Содержание:

Мягкая игрушка прочно ассоциируется у нас с образами беспечного, счастливого детства. Пушистые верные друзья дают ощущение теплоты, спокойствия и комфорта. А могут ли они послужить развитию малыша?

Мягкие игрушки изготовлены из приятной на ощупь ткани. Материал может быть самым разным: флис, велюр, искусственный мех, трикотаж, бархат, плюш, — он может иметь как ворсовую, так и безворсовую структуру. Наполняют такие игрушки разными наполнителями — синтепоном, ватой, поролоном. Части тела игрушки могут быть наполнены маленькими пластиковыми шариками. Перебирая шарики, малыш развивает мелкую моторику, совершенствует осязание.

Производители детских товаров предлагают такой широкий выбор мягких игрушек, что классифицировать их довольно сложно. Все же попробуем среди этого многообразия выделить основные виды мягких игрушек:

  • Простая игрушка. Не содержит механизмов. Ткани, из которых изготовлены игрушки, имеют разнообразную фактуру и цвет.
  • Музыкальная мягкая игрушка. Внутрь ее вшито электронное устройство, при нажатии на кнопку звучит музыка. Мягкий пушистый друг может петь песенки, читать стихи, произносить отдельные фразы. Можно встретить игрушки со световыми эффектами, мигающие разноцветными лампочками, флуоресцентные — выполненные из светящегося в темноте материала.
  • Мягкая игрушка как часть развивающих комплексов: мобилей, подвесных каруселей, развивающих ковриков, игровых панелей, подвесок, прикрепляющихся к кроватке или детскому креслу.
  • Мягкие книжки. Первые книжки для малышей могут быть изготовлены из мягкого материала, чаще всего из хлопка, трикотажа или флиса. На страничках в виде аппликаций из ткани изображены сцены из жизни, предметы и объекты окружающего мира. Такие книжки имеют различные дополнения — приспособления, издающие звуки, мягкие или резиновые части, музыкальные устройства, шнурочки, кармашки, вкладыши.
  • Игрушка-погремушка. Представляет собой мягкую игрушку, к которой прикреплены или вшиты внутрь погремушки, пищалки, шуршалки и прочие приспособления, издающие звук
  • Мягкая перчаточная кукла. Состоит из основы — перчатки и различных дополнений из тканей разной фактуры. Такая игрушка специфична: на первых порах "оживлять" ее придется взрослому, а ребенок становится наблюдателем.
  • Мягкие кубики. Отличаются от классических кубиков только размерами и материалом: вместо дерева или пластмассы используется поролон, обтянутый тканью — искусственным мехом, велюром, дерматином или трикотажем. Мягкие кубики, как правило, большие и подходят для строительной игры в младшем возрасте.

Назначение мягкой игрушки зависит от ее вида:

  • Мягкая пушистая игрушка, приятная на ощупь, призвана формировать у малыша эмоциональный отклик на позитивные тактильные ощущения, развивать сопереживание и привязанность. Прикосновение к мягкой, теплой, шероховатой поверхности вызывает у крохи приятные ощущения, доставляет комфорт и дает чувство защищенности.
  • Музыкальная игрушка развивает слуховое восприятие и сосредоточение, ориентировку в пространстве в поисках источника звука, умение соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения.
  • Мягкие книжки очень удобно "читать": рассматривать яркие разноцветные иллюстрации; получать разнообразные ощущения, прикасаясь к различным по фактуре материалам; прислушиваться к разным звукам, приводя в действие музыкальный механизм или используя звуковые приспособления. Развивающие возможности такой игрушки очень широки: с ее помощью кроха совершенствует осязание, слух и зрение. Кроме того, подобная книжка не мнется, странички не рвутся, а значит, она долго будет служить вашему малышу.
  • Игрушки со звучащими элементами предназначены развивать зрительно-слуховую координацию и сосредоточение.
  • Надев на руку мягкую куклу-перчатку, взрослый может демонстрировать ребенку сценки из жизни, разыгрывать сказки, общаться с малышом от имени этой игрушки. Подобные инсценировки знакомят малыша с такой важной формой речи, как диалог, учат общаться, побуждают произносить звуки и слова, способствуют накоплению словарного запаса ребенка.
  • Мягкие кубики можно бросать и сминать, строить башни, возводить стены.

Все игрушки призваны помочь малышу познакомиться с миром предметов, окружающих его. Помните: важно не то, какого цвета, формы и фактуры будет игрушка, а какие существуют способы и возможности игры с ней, каким образом вы общаетесь с ребенком посредством этой игрушки и как реагируете на его успехи и неудачи.

К содержанию

Игра начинается

Ребенок, появившийся на свет, уже способен видеть, слышать и чувствовать. Самый важный период интенсивного развития этих способностей — первое полугодие жизни малыша. Важно помочь ему получить первый чувственный опыт — предоставить необходимую сенсорную информацию.

Выбираем мягкую игрушку

Покупая игрушку, обратите внимание на следующие моменты:

  • Швы должны быть прочными, кусочки наполнителя — не торчать из игрушки. Убедитесь, слегка пощипав шерстку игрушки, что ворс не остается в руках, сожмите ее — наполнитель не должен вываливаться.
  • Мелкие детали: глазки, бантики, украшения — должны быть надежно прикреплены. В целях безопасности крохи, чем меньше будет мелких деталей, тем лучше.
  • Фактура материала должна быть приятна на ощупь. Недопустимы игрушки из материала с блестками, пайетками, бусинами, колющим ворсом.
  • Для крохи до 6 месяцев больше всего подойдут игрушки, имеющие безворсовое покрытие (флис. трикотаж, кашемир) или с коротким ворсом (плюш, бархат, велюр). Длинный ворс собирает много пыли, кусочки ворса могут попасть ребенку в рот или дыхательные пути.
  • Не покупайте ребенку игрушки огромных размеров: такая игрушка собирает много пыли, с ней неудобно играть, она может испугать малыша.

Крохе 1 месяц. Этот маленький комочек уже многое умеет: покажите ему мягкую игрушку — ребенок замер, зафиксировал на ней взгляд. Игрушка музицирует? Включите музыку — малыш прислушивается, стараясь определить, откуда идет звук.

В первый месяц жизни кроха учится не только фиксировать взгляд на разных предметах, но и получать первый тактильный опыт. И здесь не обойтись без мягких игрушек. Возьмите 2-3 небольшие игрушки разной фактуры. Ребенок пока не умеет брать и удерживать игрушку. Здесь необходимо ваше активное участие: проведите каждой игрушкой по ручке малыша, запястью, тыльной стороне ладошки, по щечкам, ножкам, пяточкам. Кроха замирает, прислушиваясь к новым ощущениям.

Малышу очень нравится рассматривать ваше лицо, видеть вашу улыбку, выразительную мимику. Повесьте над кроваткой игрушку, напоминающую своими очертаниями и пропорциями лицо человека (например, улыбающееся плюшевое солнышко, мягкий мячик с глазками, ртом и носиком). В минуты бодрствования кроха будет пытаться удержать взгляд на игрушке.

К 2 месяцам малыш уже способен фиксировать взгляд на предметах, следить за их движением. Подбирайте для показа игрушки ярких цветов, избегая бледных пастельных оттенков: такие цвета не привлекают внимание крохи. Назовите цвет игрушки, покажите, где у нее глазки, носик, ротик — ребенок в состоянии следить за вашими жестами, внимательно рассматривать игрушку.

Для развития слухового сосредоточения пригодятся музыкальные игрушки. Покажите ребенку игрушку, включив музыку, — малыш замирает, прислушивается. Медленно отведите игрушку в одну сторону, в другую, вверх, вниз — кроха следит взглядом за ее перемещением.

Но вот музыка закончилась — дайте возможность ребенку потрогать мягкого друга. Если малыш не потянется к игрушке, легко подтолкните его ручки: натолкнувшись на мягкое, малыш пробует ощупать игрушку, схватить ее за шерстку. Так мы развиваем тактильную чувствительность и осязание.

В 3 месяца ребенок уже пытается тянуться к игрушке, схватить ее, потрогать. Развить умение координировать свои движения, захватывать игрушку и удерживать ее можно с помощью следующего упражнения. Поднесите малыша к игрушкам, заранее расставленным в ряд на полочке. Укажите на каждую и расскажите, как называется та или иная игрушка, побуждайте кроху тянуться к ним, схватить их или столкнуть с полки.

Ничего лишнего!

Не населяйте кроватку, где спит ваш малыш, множеством мягких игрушек, поскольку нарушается циркуляция воздуха, игрушки могут упасть на ребенка при его движении. Лучше иметь одну игрушку, специально предназначенную для укладывания спать, — как часть своеобразного ритуала отхода ко сну. Это может быть мягкая игрушка нежных пастельных тонов, успокаивающих нервную систему, которую малышу будет приятно и удобно обнимать.

Можно подвесить игрушки к кроватке малыша так, чтобы он, двигая ручками, мог случайно натолкнуться на них и потрогать. Кроха учится понимать причинно-следственную связь между движением своей руки и прикосновением к предмету. Это необходимый этап в овладении умением совершать целенаправленные действия рукой.

Маленький ребенок прислушивается к словам, которые вы произносите, поэтому чаще разговаривайте с ним, комментируйте все, что вы делаете.

В 4 месяца малыш уверенно хватает игрушку, ощупывает пальчиками, тянет ее в рот. Овладение ощупывающими движениями руки — важное достижение крохи. Таким образом развивается восприятие фактуры материала, умение ассоциировать получаемые ощущения с их источником, развивается мелкая моторика. Для совершенствования этих умений понадобится несколько (4-5) мягких игрушек из материалов разной фактуры — плюша, велюра, искусственного меха, трикотажа — и игрушки с особым наполнителем — пластиковыми гранулами. Предложите малышу поочередно каждую игрушку — пусть он прикоснется к ней, потрогает, ощупает и даже попробует на вкус. От соприкосновения с каждой игрушкой ребенок получает разные ощущения, учится сравнивать их. Не исключено, что какая-то игрушка понравится ему больше: он долго будет исследовать ее. Затем усложните задачу: добавьте игрушки из других материалов — дерева, пластмассы, резины.

Нежный детский слух очень восприимчив к мелодичным, плавным интонациям голоса взрослого. Читайте ему стишки и потешки, пойте песенки. И конечно, привлекайте к этим веселым занятиям мягкие игрушки. Например, можно инсценировать стихи А. Барто "Мои игрушки". Скорее всего, вы помните их наизусть. Покажите ребенку мягкого пушистого зайчика, прочтите стишок:

"Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог —
Весь до ниточки промок".

А вот в гости к малышу прискакала забавная лошадка:

"Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости".

Пусть игрушки совершают различные действия: лошадка скачет, зайка сидит на бортике кроватки и машет лапкой крохе, бычок "идет, качается" по столу, слон кивает головой. Такая инсценировка стихов очень полезна для крохи: он учится связывать зрительные и слуховые ощущения, концентрировать внимание.

В 5 месяцев у крохи может появиться любимая игрушка. И нередко это бывает мягкая яркая игрушка. Некоторые дети очень привязываются к своим плюшевым мишкам и зайчикам уже на первом году жизни, а затем проносят это чувство вплоть до начальной школы, а порой и через всю жизнь.

Совершенствуются движения вашего крохи: он может дотягиваться до предметов, заинтересовавших его. Положите вне зоны досягаемости малыша его любимые игрушки. Это так заманчиво — дотянуться до них самому! Таким образом вы подталкиваете его к самостоятельным действиям, способствуете активному развитию навыков ползания. Играя с ребенком, очень важно поддерживать его ласковым голосом и хвалить за любые успехи.

Для развития мыслительных процессов полезна такая игра. Игрушка забегает за экран (лист плотной бумаги А4) и выбегает с другой стороны экрана. Несколько раз показав ребенку этот трюк, вы увидите, что он направляет свой взгляд на ту сторону экрана, откуда должна выбежать игрушка, ждет ее появления и радуется, когда игрушка появляется. Таким образом малыш устанавливает очень значимую для его развития истину: предмет не перестает существовать, пропав из поля зрения.

В 6 месяцев малыш активно учится ползать. Развивать этот навык можно с помощью привлекательных для него игрушек. Выложите дорожку из игрушек, разместив их на небольшом расстоянии друг от друга. Привлекая внимание крохи одной игрушкой, поощряем его ползти по направлению к ней и взять ее. Затем привлечем внимание другой игрушкой и т.д. На первых порах, когда малыш еще не освоил навык ползания в совершенстве, игрушек не должно быть много — 2 или 3 вполне достаточно.

На этом этапе своего развития ребенок осваивает разнообразные действия с предметами — активно развивается наглядно-действенное мышление. Следующее упражнение поможет крохе освоить ряд действий: брать предмет, вкладывать в пустую емкость и вынимать его оттуда.

Несколько мягких игрушек кладем в небольшую коробку. Начинаем инсценировать сказку "Теремок" — доставать по очереди игрушки со словами: "Терем-теремок, кто в тереме живет?" В коробку можно положить самые разные мягкие игрушки. Не бойтесь импровизировать, сочинять свой вариант сказки: и наряду с мышкой-норушкой, лисичкой-сестричкой пусть там живут и колобок — румяный бок, и песик — черный носик, и киска — мурыска — какие мягкие игрушки есть под рукой. Малыш может заинтересоваться этой игрой, захочет сам населить теремок разными зверятами — и будет складывать игрушки в коробку.

К содержанию

Уход за игрушкой

Мягкая игрушка обладает одним неприятным свойством — скапливать пыль. Поэтому ее нужно часто стирать или пылесосить.

Стирка в стиральной машине подходит лишь для мягких игрушек без встроенных механизмов, с синтепоновым или поролоновым наполнителем. Стирать такие игрушки нужно отдельно от белья в режиме деликатной стирки, а высушивать на солнце или около обогревательных приборов. После стирки тщательно проверьте целостность игрушки: убедитесь, не лопнул ли шов, прочно ли прикреплены детали.

Музыкальные игрушки стирать не рекомендуется, иначе происходит намокание электронных контактов, и механизм выходит из строя. Собирать пыль с таких игрушек можно с помощью пылесоса со специальной насадкой.

Елена Федорова
Педагог-психолог, преподаватель кафедры педагогики и психологии детства
Уральского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга