Содержание:

К содержанию

Лирическое

Лето обещало быть неудачным. Хлопоты, связанные с переездом пришлись на хорошую погоду, но как только жизнь начала налаживаться, зарядили дожди. Сами небесные осадки никогда не были помехой прогулкам, но в этот раз многодневная морось из серого бессолнечного неба вызвала у меня хандру. Выплеснуло накопившуюся усталость от взрослых проблем и ответственных решений, досаду на сорвавшуюся поездку за город. Сын довольствовался часовой прогулкой в песочнице, считая, что весь выход на улицу замыслен для ее посещения - с прошлогодних путешествий, походов, поездки на море прошла почти половина его жизни. Но я то знала, насколько более интересным и наполненным впечатлениями могло быть наше существование.

Некоторое чувство вины, а еще более - общематеринское желание лучшей участи своему ребенку привели к тому, что однажды я предложила сыну отправиться в путешествие. Поделив запасы провианта и запасной одежды между нашими рюкзачками, мы вышли из подъезда. Направление выбралось просто - не налево (к метро), не направо (к детской площадке), а прямо. К сожалению, мне не пришло в голову вести дневник удивительных находок и неожиданных приключений неизменно поджидавших нас на пути в это первое и последующие, ставшими регулярными, прогулки. Несмотря на то, что маршруты прогулок со временем стали повторяться, каждая из них дарила что-то новое. Неизменным оставались лишь ежедневные 3-4 часа на воздухе, пройденные пешком километры дорог и тропинок и разнообразнейшие трофеи, которые сын непременно приносил домой.

Потом нашлись силы и для культпоходов: дельфинарий, зоопарк, океанариум, парк аттракционов.

В середине лета, успокоившись и смирившись с невозможностью посещения дальних и ближних курортов, поехали к родственникам в Подмосковье. Там нас встретил лес: настоящий, с ягодами и грибами, изобилием деревьев и трав, лягушками и ящерицами, холмами муравейников, озерами и ручейками. Для городского ребенка прогулки по такому лесу - сказка, где картинки из любимых книжек оживают, звучат, пахнут. Сына восхитила и съедобность и многообразие лесных даров: малина, черника, земляника, костяника, ирга, заячья капуста, сосновая смолка. Много времени мы проводили на песчано-глинистых берегах озер, хотя выуживать сына из илистой воды и приобщать к сухопутной жизни с каждым разом становилось все труднее.

И вот, лето подошло к концу. Перебирая воспоминания, я обнаружила, что давно уже не было у меня таких длинных, насыщенных событиями и сюрпризами каникул. Как ни банально это звучит - я стала смотреть на мир другими глазами. Нет, не глазами сына, но так же пристально, внимательно, выжидающе. Если чудес нет, я сама их создаю. И радость моя - от радости моего ребенка.

К содержанию

Практическое

Часто использую Интернет для поиска новых идей и, честно говоря, устаю выуживать полезную информацию среди множества ненужных слов. Поэтому список занятий на прогулке (изобретенных и заимствованных) решила избавить от лишних описаний и лирических отступлений. Для краткости хотела исключить всем известные развлечения, но слишком трудным оказался вопрос "Известное? Всем ли?". Так что список привожу полный (все, что вспомнилось) и заранее извиняюсь за банальности и очевидности.

  • Исследуем окрестности. То есть ходим, смотрим по сторонам и ищем полезное (новые магазины, детские площадки, живописные кусочки природы) или интересное (рабочие залезли в люк, дождевой червяк на дороге, газонокосильщик, дети пускают воздушного змея, скворечник на дереве). Тут важно настроиться на восприятие ребенка, осознать, сколь многое он видит впервые, и тогда поиски обязательно увенчаются успехом.
  • Мой сын с восхищением смотрит на деятельность взрослых людей. Наблюдение за строительством нового дома походило на увлекательный сериал. Так же специально посещали починку дороги. А дважды на нас сваливалось настоящее счастье. Первый раз сыну доверили поливать из шланга палисадник - и он больше часа самозабвенно лил воду на цветы, деревья, прохожих. Второй раз рабочие прокладывали плиточную дорожку на детской площадке, и сын получил настоящий мастерок и задание разравнивать песок и выбирать камни.
  • Вдоль дороги в большом городе гулять неполезно и неприятно. Но мы туда иногда ходим, потому что там машины. Не только легковушки, заезжающие и в наш двор, а огромные самосвалы, экскаваторы, бетономешалки и неутолимая страсть сына - тракторы.
  • В процессе изучения окрестностей непременно находятся новые детские площадки. Где-то горки лучше, чем наша, где-то особенная карусель или интересное сооружение для юных гимнастов. На новых площадках заводим новых друзей, и наступает время оседлости - ходим каждый день гулять на найденную площадку пока не позовет ветер странствий. На детской площадке тоже множество интересных занятий. Обязательные качели, горки, карусели. Шведские стенки, огромные игровые комплексы. Сын как-то сам определяет, что ему нужно - иногда всю прогулку проводит на качелях, или не вылезая из песочницы. А иногда за несколько минут опробует все снаряды детской площадки и зовет меня дальше путешествовать.
  • Особое место среди площадочных развлечений занимает песочница: копание в песке, куличики, приготовление еды из песка, игры в стройку. Строим дом из природных материалов или клумбу (втыкаем в кучку песка листья, цветы). Однажды на бортике песочницы сын устроил выставку камней.
  • Рисуем мелками или палочкой на земле: картинки, геометрические фигуры, буквы. Рисую две параллельные линии - дорожка, предлагаю сыну пройти, пробежать, не задев край. Опять две линии - но теперь это речка, которую нужно перепрыгнуть. А потом - много речек и ручейков, и видя нашу увлеченность, и другие дети присоединяются к веселым прыжкам через воображаемые потоки воды. И новое превращение - площадка-болото, перейти его нужно по нарисованным кругам-кочкам.
  • Пускаем мыльные пузыри. Играем в мяч (чаще в футбол). В безветренную погоду запускаем диски-вертолетики (покупная игрушка). Осваиваем летающую тарелку.
  • А однажды сын собрал дюжину палок, и мы выкладывали их в ряд от самой длинной до самой короткой. А потом сортировали по длине.
  • Приходится ходить и в магазины. Редкие походы в "Сад и огород" или "Ткани" сопровождаю рассказом о том, что это за магазин и зачем мы туда идем. Книжным магазином соблазняю заигравшегося сына выйти на прогулку. Этот же магазин спасает, когда путешествие не хочет заканчиваться - с купленной книжкой сын быстрее меня несется домой (читать!). Особые отношения с продуктовым супермаркетом - выработались свои способы сокращения детских запросов, борьбы с всякими "купи" и перечень минимально вредных "наград послушному мальчику" (но это тема для другой статьи). В общем как вывод - в магазины ходить не только нужно, но и полезно.
  • Есть магазин, куда стоит зайти не ради покупок - зоомагазин. Ходим туда как в мини-зоопарк.
  • Хотя путешествия наши вольные, не ограниченные временем и направлением, иногда приходиться стимулировать движение сына (например, чтобы вернуться домой). Кроме того, интересно разнообразить ходьбу по известным дорогам. Поэтому предлагаю сыну бежать как гепард и как черепаха, прыгать зайцем (через лужи). Часто берем с собой грузовичок на веревке, везем в кузове собранные ценности: камни, шишки. Если забрались слишком далеко - можем вернуться домой на трамвае.
  • Недавно сын пытался объяснить, куда хочет пойти, но я никак не могла понять его. В итоге предложила отвести меня в это место, и сын с воодушевлением повел. Остановились мы на одной из освоенных накануне детских площадок, хотя я не уверена, ее ли он имел в виду в начале. И теперь я позволяю сыну прокладывать дорогу самому, иногда давая ему несложные поручения (например, идти к магазину). Вынашиваю план нарисовать карту нашего района и научить ребенка по ней ориентироваться.
  • Интересная даже для меня задача - найти самую короткую дорогу к дому. Пытаемся точно определить направление и пробираемся по пересеченной местности - путь хоть и трудный, но более интересный чем асфальтированные дороги.
  • Если находим какое-нибудь возвышение, сын карабкается и спрыгивает с него с моей помощью или сам. Любит прыгать по врытым в землю шинам, перелазить или перепрыгивать через низенькие заборчики. Часто ходит по бордюрам.
  • Дожди мы любим, особенно теплые проливные ливни. Надеваем резиновые сапоги, непромокаемую куртку и мерим лужи. Вернее все это делает сын, а я стоически мокну в менее подходящей для природных катаклизмов одежде. Но я помню удовольствие шлепанья по глубокой луже, прыжков, рождающих миллионы брызг. Поэтому не только не запрещаю, но даже учу сына, как прыгнуть с большим эффектом, показываю лужи поглубже. Еще оставшаяся с весны забава - пускаем по воде парусники из ореховых скорлупок. А после дождя сын любит засыпать песком лужу под качелями. Приобщение к романтике - прогулки под дождем, в темноте с фонариком.
  • Иногда кормим хлебом голубей и воробушков. Отправляемся в экспедицию на речушку рядом с домом, ищем уток, чтобы их покормить.
  • Еще каждая прогулка - это обязательный опыт общения с детьми и взрослыми. Стараюсь оставаться в тени и позволяю сыну проявить самостоятельность.
  • Лес дарит свои, особые приключения. Хотя подозреваю, что большинство из них можно найти и в городском парке. Самое важное занятие - собирательство. Ягоды, особенно землянику, сын научился находить лучше меня. Взрослому необходимо помнить, что можно собирать не только съедобные ценности, но и шишки, красивые коряги, семена разных растений. Восторг вызывают большие пни - на них и с них можно прыгать. Ценно и знакомство с местной фауной - невиданными птицами, лягушками, жуками, бабочками, муравьями. Новые впечатления дарит прогулка по лесному ландшафту - упавшие деревья, холмы, канавы, переход через ручей по бревну, моховые кочки, непроходимые заросли. В качестве отдыха усаживаю сына на ветку раскидистого дерева - с удовольствием сидит, оглядывает окрестности.
  • Городские и лесные водоемы отличаются лишь тем, что в лесном (но на самом деле тоже рукотворном) в хорошую погоду разрешала сыну потолочься у берега. Увлекало его больше не плавание, а игры с водой, песком, глиной. В городе, на мостике через речку, были популярны такие игры: кидание камней, бросание в воду различных природных материалов, с целью узнать тонет - не тонет. С удивлением узнав, что мой ребенок считает, что речек две (с каждой стороны мостика) показывала не надоедающие сыну опыты: бросали листик с одной стороны и бежали смотреть на другую, как он выплывет. Тем же опытом впоследствии объясняла, что такое течение.
  • Еще мы любим цветы - нюхаем и рассматриваем клумбы. Сдуваем пух с одуванчиков. Прикосновением взрываем стручки с семенами растения недотроги. Несколько раз, вспомнив детство, плела венки из собранных сыном одуванчиков. Иногда составляю букеты - пытаюсь воспитать в ребенке эстетический вкус.
  • Важный элемент наших прогулок - сопровождающие их разговоры. Рассказываю о том, что видим. Особо - истории о флоре и фауне - не только о том, что встретили, но и о том, чего не видно, или что будет позже (о будущих яблоках весенней яблони, о том, почему в конце июня пропали утки, о том кто вытолкнул из подземной норы кучку земли). Говорить сын научился недавно, но уже освоил несколько словесных игр. Самая любимая - загадки, которые придумываю сама: "овощ, растет в земле, снаружи коричневый, внутри белый, сырым его не едят, а варят или жарят", "африканский зверь с длинной шеей", "мебель на которой сидят, похожа на стол, только меньше". Другая, развивающая наблюдательность игра - искать синие (желтые, красные и т.д.) предметы окружающего мира. Еще играем в погрузку поезда: в первый вагон грузим (перечисляя) колючие предметы, во второй - холодные, в третий - прозрачные и т д. Игра бесконечная и увлекает надолго. Иногда и просто, без игры прошу назвать все фрукты, части тела, насекомых и так далее. Это занятие хорошо успокаивает уставшего, капризничающего ребенка и дорога к дому кажется короче.
  • Окончание прогулки отмечаем одним из ритуалов сокращения найденных сокровищ. Чаще всего прячем их в тайник или зарываем как клад. Шишки, камешки бросаем в лужу или стараемся попасть ими в дерево. Семена и ягоды рябины выкладываем на ветку для птиц, цветами украшаем ограду. А многое приходится брать с собой - ведь и дома нужны грузы для перевозки, метательные снаряды, еда для кукол и многофункциональные палки.

Вот и все наши летние развлечения. В заключение подумала, что стоит немного сказать и об общем подходе к долгим прогулкам. Коляску мы отдали, когда сыну было полтора года. Когда сыну исполнилось два - сказала ему, что больше не буду носить его на руках, так как он вырос. Если сейчас ребенок жалуется на усталость - предлагаю ему сделать привал. Если очень просится на ручки - беру, но стою на месте (говорю, что идти так тяжело) и сын довольно быстро слезает с рук и бежит дальше.

Вещей мы с собой берем много. Обычно сын в своем рюкзаке несет формочки для песка, печенье, пакет (для покупок или использования в качестве подстилки). В моем рюкзаке непромокаемые ветровки на случай дождя, дополнительная одежка на случай холода (одеваю сына легко), запасные штанишки и носки, вода, фрукты (нарезанные кусочками, кормлю ими сама, держа кусочек через целлофан), бумажные платочки, перекись водорода, пластырь. Впрочем, такой предусмотрительной бываю не всегда, хотя понимаю, что обдуманные сборы делают нас независимыми от погодных и других условий.

Одеваемся удобно в такую одежду, в которой можно везде лазать, копаться в песке и земле, скатываться с горок любой степени ржавости, плескаться в луже. Собственно, за исключением одного праздничного костюма, у сына вся одежда такая. Рюкзак тоже важная деталь гардероба (тут и воспитание самостоятельности и ответственности и более сложные механизмы самоутверждения и самоуважения). Рюкзак у сына легкий, вместительный, с застежкой на груди (как у настоящего туристического рюкзака).

Если я устала, плохо себя чувствую, замучена домашними делами или бессонной ночью за компьютером - без всякого чувства вины могу отказаться от ежедневной прогулки или выползти лишь в ближайшую песочницу. Поэтому все наши путешествия наполнены общей радостью, увлеченностью, взаимопониманием и солидарностью, спасающей от моих раздражения, нетерпения и сыновних капризов. А если что-то иногда и идет не так, как хотелось бы - накопленный положительный опыт путешествий защищает от негативных обобщений. И каждый раз я с легким сердцем и предвкушением неизвестного переступаю порог дома и мысленно желаю нам: "Счастливого пути!".

Юлия Луговская (Юля&Митя), julug@inbox.ru.