Содержание:

В ноябре в Московском городском дворце детского (юношеского) творчества во время традиционной Недели игры и игрушки были подведены итоги конкурса собирателей игр. В числе его победителей был ученик 2-го класса московской школы Кирилл Мирошников.

Предлагаем вам, дорогие читатели, познакомиться с некоторыми из игр, представленными им на конкурс. Надеемся, что и вам захочется в них поиграть.

В эти игры играли во дворах мои родители в конце 70-х - начале 80-х годов прошлого века, мама - на Украине, папа - в Москве. Большинство этих игр - коллективные, и чем больше ребят участвуют, тем интереснее играть. Почти во все игры можно играть в любое время года.

К содержанию

Мамины любимые игры

"Казаки-разбойники"

Все ребята делятся на две команды: казаков и разбойников. Перед игрой каждый должен запастись кусочком мела или кирпича. Каждая команда выбирает себе вид стрелок, которыми будет указывать путь.

Задача разбойников - спрятаться самим, помечая свой путь стрелками.

Задача казаков - следуя по стрелкам, найти разбойников, зачеркнув все стрелки.

Перед началом игры надо договориться о допустимом количестве пропущенных стрелок и о времени, которое дается разбойникам, чтобы спрятаться.

Казаки дают разбойникам возможность оторваться.

Сначала разбойники действуют все вместе, помечают путь стрелками, стараясь спрятать как можно больше стрелок в потаенные места или замаскировать их на местности. Например, прятать можно в водосточных трубах, под камнями, маскировать ветками деревьев.

В удобном месте, где можно спрятаться всем разбойникам, рисуется круг с надписью "Ищите нас здесь", от круга во все направления указывают стрелки. Здесь каждый разбойник прячется самостоятельно.

Когда казаки находят всех разбойников, обе команды проверяют, все ли стрелки зачеркнуты. Казакам придется водить еще раз, если им не удалось найти кого-то из разбойников, или если количество пропущенных стрелок окажется больше оговоренного числа. Иначе - команды меняются ролями.

"Пекарь"

Играть лучше в теплое время года в ограниченном, но достаточно широком коридоре (только не на проезжей части!). Для игры потребуется одна пустая консервная банка, один кусок мела или кирпича, палки длиною около 80 см для каждого игрока.

Подготовка игровой территории. На расстоянии 40 - см друг от друга нужно нарисовать семь полос. Каждая полоса помечается буквами: С -солдат, Л -лейтенант, К - капитан, Г - генерал, М - маршал, П - принц, К - король. Примерно на расстоянии 3 м от последней "королевской" полосы посередине игрового поля рисуют круг диаметром 30 см, куда устанавливается консервная банка.

Выбор пекаря. Все игроки становятся за дальней "солдатской" чертой, один конец палки держат в руках, другой устанавливают на носок. Задача - размахнувшись ногой, толкнуть палку как можно дальше. Тот, чья палка окажется ближе всех, будет пекарем.

1 этап. Сначала все игроки по очереди бросают палки от дальней черты, стараясь сбить банку. Тот, кому это удается, переходит в следующее звание. В следующий раз он будет кидать палку с более близкого расстояния. Пекарь пока стоит в стороне и, если нужно, поправляет сбитые банки.

2 этап. Итак, все палки брошены. Территория пекаря начинается за последней "королевской" чертой. Игроки в безопасности (их нельзя осалить), пока они не пересекают эту черту.

Задача игроков. Подобрать свою палку и сбить банку. Банка считается сбитой, когда полностью покидает круг.

Задача пекаря. Дотронуться до игрока, успевшего пересечь последнюю черту, и сбить банку, крикнув его имя - имя нового пекаря.

Пекарь не меняется, если банку удается сбить кому-то из игроков.

Игра становится интереснее, когда кто-то из игроков достигает маршальского звания - его нельзя осалить на поле, пока он не взял в руки палку.

Если игрок становится пекарем, он теряет все звания. В следующий раз ему придется двигаться по иерархической лестнице сначала.

"Города"

Играть лучше в теплое время года на открытом пространстве. Для игры потребуется кусок мела, палка длиною около 80 см.

Подготовка игры. Рисуют большой круг, используя самого длиннорукого участника в роли циркуля. Круг делится на одинаковые сегменты по количеству участников. Каждый выбирает себе название города и пишет его в центре своего сегмента. Обязательно среди городов должна быть Москва, так как именно с нее начинается игра.

В центр круга кладется палка, все игроки стоят одной ногой на "своей земле", приготовившись бежать. Игрок-"москвич" начинает: "Говорит город Москва, вызывает город ...". Все игроки разбегаются в разные стороны, а тот, чей город назван, должен схватить палку из центра круга и крикнуть: "Стоп". Все обязаны остановиться.

Ведущий оценивает расстояние от границы круга до ближайшего игрока, называет предполагаемое количество шагов. Сделав названное количество шагов, с помощью палки он должен дотянуться до игрока. Это означает, что ведущий его "завоевал" и может отрезать от его территории себе кусок земли, равный двум своим ступням. Если между городами была граница, она стирается, иначе на участке пишется название города-завоевателя.

Если расстояние угадано неверно, ведущий проигрывает две ступни своей земли.

Следующий кон начинает проигравший город: "Говорит город ..., вызывает город ...".

При желании любой игрок может начинать забег с любого участка своей земли.

Мамины воспоминания. "Пекарь", бесспорно, самая любимая игра детства. На игру собирались большими толпами от 7 до 17 лет, старались не опаздывать к началу, так как приходилось выступать в роли пекаря. Однажды, уже в выпускном классе, мама - взрослая барышня - договорилась с подругами и кавалерами пойти в кино. Друзья зашли за ней, но не застали ни дома, ни во дворе. Каково же было их удивление, когда они нашли свою подружку за гаражами, в разодранных джинсах, развлекающуюся с палкой и банкой в толпе разновозрастной детворы.

К содержанию

Папины любимые игры

Конный бой

В эту игру школьники часто играли на переменах в школьных холлах. Игроки разбиваются на пары. Более крупный мальчик "конь" сажает себе на закорки "всадника". Пары сближаются и совместными усилиями коня и всадника стараются заставить другого "всадника" спешиться или опрокинуть всю пару соперников, лишив их равновесия. Всадникам запрещается бить друг друга руками, а коням - ставить друг другу подножки. Можно играть пара на пару или устраивать турниры из нескольких пар сразу.

Настольные танки

Эта игра была очень популярна среди мальчиков-школьников в начале 80-х годов.

Изготовление танка. Тетрадный лист складывается втрое вдоль, полученная трубочка делится на три части, и концы вставляются один в другой. На верхней гладкой поверхности рисуется силуэт танка, и проделывается дырочка, через которую "танк" можно надувать.

Игровым полем служит двухместная парта или банкетка в коридоре. Танки соперников располагаются в дальних концах поля. Каждый игрок по очереди делает два хода своим танком. Ходом считается щелчок пальца или хлопок по танку сверху. Задача - загнать свой танк под вражеский, чтобы вторым ходом-хлопком заставить танк соперника перевернуться или слететь с игрового поля. Победивший забирает танк побежденного себе.

Ребята старались делать свои танки красивыми и оригинальными. Иногда делались тематические серии, поэтому в танки не только играли, но и менялись ими. Папа до сих пор не понимает, почему учителя так яростно боролись с этой безобидной игрой. Ведь в отличие от появившихся позже похожих игр, где фишки надо покупать за деньги, материалы были доступны всем. И красота "танка" зависела только от желания и старания его хозяина.

Папин секрет. Эту игру папа и его друг-киевлянин придумали, когда отдыхали в Карпатах. Друг увез игру-эпидемию в Киев и "заразил" ею своих одноклассников. Когда в следующем году они опять встретились в Карпатах, оказалось, что и там ребята с увлечением продолжают "резаться в танчики".

Кирилл Мирошников,
ученик 3-А класса средней школы № 3, г. Москвы
ryzhov@rcmc.ru
Статья из журнала