Содержание:

Один первоклассник мучается с задачей, а другой щелкает их горстями, как орехи. Соседский мальчуган ловит все на лету, а наша доча с трудом и неохотой освоила всего пять букв. Конечно, многое зависит от природы. Что дано, то дано. Но... Мы, родители, можем помочь своему малышу стать сообразительным интеллектуалом и творческой личностью.

Все, что окружает младенца, влияет на развитие его мозга и формирование интеллекта. В первые годы жизни мозг занят формированием системы передачи информации. Получая различные впечатления, он создает крошечные соединения нервных клеток, называемые синапсами. Количество этих синапсов напрямую зависит от количества "стимулов" (впечатлений), получаемых ребенком. Повторное возбуждение синапсов усиливает эти связи и делает их постоянными. А молодые соединения, не получая достаточной стимуляции, могут заглохнуть. Такой интенсивный период мозгового роста и формирования сети случается только однажды в течение жизни.

Поэтому основное и самое важное время для развивающегося молодого мозга — первые годы жизни. У нас есть краткая и бесценная возможность помочь нашим малышам сформировать мозговые схемы. Вот только несколько забавных фактов, обнаруженных исследователями:

  • Малыши имеют биологическую потребность и желают учиться!
  • Формирование основной сети синапсов мозга почти заканчивается уже к 3 годам. Далее идет только ее незначительный рост.
  • Чем больше "стимулов" получит Ваш ребенок, тем больше схем будет построено для его успешного и эффективного развития в дальнейшем.
  • В зависимости от окружающей среды и стимуляции, количество нервных соединений в мозгу может увеличиваться или уменьшаться на 25%.
  • Младенцы предпочитают контрастным изображениям.
  • Визуальное возбуждение стимулирует развитие любопытства, внимательности и концентрации внимания.
  • Лучшая игрушка вашего ребенка — Вы! Взаимодействуйте с вашим ребенком как можно больше!

К содержанию

Как же стимулировать развитие мозга малыша:

  • Любовь. Прежде всего, помните, любовь и привязанность — совершенно реальные потребности, такие как еда и сон. Ваш ребенок никогда не пробует манипулировать Вами или контролировать Вас. Он просто имеет биологическую потребность в вашей любви — никогда не лишайте его вашей чуткой привязанности. Безоговорочная любовь формирует сильное чувство собственного достоинства и способствует развитию мозговой системы.
  • Говорите с вашим карапузом часто, добрым голосом, используйте как можно больше слов и выражений. Ваш голос — это его любимый звук (он слышал его еще до рождения).
  • Отвечайте на запросы вашего малыша без колебаний. Это поможет ему понять, что он может влиять на окружающий мир и добиваться желаемого, придаст уверенности в собственных силах. А также стимулирует общение с людьми и развитие разговорного навыка.
  • Касайтесь вашего малыша. Исследователи заметили, что недоношенные дети, которым делали массаж, развивались быстрее, меньше кричали и выписывались из больницы раньше, чем малыши, которым массаж не делали. Не стесняйтесь "телячьих нежностей", ваши ласковые прикосновения дают ему возможность почувствовать свое тело.
  • Поощряйте подражание. Ваш кроха постоянно наблюдает за вами и ищет пути подражания вашему голосу и выражению лица. Стройте ему различные рожицы, издавайте "интересные" звуки, подражая работающему мотору, собаке, шуму прибоя.
  • Позволяйте вашему ребенку исследовать различные текстуры и температуры (не слишком экстремальные, конечно). Обеспечьте вашему маленькому исследователю безопасное поле деятельности. Разрешите ему поиграть с крупой (в специально отведенном месте и небольших количествах), залезть в лужу (в предварительно надетых сапогах). Но всегда будьте готовы спокойно принять меры по спасению: высушить промокшее чадо и напоить горячим чаем, чтоб не заболело, отмыть от краски руки, физиономию и пятки, вытереть лужу в ванной.
  • Чтение книг: вас не должно смущать то, что ваш ребенок еще не может следить за сюжетом. Зато он уже любит звук вашего голоса и может рассматривать картинки.
  • Включайте музыку для вашего ребенка. Было установлено, что музыка Моцарта стимулирует те же самые нейроны мозга, которые позже буду задействованы при изучении в математики.
  • Вы в отчаянии оттого, что ваш ребенок, не прекращая, бросает игрушки в стену? Или рассыпал мешок с фасолью ровным слоем по полу кухни? Успокойтесь! Ваш малыш просто изучает траектории полета и свойства сыпучих материалов. Поймите, он пытается понять, как устроен этот большой и новый для него мир.

Ася Вазарова, по материалам сайта "Oh Baby!".