Содержание:

Старый хозяин шляпного магазина заметил, что подруга-советчица ни разу не порекомендовала его клиентке купить действительно украшавшую ее шляпку. Однако дамы со странным упорством продолжали ходить за покупками вдвоем... Видимо, взгляд со стороны был, есть и будет залогом правильного выбора.

Шоппер - это стилист-имиджмейкер, специализирующийся на внешнем облике клиента. Однако, в отличие от обычного имиджмейкера, шоппер не просто подбирает индивидуальный стиль одежды, но и помогает воплотить придуманный образ в жизнь. Попросту говоря, сопровождает клиента в походе по магазинам.

Мода на персональных шопперов пришла из Голливуда. Актеры и продюсеры, просто обязанные иметь большой и разнообразный, а главное, "индивидуальный" гардероб, первыми начали прибегать к их услугам. Некоторые звезды дошли до того, что полностью переложили на шопперов процесс подбора и поиска одежды. И последние ныне не только рыщут по магазинам родного Лос-Анджелеса, но и отправляются к лучшим модельерам Парижа, Милана и Лондона.

В России профессия шоппера проходит по разряду экзотики, во всевозможных официальных ГОСТах не значится; в вузах на "гида по стилю" не учат, теоретическая база и должностные инструкции только формируются. Так чем же занимаются шопперы? Рассказывает Ольга Меньшикова, консультант агентства "Гид по стилю": "Сначала мы проводим с клиентом пять встреч (всего около 10 часов), во время которых создаем концепцию его стиля. Подбираем наиболее подходящую палитру и комбинации цветов, варианты кроя - вплоть до формы воротников и лацканов. Параллельно определяем наиболее подходящие торговые марки. В результате клиент получает индивидуальную технологию составления гардероба. И теоретически может осуществить подбор одежды самостоятельно. Однако многое открывая для себя, человек понимает, что не знает еще больше. Поэтому сам просит сопровождать его в походе по магазинам". (Такое сопровождение стоит от $25 до $150 в час, в зависимости от уровня запросов и специфики клиента.) На первый взгляд - весьма непыльная работенка. Но не все так просто...

Непосредственному шоппинг-сопровождению предшествует серьезная подготовительная работа. Андрей Шевченко, консультант агентства "Пятое авеню": "Четыре раза в год, в начале каждого сезона, я провожу мониторинг - объезжаю определенные магазины (бутики) и смотрю, какие коллекции привезли. Это, так сказать, общая разведка. А когда поступает конкретный запрос от клиента, занимаюсь дополнительными приготовлениями. Например, уточняю наличие определенных моделей соответствующего размера, составляю маршрут передвижения по магазинам".

Итак, в отличие от обычного стилиста, шоппер обязан прекрасно ориентироваться в предложениях "местного" модного рынка. Однако этим дело не ограничивается. Андрей Шевченко: "Просто одежды и обуви недостаточно. Имидж создает все. Одному клиенту, полностью сменившему гардероб, я порекомендовал выделить еще пару тысяч долларов, чтобы переодеть его персонального водителя".

Еще одна задача шоппера - уложиться в оговоренный бюджет. Это особенно актуально при работе с представителями среднего класса. И тут есть свои секреты. Шоппер знает: практически любую одежду или обувь можно купить в два раза дешевле в так называемых шоу-румах - недоступных для посторонних выставках-продажах. Так, мужской костюм, вывешенный в бутике на Тверской за $2000, в шоу-руме реально приобрести за $1000. Просто места надо знать. Кстати, в зависимости от притязаний и материальных возможностей за один день шоппинга (около четырех часов - больше физически тяжело) клиент тратит в среднем от $1000 до $5000.

Но иногда шоппер одевает "бедного студента" на $300 так, что тот выглядит принцем. Или помогает "нефтянику" потратить $30 000 на эксклюзив.

Кроме того, обязательным элементом работы консультанта является "спасение" старого гардероба. Иными словами, шоппер, порывшись в шкафу клиента, советует от чего-то избавиться, а что-то оставить. К "одобренным" вещам будут подбираться другие элементы.

И наконец, персональный сопровождающий должен сдерживать клиента, страдающего ониоманией - страстью к неуемным, подчас бессмысленным покупкам. Ирина Сохина, консультант по имиджу: "Особое внимание я уделяю так называемым "эмоциональным покупкам", когда вещь вроде бы не очень нужна и не очень подходит, но очень нравится! Важно понимать, что делать в таких случаях, чтобы потом не сожалеть о потраченных впустую деньгах".

Постепенно клиент перестает нуждаться в консультанте. "После трех-четырех тренировок по шоппингу человек может делать покупки самостоятельно, не испытывая проблем и неудобств", - уверяет Ирина Сохина.

К содержанию

И что же в результате?

Ольга Братчикова, руководитель агентства репутационных технологий "БизнесИмиджКлуб": "В итоге составляется разнообразный и во всех отношениях правильный гардероб, соответствующий выбранному индивидуальному стилю. Идеальный вариант - в шкафу ничего лишнего и всегда есть что надеть". Преобразившись, человек замечает, как меняется отношение к нему внешнего мира. Что поделаешь, встречают по одежке. Женщины начинают ловить на себе все больше восхищенных мужских взглядов и завистливых вздохов соперниц. Ну а мужчины... По словам Андрея Шевченко, главный индикатор - "уважение официанта". Уж эти-то разбираются.

Кому-то новый гардероб позволяет круто изменить судьбу: продвинуться по служебной лестнице, привлечь бизнес-партнеров, в крайнем случае, просто удачно устроить личную жизнь. Например, клиентам Андрея Шевченко имидж "лондонских аристократов" позволил произвести неизгладимое впечатление на сибирского бизнесмена и выгодно приобрести небольшой заводик. А клиент Ольги Меньшиковой благодаря новой одежде избавился от образа зануды и завоевал руку и сердце понравившейся девушки. С "творением" же Ирины Сохиной случился просто курьез. Новый наряд настолько преобразил человека, его походку, осанку, что его не сразу узнал близкий друг!

Николай Ниловский, начальник рекламного отдела Торгового дома "Кристалл-Лефортово" (клиент Ольги Братчиковой): "В результате шоппинг-сопровождения был сформирован мой рабочий гардероб". Игорь Ш., владелец крупной чайной компании (клиент Ирины Сохиной): "Никогда бы не подумал, что предложенные оттенки мне подходят. Сам я бы их не выбрал".

Однако ошибочно думать, что клиентами шопперов становятся только состоятельные мужчины, желающие соответствовать своему бизнес-статусу. Услугами стилиста-имиджмейкера с последующим шоппинг-сопровождением пользуются и молодые карьеристы, и жены, желающие соответствовать своим мужьям, и претендентки на роль жен.

По словам консультантов, средний возраст клиентов - около 30 лет. Хотя попадаются и солидные люди лет пятидесяти и старше. Или наоборот, студенты и даже подростки, за которых платят родители. Деление по половому признаку - 50 на 50. И если мужчины, как правило, оплачивают свои покупки сами, то за женщин в половине случаев рассчитывается муж или кто-то еще. Кстати, ситуация из фильма "Красотка", когда герой Ричарда Гира привел бедную девушку в бутик и одел ее как леди, достаточно распространена. Но есть нюансы... Рассказывает Ольга Меньшикова: "Однажды к нам обратился мужчина с просьбой одеть его "знакомую". Пара приехала из Петрозаводска на три дня. Девушка вышла в финал местного конкурса красоты, и ей срочно нужен был "убойный" наряд для "решающей схватки". Их повезли в хороший бутик и выбрали отличные, элегантные вещи, подчеркивавшие правильные черты лица и линии фигуры. Провинциальная красотка преобразилась в европейскую принцессу. Однако девушка все забраковала! И поехала на конкурс в голубом платье с оборками".

А бывают сюжеты из "Красотки" наоборот. Ольга Братчикова: "У нас есть понятие "денежный мешок" - человек, который платит за покупки. Обычно - мужчина, который хочет приодеть свою подругу. Но как-то я столкнулась с тем, что в роли "денежного мешка" выступала женщина, одевавшая своего молодого друга. Причем вышел на меня именно мужчина, и лишь во время похода по магазинам я увидела, кто платит".

Зарабатывают шопперы по-разному, все зависит от толщины кошелька клиента и поставленных задач. Гонорар складывается, как правило, из почасовой оплаты ($25–150 в час). Некоторые шопперы дополнительно берут определенный процент от суммы покупки, однако подобный подход настораживает - получается, что шопперу выгодно "раскрутить" клиента на большие траты, а это непрофессионально. "Правильные" шопперы по такой схеме не работают. Помимо этого иногда клиенты дополняют гонорар чаевыми. Не исключен и "побочный" заработок - комиссионные от магазинов, где совершаются покупки. Но профессионалы предпочитают с ними не связываться - ангажированность ограничивает свободу выбора и, соответственно, качество работы.

В общем, как и у любого свободного "художника", заработок шоппера нестабилен, зависит от "всплесков покупательской активности". У кого-то среднемесячный доход составляет $2000, а у кого-то - значительно больше. И гардероб самого шоппера всегда на должном уровне. Сапожников без сапог в этой профессии не бывает. А как иначе?

Алексей Боярский
Статья из июльского номера журнала
Карьера