Содержание:

По нашему убеждению, распорядок дня, записанный на бумаге и вывешенный на стене, — абсолютно необходимое условие для того, чтобы ребёнок развивался многосторонне (в нашем контексте — занимался музыкой) и сохранил здоровье.

Почему необходимое? Во-первых, благодаря распорядку дня мы сможем точнее оценить реальные временные возможности. Другими словами, сможем понять, что ребёнок успевает сделать, а что не успевает. Во-вторых, сможем построить день таким образом, чтобы чередовать занятия, не требующие особой двигательной активности, с занятиями, связанными с активными физическими упражнениями. Понятно, что речь идёт не о стандартном, типовом распорядке дня, а о конкретном, рассчитанном на вашего ребёнка.

Составлять такое расписание желательно совместно с сыном или дочкой. Неплохо, если удастся в конце дня вместе обсудить, что ребёнок успел сделать, а что не получилось. Возможно, внести по общему согласию в распорядок некоторые изменения. Хорошо, если в составлении расписания принимает участие учитель музыки.

Попробуем сформулировать некоторые общие пожелания:

  1. 1,5-2 часа в день ребёнку необходимы активные физические движения: занятия спортом, танцы, уроки физкультуры в школе, игра в футбол с ребятами во дворе и т.п. Такие движения — важное условие здорового образа жизни. Это как фундамент, на котором строится дом. В день, когда у сына или дочки в школе физкультура или, предположим, занятия в спортивной секции, можно несколько увеличить время для музыкальных занятий или для компьютерных игр.
  2. В рамках нашей темы необходимо выделить ежедневно время для занятий игрой на музыкальном инструменте. Сколько? Трудно дать однозначный ответ. Скажем, так: от 30 минут до 2 часов в день. Повторяем, посоветуйтесь с учителем музыки. Всё зависит от способностей ребёнка и его профессиональных перспектив. Одно дело, если ребёнок (а таких детей подавляющее большинство) занимаются музыкой, так сказать, для "общего развития". Другое дело — желание стать профессионалом.
  3. По единодушному мнению врачей, ребёнок до 7 лет должен спать 10 часов в день. После семи лет — 8-9 часов.

Конечно, желательно придерживаться распорядка дня как можно более точно. И всё-таки ребёнок остаётся ребёнком. Так что некоторые изменения, связанные с самочувствием или настроением сына иди дочки, вполне возможны.

К содержанию

Семья Шульке

Перенесёмся на некоторое время в Германию, в город Кёттен. Там находится старинная музыкальная школа, в которой более 200 лет назад преподавал великий И.С.Бах. На родине Баха и Бетховена во многих интеллигентных семьях сохранились традиции, и обучение игре на музыкальном инструменте входит в число обязательных составляющих воспитания ребёнка.

— В моём классе, — рассказывает один из авторов, преподающий фортепиано в этой музыкальной школе, — была 10 летняя ученица Инга Шульке. Я знал, что в нашей школе учатся также Петер и Эрик — два её 8-летних брата-близнеца. Петер учился на скрипке. Эрик на виолончели. Работая над темой, вынесенной в заголовок, я решил расспросить их маму, Ренату Шульке, как удаётся совместить занятия музыкой трёх детей со здоровым образом жизни. Использует ли она распорядок дня? Тем более, что сестра и братья-близнецы не только хорошо успевали в музыкальных делах, но производили впечатление детей здоровых и жизнерадостных.

— Действительно, всё непросто, — сказала Рената. — Мы живём в 5-комнатной квартире, но слышимость такая, что дети, занимаясь одновременно, мешают друг другу. Кроме того, по правилам нашего дома, нельзя играть на инструменте после 7 часов вечера и в промежуток между 13 и 15 часами. Поэтому все дети имеют своё время для занятий.

— И кто контролирует выполнение распорядка?

— Ни я, ни муж особенно не контролируем, но дети обычно перед сном рассказывают сами, как прошёл день. Мы вместе выясняем, почему что-то не получилось. Или на что-то не хватило времени. Но есть у нас и один секрет: в конце недели ребёнок, точно выполнивший все пункты распорядка дня, получает материальное поощрение. В добавление к обычным карманным деньгам.

— Входит ли в расписание дня физические упражнения, игры на свежем воздухе, занятия спортом?

— Да, входят. Мы с мужем понимаем, как это важно. Рената занимается танцами, Эрик и Петер — ходят в футбольную секцию. Естественно, что всё это успеть без точно просчитанного распорядка дня просто невозможно.

К содержанию

Частные уроки — способ сэкономить время

Конечно, о немецкой пунктуальности ходят легенды, и нам она не всегда под силу. Но кроме распорядка дня, есть другой, вполне реальный способ совместить музыкальное воспитание со здоровым образом жизни. Имеем в виду частные уроки музыки. К плюсам таких уроков относится экономия времени на дорогу в школу. Особенно если школа находится далеко от дома. К минусам — неуверенность в должной квалификации учителя, отсутствии сопутствующих обучению игре на инструменте других музыкальных занятий (хор, сольфеджио, музлитература), К тому же дети, обучающиеся частным образом, имеют меньше возможностей выступать публично.

Вот несколько советов, как уменьшить влияние минусов.

  • Узнайте, кто из педагогов музыкальной школы занимается частной практикой.
  • Поговорите с родителями учеников таких педагогов. Их мнение поможет вам сделать выбор.
  • Если вы нашли учителя по объявлению, попросите его показать диплом об окончании музыкального учебного заведения. Не стесняйтесь. Вы нанимаете его на работу, и это абсолютно нормальная процедура.
  • Посидите на первых уроках нового учителя, и вам станет ясно, умеет ли он общаться с детьми. Не забывайте, что далеко не каждый музыкант может учить детей. Игра на инструменте и обучение игре на инструменте — разные вещи. Знаем немало примеров, когда хорошие музыканты проявляли полную беспомощность в роли учителя. Тут, кроме опыта и знаний, нужны качества, которыми владеет не каждый музыкант: терпение, понимание детской психологии, а, главное любовь к детям.

К содержанию

Профессиональное обучение музыке или обучение "для себя"?

Затрагиваем этот вопрос, так как ответ на него непосредственно связан с темой, вынесенной в заголовок. После первых 2-3 лет обучения игре на инструменте надо попытаться понять, сможет ли ребёнок стать профессионалом-музыкантом и хочет ли он этого. Посоветуйтесь с педагогом. Поговорите с сыном или дочкой. Да и успехи юного музыканта подскажут вам решение. Почему это важно? Потому что профессиональное обучение музыке требует, конечно же, значительно больше времени для занятий (2-3 часа в день). Соответственно, усложняются проблемы, связанные со здоровьем. Становится сложнее удовлетворить потребность детей в движении, обеспечить достаточное пребывание достаточное время на воздухе и др.

К содержанию

Музыка лечит

Ещё древние заметили, что слушание музыки и игра на инструменте оказывают благотворное влияние на здоровье человека. Древнегреческий математик и философ Пифагор, пишет его современник, " ...смешивая различные мелодии, поворачивал к противоположному состоянию раздражение, неуместную ревность, крайность страстей".

В методе Пифагора нет ничего мистического. Дайте вашим сыну или дочке послушать бодрые, оптимистические мелодии, например, музыку Исаака Дунаевского, и вы увидите, как улучшится настроение ребенка. А заодно, и ваше. Излишне возбудимого, нервного малыша успокоит нежная, мелодичная музыка. Например, "Осенняя песня" из цикла "Времена года" П.И.Чайковского или "Песня Сольвейг" Грига.

Американские учёные в результате продолжительных экспериментов пришли к выводу, что древние были правы, и правильно подобранные мелодии оказывают сильное терапевтическое воздействие. Например, романтическая музыка Шумана, Шуберта, Чайковского, Шопена снимает стресс, нервные напряжения. Медленная музыка Баха, Генделя, Вивальди создаёт ощущение уверенности в своих силах, безопасности.

Кстати, сегодня в аптеках Китая, Индии и Японии продаются диски с музыкальными альбомами, которые, в буквальном смысле слова, лечат. Они так и называются: "бессонница", "нервы", "почки", "печень" и т. п. На этих дисках собраны отрывки из произведений различных композиторов, прослушивание которых позволяет излечить те или иные заболевания. При этом замечено, что особенно часто звучит музыка Моцарта. Почему?

К содержанию

Феномен Жерара Депардье

Идею Пифагора (слушание музыки лечит) продолжил французский врач-отоларинголог Альфред Томатис. По мнению Томатиса, особо сильное целительное воздействие на человека оказывает музыка Вольфганга Амадея Моцарта.

В этой связи рассказывают необычную историю известного французского актёра Жерара Депардье. Юный Жерар страдал депрессией, сильно заикался. Но он с детства мечтал стать актёром и не мыслил жизни без сцены. Приятель посоветовал ему поехать в Париж к доктору медицинских наук Томатису, метод слуховой терапии которого уже широко использовался для лечения детей от речевых расстройств.

— Я помогу вам, — сказал врач. И назначил совершенно необычное лечение. — Приходите ко мне ежедневно и слушайте музыку Моцарта.

В это трудно поверить, но уже через несколько таких "сеансов" Депардье почувствовал себя лучше. Появился аппетит. Улучшился сон. А, главное, всё более уходило косноязычие. После трёхнедельного курса заикание ушло окончательно, а Моцарт стал любимым композитором великого актёра. "До Томатиса, — вспоминает актёр, — я не мог довести до конца ни одного предложения. Этот врач вернул меня к жизни".

Мы тоже советуем вам больше давать детям слушать музыку Моцарта. Конечно, и других композиторов тоже. Но всё-таки больше слушайте Моцарта.

К содержанию

Почему именно Моцарт?

Точно ответить на этот вопрос невозможно. Впрочем, в жизни есть много труднообъяснимого. Выскажем лишь некоторые соображения.

  • Значительная часть музыки гениального композитора написана в совсем юном возрасте и, может быть, поэтому близка детям.
  • Музыка Моцарта ясна и понятна.
  • Моцартовская музыка в большей степени, чем музыка других композиторов, соответствует самому важному правилу золотой середины: "не слишком". Не слишком быстрая и не слишком медленная, не слишком взволнованная и не слишком спокойная, не слишком громкая и не слишком тихая. Возможно, музыка Моцарта, выражаясь научным языком, поможет ребёнку восстановить энергетический баланс. Как говорил уже упоминаемый нами Пифагор, "привести страсти к равновесию".

Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы
Анатолий Зак, детский психолог