Содержание:

С раннего детства мы обеспечиваем свое дитя игрушками, в которых уже почти все проделано за ребенка. Крохе остается лишь совершить простое действие: нажать на кнопку — и музыка заиграет, кукла заплачет или засмеется; передвинуть переключатель — и лошадка двинется везти повозку с куклой, а игрушечный поезд поедет по железной дороге. Затрачиваемые усилия непропорциональны отдаче, а игрушки можно использовать только так, как было сказано, лишь по продуманному взрослыми сценарию.

Какая бы красивая, нарядная, завлекающая игрушка ни была, при продуманном заранее сценарии игры она вскоре надоедает ребенку. Такие игрушки напоминают искусно сделанный Дроссельмейером замок со множеством зеркальных окон и золотых башен, который тот приносит к Мари и Фрицу в подарок на рождество (сказка Э.Т. А. Гофмана о Щелкунчике). "Заиграла музыка, двери и окна распахнулись, и все увидели, что в залах прохаживаются крошечные, но очень изящно сделанные кавалеры и дамы в шляпах с перьями и в платьях с длинными шлейфами. В центральном зале, который весь так и сиял, под музыку плясали дети в коротких камзольчиках и юбочках. Господин в изумрудно-зеленом плаще выглядывал из окна, раскланивался и снова прятался, а внизу, в дверях замка, появлялся и снова уходил крестный Дроссельмейер, только ростом он был с папин мизинец, не больше". Магия, чудо, волшебство— не правда ли?

Помните, Фриц сначала попросил крестного пустить его к себе в такой чудесный замок, затем просил, чтобы Дроссельмейер вышел из другой двери, или чтобы дети спустились вниз, но на все получал ответ, что этого никак нельзя.

Мальчик формулирует глубокую и верную мысль, которая и поныне приходит в голову не всякому взрослому, спешащему порадовать своего ребенка новой игрушкой последнего поколения. "Послушай, крестный, раз нарядные человечки в замке только и знают, что повторять одно и то же, так что в них толку? Мне они не нужны. Нет, мои гусары куда лучше! Они маршируют вперед, назад, как мне вздумается, и не заперты в доме".

Это прочувствовала и Мари, она тоже "потихоньку отошла: и ей тоже наскучили танцы и гулянье кукол в замке".

Многие автоматизированные куклы рассчитаны на определенные манипуляции: куклам-малышам можно менять подгузники, их ротик навсегда застыл в полуоткрытом виде, чтобы туда можно было вставлять соску. Куклы-дети писают и ходят на горшок не когда малышу "вздумается", а когда это происходит по-настоящему. "Взрослые" стройные красавицы-куклы со своими нарядами, машинами, мужьями детьми — все равно словно "заперты в доме".

Случается наблюдать, как девочка с равнодушным видом надавливает на ручку куколке Кате, чтобы услышать от нее нужную фразу. Возникает страх — а будет ли она еще что-то сама придумывать за куклу, сможет ли ее Катя "сама" захотеть и сказать что-то новое? Есть ли здесь душевная привязанность, сходная с чувством любви, хотя бы и к пластиковой девочке, или это лишь безучастная имитация заботы?..

Так какие же куклы нужны нашим малышам и как обустроить игровое пространство для игры с куклами, оставляющее место детским фантазиям и вере в чудеса?

К содержанию

Куклы-самоделки

Кукла, приготовленная заботливыми бабушкиными или мамиными руками для любимого чада, имеет свой неповторимый образ, а главное — вложенную в нее часть душевного тепла. Мама магически вкладывает в куколку именно тот характер, который так близок именно ее малышу — а ведь дети переносят на себя характер своих игрушек. Но поскольку глаза, ротик, носик изображены у куклы довольно-таки условно, это позволяет воображению дорисовать эмоциональный образ.

Фантазия мам-рукодельниц не имеет границ. Для самодельной куклы шьется платье — простое или с вышивкой, с лентами и оборками. Для набивки кукол можно использовать как овечью шерсть или опилки, так и лоскутки ткани, солому, сборы целебных трав (например, из аптеки сборы для спокойного сна), даже камешки (не более 1 кг, но чтобы кукла была тяжелой, как настоящий ребенок)!

К содержанию

Современные куклы

Самодельные куклы — это полезный опыт и переживания, с которыми никогда не рано и не поздно познакомить малыша. Пусть он увидит и прочувствует мир игрушек, которые были когда-то давно, которыми играли еще его прабабушки. И все же, как заявляют мамы, покупающие кукол нового поколения, зачем же тащить своих детей в каменный век? Выбор куклы — это очень важно для девочки. Прежде всего, необходимо подобрать куклу, подходящую ей по возрасту: есть куклы для детей до 3 лет, для младшего дошкольного и для школьного возраста. Как особый вид кукол можно выделить интерактивные, которые сами — поначалу как по волшебству!- делают то, что не умеют более простые: плачут, разговаривают, смеются... Затем наивное дитя разбирается в причинно-следственных связях (чтобы сказать слово, кукле надо надавить на ручку, а чтобы она засмеялась — погладить животик), что кукла сделает все то, что мог бы сам придумать за нее малыш. Поэтому интерактивные куклы имеют как ряды сторонников — "Нам легче приучить было к горшку, сажая на место писающую куклу! А „настоящие“ слезки куклы — это так и провоцирует кроху на жалость и утешение несчастной!". Так и противников — "Никогда и ни за что не куплю такую! Они убивают в детях воображение!". Разумеется, дома не нужно устраивать завалы из игрушек от излишества денег, однако лишний раз оградить дочь от зависти ("У всех подружек есть, и мне хотелось бы! Вот бы у меня была такая куколка!") тоже не помешает.

Общество потребления диктует свое: нужно покупать куклы, как у соседских девочек и обеспечивать их всем необходимым младенческим (Baby Born, Annabell) или дамским (Вarby, Bratz) имуществом — от ванночек, кроваток, расчесок и посудки до ультрамодных предметов одежды, украшений, разноцветных сумочек под цвет сапожек и кукольной косметики. Широкий ассортимент готовых предметов провоцирует у девочек желание постоянно расширять кукольный гардероб и коллекционировать самих кукол. К сожалению, эти вещи, поначалу такие желанные, оказываются через неделю уже ненужными, интерес к ним бывает недолговечен.

К содержанию

Подготовка к игре в куклы

Перед игрой или в ее процессе часто обнаруживается нехватка того или иного предмета кукольного обихода. Родители, охваченные заботой о том, чтобы у их детей заранее было все-все необходимое, покупают новый игрушечный инвентарь, одежду, посудку, даже подгузники и специальное питание для кукол.

Между тем, многие взрослые, вспоминая о своих детских играх с куклами или солдатиками, делятся неожиданным открытием — они любили не играть, а именно готовиться играть! Именно придумать, изобрести недостающее из подручных средств! Лепка кукольной посудки, шитье юбочки, вязание шарфика, заготовление подгузников, построение домиков или военных баз и полигонов для солдат — это занимало в игре наибольшее количество времени, да и у современных юных изобретателей и выдумщиков более всего захватывает воображение!

Как же быть? Что сделать для того, чтобы любимое чадо не страдало от нехватки нужных предметов, не вспоминало о метафоричных "деревянных игрушках, прибитых к полу", но в то же время и тренировало выдумку, изобретательность, фантазию? Участие родителя в условиях нехватки времени, постоянной работе, стрессах и усталости, как ни прискорбно, в лучшем случае зачастую сводится лишь к общению и финансовой поддержке детских потребностей и ожиданий. Давайте разберемся, а в чем же истинные ожидания крохи? Чтобы родитель все дал и обеспечил сам? Однако, использование лишь готовых тряпочных и пластмассовых изделий в жизни кукол, оставит у девочек некоторую неудовлетворенность. Все как настоящее... Однако это и порождает в детях чувство, что это все ненастоящее. Как сказала одна девочка, "мне бы хотелось что-то настоящее кукольное, что я и делаю сама". Многих мам уже раздражают промышленные розовые "навороченные" интерьеры. Давайте подумаем не о том, что скоро поедем в магазин и купим, а то, как обустроить его "по-настоящему, по-кукольному"?

К содержанию

"Настоящее кукольное"

Это игровые материалы и самодельные игрушки, которых и не встретишь в продаже. Их достоинство в том, что они открывают дверцу в мир чудес детского воображения, а к тому же не требуют значительных материальных затрат. Стоит запастись тряпочками, лоскутками, достать собранные на море ракушки и камушки. Домиком для малыша могут стать и сложенные в груду стулья, накрытые пледом. С помощью клея или пластилина шишки и палочки превращаются в старичков-лесовичков, а скорлупа грецкого ореха может стать черепашкой.

Прекрасно, когда дома есть папы и дедушки-мастера, способные сами из деревянных досок сделать шкафчик для кукольной одежды, кроватку, плиту... Конечно, будет замечательно, и если определенный, "базовый", набор вещей для кукол родители купят в магазине (возможно, как и саму любимицу). Только, по моему мнению, не стоит покупать полный комплект приданого к кукле, иначе он скоро потеряет значимость. Вещи же, сделанные своими руками, да еще в компании с мамой, "магичны" и ценны навсегда. Предположим, маленькую кроватку вы купите, но одеялко или подушечку для нее вы с деткой сошьете сами.

Мебель. Самостоятельно родители с ребятами могут ее вырезать из дерева, пенопласта, фанеры либо из очень плотного картона, складывая и склеивая блоки. Местами можно проложить синтепон или поролон. Затем обклеиваем или обшиваем тканью сидения, покрываем лаком столы, табуретки, шкафы. В довершении этой красоты шьем под размер мягкие подушки на диваны кресла. Мебель даже из картона получается весьма прочная и красивая, легкая. Вешалки для одежды можно согнуть из проволоки, затем покрыть лаком.

Посуда. Очень интересно и полезно купить часть кукольной посуды, а часть слепить и раскрасить самим. Сегодня в детских магазинах большой ассортимент поделочной глины и наборов для лепки. Можно слепить и высушить посудку из соленого теста...

Главное не переживать, что вы не сможете — перфекционизму здесь не место! Гораздо более ценны не сами вещи, а время, проведенное за совместным делом, и то, что малыш видел процесс создания предмета или даже поучаствовал в нем. Даже если вы далеко не мастер и изделие неидеально, оно все равно будет дорого и памятно ребенку. А в будущем он, возможно, повторяя за вами, творчески придумает что-то еще более дорогое, "настоящее кукольное", сам!