекомендации практиков по организации таких групп в ДОУ.
Пишите!
Наталья


2002-05-02, Наталья
Вам очень повезло с заведующей. Все остальные давно забыли о том, что логопед. сады - это учреждения коррекционного типа, а не для постановки 2 звуков.
Вот в следующий понедельник прямо в сад придет комиссия от логопед. сада. Вот как бы от них отбазариться, а главное объяснить свою позицию: что наша проблема еще не перешла в стадию, когда может помочь логопед без специальной подготовки.-(((
2002-03-13, Muha
Как всегда теория замечательная. Даже попробую в случае проблем в следующем учебном году в нашем саду дать заведующей прочитать это письмо.
Но ответ-то будет, что условий у них нет и ради одного моего ребенка ставку дефектолога им никто не даст. А брать еще таких детей никто не захочет.
Хотя, спасибо за статью, есть то, чем можно бороться
2002-03-12, Muha
Наташа, именно поэтому я отбиваюсь руками и ногами от сада для детей с ЗПР, пропускаю мимо ушей слова психиатра об инвалидности на год. Именно потому, что с этим клеймом нас никто никуда не возьмет, чтобы мне не говорили. Тем более с инвалидностью от психиатрии.
2002-03-13, Muha
Охо-хо! :( Еле-еле отошла. Думала, что голова никогда уже не пройдет, три ночи не спала. Рука тоже "хороша". Но, слава Богу, не перелом.

Теперь Игорюша заболел гриппом, вторую неделю не оклемаемся. Прямо злой рок какой-то.
2002-03-13, Наташа и Игорек
Поделитесь:

12.03.2002
Обновлено 05.10.2013
Близкие по теме статьи
Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста
Сказка в логопедической работе с детьми раннего возраста
Сказка как один из методов коррекционной работы логопедов с детьми раннего возраста. Роль сказки в развитии речи ребенка.
Если в семье ребенок с задержкой психического развития
Если в семье ребенок с задержкой психического развития
Чем помочь ребенку с диагнозом задержки психического развития? Причины несостоятельности структурно-функциональных мозговых систем и методы коррекции.
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!