Содержание:

Столь символическое название для статьи выбрано не случайно. Именно так можно назвать игрушки, которые своими руками создают для детей их родители и воспитатели. Взрослый берет лоскут ткани и несколькими движениями превращает его в зайца с зайчатами, в белку, мальчика, или старушку, а потом придумывает о них самые увлекательные истории. Это и есть тот таинственный момент, когда детская фантазия одушевляет лоскуток ткани, делает его живым существом со своим "характером и манерами". Тогда рождается тонкая связь между малышом и взрослым, которому открываются некие тайны мира детской игры и фантазии. И это не имеет ничего общего с рынком игрушек и миром бизнеса.

К содержанию

Тайны тряпичных кукол

Нынешние взрослые (мамы и педагоги - те, с кем доводилось обсуждать тему детской игры на семинарах и в частных беседах), вспоминая свое детство, рассказывают о своих детских играх. И самые яркие воспоминания - об играх на чердаке в бабушкином доме с разной домашней утварью и тряпками, которые в игpax обретали новую жизнь, о целых семьях куколок из соломы, о найденных на прогулке шишках и их удивительных превращениях в маминых руках, о тряпичных куклах и самодельных волчках.

Что же такое таится в самодельных игрушках? Это нечто, благодаря чему они стоят особняком среди прочих игрушек, абсолютно отличаются от изготовленных промышленным способом. Присмотревшись к процессу сотворения тряпичной куклы, вязанного мячика или кораблика из куска коры, можно заметить одну интересную особенность. А именно, что взрослый увлечен, поглощен именно этой вещью, именно ее сотворением. Вместо бездушного конвейера есть тепло и забота человеческих рук. Будь то простая узелковая игрушка или сложная в изготовлении тряпичная кукла - в нее вложена часть души, и опыт в рукоделии здесь не имеет значения.

Нередко на методических занятиях в группе встречаются одна - две участницы, которые проявляют активность во время теоретической части, а в начале практической говорят: "Я в жизни ничего не шила, вязать-мастерить не умею, у меня вообще ничего никогда не получалось! Попробую, сделаю и вам тут оставлю". Каково же бывает их удивление, когда в результате выходит ладная, теплая и уже любимая игрушка. Дорогая, как собственное дитя. И вот через некоторое время можно услышать следующие наблюдения: "Тяжеленькая, мягкая, теплая кукла пробудила у моих детей удивительную привязанность. Пришлось сшить еще одну. Как приятно видеть, как они играют, ухаживают за куклами и, уютно устроившись, засыпают, крепко прижимая к себе".

Когда ребенок видит, как создается игрушка или знает, кто ее сделал, между ним и мастером возникает особая связь. Шерсть ткань, дерево - настолько простые материалы, что у малыша не возникает желания посмотреть, что там внутри. А если случилась поломка или игрушка "заболела", то ее легко вылечить-починить (в отличие от большинства пластиковых игрушек). А ведь это так важно - душевная привязанность и возможность не расставаться с любимыми игрушками.

К содержанию

Парадоксы "любви"

В процессе игры зачастую вдруг обнаруживается нехватка того или другого персонажа или предмета. И забота о наличии всего необходимого у любимого чада подталкивает родителей к покупкам очередных игрушек. Но, может быть, стоит на минуту задуматься? В этом ли заключается деятельная любовь? Ведь всем нам в жизни не раз встречались ситуации, когда именно отсутствие необходимого заставляло творчески отнестись к процессу - придумать, изобрести недостающее, сделать из подручных средств. Дети часто именно так и поступают, если им не мешают взрослые своим поспешным финансовым участием и обещаниями.

К сожалению, в наше время обеспечение ребенка игрушками все больше связывается с наличием средств и бессистемными покупками все новых и новых игрушек. При этом родители очень часто сетуют на краткий интерес к, казалось бы, желанным вещам, на их недолгую жизнь в исправном состоянии и необходимость новых покупок. В чем же дело? Не в нашей ли душевной лености? Ведь то, как ребенок примет игрушку, какой импульс, какое направление даст игре, во многом зависит от родителей. Главный мотив поведения взрослых: игрушка до мелочей должна повторять настоящую вещь. А ребенку остается только наслаждаться ее совершенством. "Я такого совершенства достичь не в состоянии, да и зачем? Сапоги должен тачать сапожник, а пироги печь - пирожник. Игрушки надо покупать!". Вот и получается, что мы обеспечиваем малыша игрушками, в которых не чувствуется человеческого труда и в которых все уже продумано и проделано за ребенка: паровозик сам ездит, музыка играет, кукла сама говорит и смеется, у нее есть наряды, украшения и все необходимые мелочи для дома, она не нуждается в заботе и опеке.

Между тем истинное участие, соответствующее детскому подспудному ожиданию и глубокой душевной потребности, заключается в другом. В проявлении родителями собственной выдумки, изобретательности, и не на словах, в виде умных советов, а на самом что ни на есть практическом деле, здесь и сейчас. Когда в присутствии ребенка изготавливаются игрушки, которые потребовались для игры, то такое деятельное участие в его детской жизни малыш ощущает как заботу и участие по отношению именно к нему. Способность сотворить недостающее из подручных средств - это ценнейшая особенность детской деятельности. И именно это умение превращать дети ценят во взрослых больше всего.

Выберем ли мы простую куклу, зверушку, машинку - игрушку, снабженную минимумом деталей, без излишних подробностей и технических возможностей? Отважимся ли сами сделать для ребенка ветряк-вертушку или куклу, лук со стрелами или фонарь? Чаще всего нет. В результате получается, что потребительское отношение к жизни, бездеятельность и леность мы закладываем в своих детях сами. А ведь возможен и другой подход: "Да, мир несовершенен. Но его можно делать лучше, удобнее, уютнее, и я помогу тебе в этом". Руководствуясь этим принципом, двигаясь малыми шагами, мы вместе с ребенком можем сами создавать то, чего еще нет. Именно создание того, чего еще нет, и называется творчеством. Двигаясь малыми шагами, мы вместе с ребенком можем сами создавать что-то. Тут не обойтись без фантазии. Не хватает тарелочек - тарелками будут ореховые скорлупки. У куклы должен быть свой "ребенок" - сделаем из носового платка или ниток. Машинисту поезда нужен дом - не беда, что нет готового, им станет раскрытая книга, укрытая лоскутом ткани, а кроваткой - еще один лоскут, свернутый в рулончик.

К содержанию

Новые приключения покрывала

Давайте уже сегодня сделаем первые шаги на пути к новой, интересной домашней жизни, наполненной фантазией.

Первое: мы предлагаем вам пересмотреть то, с чем играет ваш ребенок. Вы с удивлением можете заметить, что это могут быть и не игрушки, а что-то из домашнего имущества или кажущегося мусора. Если ничем таким он в своей игре не пользуется, то вам есть над чем поработать! И это замечательно! Сколько нового и интересного вам откроется! Подумайте, что вы можете разрешить малышу брать для игры или передать в детское пользование насовсем.

Итак, все, что вы намерены смастерить или приспособить для игры, - это игрушки, хотя их и не встретишь в продаже. Более правильное их название, - игровые материалы:

  • лоскуты однотонных тканей красивых оттенков разных размеров - от довольно больших до очень маленьких;
  • подушки и подушечки;
  • столы, стулья и скамейки;
  • чурбаки из веток и древесных стволов различных размеров и форм, изогнутые сучья, коряги, обработанные наждачной бумагой и воском;
  • шишки, каштаны, желуди, камушки, ракушки, косточки, пучки веток или соломы, разложенные по небольшим корзинкам-коробочкам;
  • корзины, непряденая овечья шерсть, шнуры, сплетенные или связанные из пряжи.

Добавьте к этому списку многое-многое другое, что может становиться игрушками по воле фантазии ребенка. Ветвистый сук может стать рогами оленя, а если на него накинуть коричневый или зеленый лоскут, то он будет горой. Кусок коры может быть корабликом, рубанком, педалью автомобиля или крышей домика. Лоскут темно-синей ткани становится озером, а если его свернуть в узкую полоску, то полотном железной дороги. А если это маленький лоскуток, то он может стать бельем для кукольной кроватки, плащом для куколки, а в опытных руках - волшебным образом превратиться в узелковую куколку или зверушку. И это лишь несколько возможных идей.

То, что эти предметы оставляют простор для детского воображения и открыты для всевозможных чудо-превращений, - их главный признак и несомненное достоинство как игрушек.

Список достоинств можно продолжить. Для игры с такими игрушками практически не существенен возраст ребенка. А в том, как ребенок с ними играет, становясь все старше, как раз и проявляется его развитие - игрушки растут и развиваются вместе с ним, обретая все более совершенные игровые образы. Столы, стулья и ширмы, покрывала и лоскутки, коряги и чурбачки - все они дают необъятные возможности для конструирования в большом и малом объеме.

Разнообразные мелочи по желанию или по необходимости, как бы сами по себе, без директивных указаний взрослого, упражняют малыша в сериации1 и классификации2. Например, деревянные столбики при возведении построек выстаиваются от самого низкого до самого высокого, а при ежедневной уборке волей-неволей приходится сортировать на группы и раскладывать по местам перемешавшиеся орехи, каштаны, ракушки, скорлупки и пр. Эти же предметы могут играть роль вкладышей для коробок форм3, в качестве которых используются разнокалиберные коробочки с крышками. Огромное разнообразие и сложные нюансы движений, которые ребенок непрерывно осуществляет при обращении с таким разнообразным материалом, упражняют крупную и мелкую моторику так, как это не могут делать многие направленные на это специализированные методики.

1Сериация - выстраивание предметов в ряд в порядке возрастания или убывания.
2Классификация - разбиение предметов на группы.
3Коробка форм ~ предмет для игры, в ходе которой малышу нужно проталкивать фигуры (вкладыши) через прорези, соответствующие этим фигурам по форме. Обычно для этого используется коробка или другая емкость с прорезями в стенках или крышке.

К содержанию

Своими руками

В богатстве и разнообразии опыта восприятия никакая промышленность не сравнится с природой. Цвет, фактура, тяжесть, легкость и многие другие свойства могут быть пережиты ребенком и освоены на собственном опыте, а не теоретически.

Большинство необходимых вещей можно найти на прогулке в саду, в лесу, у моря, или же в бабушкином сундуке, а иногда даже за обеденным столом. Таким образом, появление игрушек в доме не требует значительных материальных затрат и сохраняет дом от засилья игрушечного хлама.

В дополнение ко всему этому очень здорово, если ребенок получает игрушки, созданные теплыми родными руками мамы или папы. В наш век дефицита тепла человеческих отношений это становится особенно актуально.

Сейчас, с приближением новогодних и рождественских праздников, самое время подарить радость близким. Хотите сотворить чудо? Мы предлагаем вам несколько идей, которые можно дополнить и развить самостоятельно. Эти чудесные вещицы станут незабываемым подарком не только вашему ребенку, но и его друзьям, а также вашим родственникам и знакомым. Попробуйте! Не пожалеете!

Заячья семейка

Белая пушистая Зайчиха с зайчатами или же парочка зайчиков понравятся малышу любого возраста: и годовалому, и дошкольнику, и даже младшему школьнику.

Потребуются:

  • шерстяная пряжа - натуральная овечья шерсть, мохер без синтетических добавок или кроличий пух (примерно 10-15 г белого цвета на каждого зверька);
  • спицы № 2,5;
  • непряденая овечья шерсть или вата (шерсть значительно лучше держит форму, и игрушки, наполненные ею, можно стирать, в продаже имеется в виде подушек и одеял с шерстяным наполнителем); 4) иголка штопальная с большим ушком.

Для каждой фигурки потребуется связать только лишь квадрат - с этим справиться совсем нетрудно.

Набрав на спицы 16, 20 или 24 петли, свяжите квадрат (все петли провязываем лицевыми). В последнем ряду петли не закрываем, а нанизываем на нитку свободно, пока не стягивая. Два соседних, оставшихся свободными от нитки уголка образуют уши. Для этого каждый уголок складываем по диагонали и прошиваем (той же ниткой, которой мы вязали), до того места, где два уха сойдутся в одной точке. Ушки готовы.

Далее продолжаем шов в сторону края с ниткой донизу "вдоль позвоночника". Затем наметочным швом отделяем ушки от головы. Наполняем голову и часть туловища непряденой шерстью или ватой. Наметочным швом по окружности шеи отделяем голову, стягивая нитку и формируя шею. Наполняем плотно туловище, стягиваем нитку с набранными на нее петлями, завязываем и закрепляем. Осталось массажными движениями придать зайцу нужную форму и выделить из туловища хвостик. Для этого представим себе, на каком месте будет находиться этот кругленький комочек, определим его границы и по ним (по окружности) проложим наметочный шов. Теперь нитку надо стянуть - вот и хвостик.

Во многих европейских странах такая лента служит праздничным рождественским календарем. Срезая с него ежедневно по одному орешку со спрятанным в нем сюрпризом, отмечают дни до приближающегося Рождества. Вы же можете наполнить ее орешки сюрпризиками, чтобы каждому члену вашей семьи или гостю досталось по одному.

Золотой орех

Понадобятся:

  1. парные скорлупки от довольно крупных грецких орехов;
  2. золотая краска-аэрозоль в баллончике;
  3. старые газеты;
  4. клей "Момент";
  5. лента-атласная или шелковая бордово го, насыщенного синего или золотистого цвета шириной 3,5-4 см.

Покрасим золотой краской орехи. Для этого расстелем газеты (во избежание сильного резкого запаха в комнате лучше это делать на лоджии) и разложим скорлупки выпуклой частью вверх, покроем краской и оставим на 3-4 часа для просушки.

Лента и клей пригодятся позже.

Теперь по секрету от всех домашних приготовим сюрпризы, которые будут помещаться в золотых орешках.

Маленькая фея

Понадобятся:

  1. обрезки тонкого однотонного шелка красивых пастельных тонов;
  2. цветные нитки в тон ткани и золотая нить;
  3. комочек ваты или непряденой овечьей шерсти (лучше цветной).

Из шелка нужно вырезать кружок (на глаз) примерно 3-4 см в диаметре. Отрезать цветную нитку длиной 30-40 см для перевязывания шеи и положить ее перед собой. От кусочка шерсти или ваты отщипнуть столько, чтобы сформировать плотный шарик диаметром 4 - 5 мм. Этот шарик помещаем в центр кружочка и обтягиваем его шелком - получилась головка. Теперь плотно перевяжем место шеи приготовленной ниткой.

Таким же образом сделаем крошечные ручки-кулачки, расположение которых определим на глаз методом проб. Фея в мантии готова.

Теперь нужно сделать волосы из тончайшего облачка цветной шерсти, которые мы пришьем мелкими стежками к голове. И, конечно же, фее нужен сияющий ободок на голову - его вышиваем золотой нитью. Также для нашей феи нужно приготовить уютную кроватку - постелим в скорлупку маленький лоскуток или распушенную цветную шерсть.

Эта крошечная фея может стать для малыша волшебницей, младенцем у маленьких куколок или даже самостоятельной куклой.

Кораблик-парусник

Понадобятся:

  1. скорлупки от фисташек покрупнее;
  2. пчелиный воск или пластилин;
  3. несколько зубочисток;
  4. обрезки тонкого однотонного шелка красивых пастельных тонов;
  5. несколько штучек бисера и золотых блесток-звездочек.

Для начала нам нужно приготовить составные части корабля: фисташковую скорлупку-лодочку, от- ломить заостренную часть зубочистки - это будет мачта. Чтобы кораблик не перевернулся, высота мачты должна быть та же, что и у корпуса кораблика, или чуть больше. Не забудьте приготовить маленький лоскуток-парус, на который в серединке можно наклеить золотую звездочку.

На дно скорлупки плотно вклеиваем подогретый в руках маленький кусочек воска или пластилина, так, чтобы он был ниже бортов. На мачту поднимаем парус, прокалывая лоскуток в двух местах, а вершину мачты венчаем бисеринкой, фиксируя ее клеем, чтобы парус не сорвало "ветром странствий". Теперь мачту с парусом можно установить, закрепив ее в воске (пластилине). Парусник готов!

Особые искусницы могут сделать также крошечного капитана по образу и подобию феечки. На таком кораблике можно отправляться в путь по голубому шелковому лоскутку или по настоящей реке, в которую превратится весенний ручеек.

И ведь, верно, это не только игрушка для вашего ребенка, это также игрушка для его собственных кукольных детей.

Сюрпризом может стать звонкий "золотой" колокольчик, красивая стекляшка или другое "сокровище" из шкатулки. Возможно, вас посетят какие-то собственные идеи.

Колокольчик

Он будет совершенно неповторим, если сделать для него петельку из золотой ленточки и украсить ее несколькими цветными бусинками или звездочками. В таком виде он сможет украшать елку, звать кукольных или настоящих детей на праздничный обед, служить в сюжетной игре дверным звонком или звенеть своей песенкой для компании, затеявшей веселую игру в кругу. А песенка такая:

У меня в руках колокольчик -
веселый колокольчик.
Лили-дили-дон, дили-дили-дон,
Отдам колокольчик Ире.
У Иришки в руках колокольчик -
веселый колокольчик.
Дили-дили-дон, дили-дили-дон,
Отдам колокольчик Теме.
У Темы в руках колокольчик и т.д.

Песенка простая, поется на произвольный повторяющийся мотив, который вы можете сочинить сами.

Камушек-сокровище

Игра в камушек

Есть замечательная игра как раз для камушка. Играют в нее втроем и даже вдесятером. Водящий приседает на корочки в центре и, охватывая колени, сворачивается в округлый "камень". На его спине располагаются раскрытые кверху ладони всех участников. Если играет много народу, каждый кладет по одной ладони, если играющих мало, то по две. Камушек-сокровище (или любой другой маленький предмет, даже свернутая в комок бумажка) находится у водящего. Держа его в щепоти из трех пальцев, водящей под слова печенки плотно качается каждой ладошки по порядку этим камушком, как-будто раскладывает, но оставляет его только на последний слог.

Разыгрался Ива-ну-уш-ка
Возле белого Ка-му-уш-ка.

Затем все сживают свои ладони в кулачки и печенкой зовут "камень" идет в центр и превращается в "камень" подняться и угадать, у кого же камушек:

Кто смеется - у того, у того?
Покажи-ка на него, на него!!!

Сокровищем золотого ореха может стать как камушек от рассыпавшихся маминых бус, так и минералы, купленные специально. Например, на выставке камней можно купить так называемую галтовку (это специальный способ обработки, придающий камню округлую форму).

Такой камушек - настоящее кукольное сокровище или детско-кукольное украшение на ниточке, да и в детских играх пригодится.

Если камень на тесемочке, размер может быть любой - от 1см, если же без нее, то от 2,5-3 см для 2-3-летних детей и до 1,5 см для дошкольников и старше. Но главное, чтобы камень был действительно красив и чем-то примечателен - цветом, формой, рисунком, прозрачностью, - тогда трепетное отношение ребенка к нему гарантирует от нежелательных происшествий, которые случаются, когда дети играют с мелкими предметами.

Итак, сюрпризы заготовлены. Вернемся к золотым орехам. Вы уже понимаете, насколько ценным может стать секрет, найденный в каждом из них. Будет замечательно, если вы придумаете что-то свое.

Наши скорлупки уже высохли. Разложим их попарно так, чтобы две половинки образовали целый орех. В одну половинку ореха аккуратно вкладывается секрет. Постарайтесь, чтобы он не выступал за край скорлупки - мачту кораблика можно немного наклонить. Края обеих половинок мажем клеем "Момент" и даем чуть подсохнуть. На одну половинку накладываем ленту и прижимаем, затем сверху накладываем парную скорлупку и плотно фиксируем в руках на 1 мин. Следующий орех располагается на расстоянии не менее "одного ореха" от предыдущего.

Длина ленты определяется вами и количеством золотых орехов на ней, которых, конечно же, должно быть не меньше, чем число участников праздника. И чем разнообразнее сюрпризы, тем интереснее. Вы убедитесь, что ореховые сюрпризы пополнят вашу семейную копилку игр, а веселая праздничная атмосфера разлетится, как воздушные шары, заполняя собой и будние дни.

Играйте с детьми чаще! С выдумкой и увлечением!

Елена Абдулаева
методист учебно-методического Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета,
педагог-психолог высшей категории
Статья из декабрьского номера журнала
Мама и Малыш