Содержание:

Чему радуются дети? Конфетам и жвачке? Новой игрушке? Возможности выбрать, куда отправиться на каникулы? Мы так часто не представляем, что для них на самом деле важно.

Во все времена люди вдумчивые и любознательные спрашивали себя, что такое счастье и как достичь этого блаженного состояния. В процессе становления психологии как науки бесчисленные исследователи пытались раскрыть волнующую тайну, приходя при этом к самым различным и часто противоречивым выводам. Не так давно двое американцев, психологи Дэвид Майерс и Эд Динер, попробовали провести сравнительный анализ результатов прежних исследований. В результате большинство противоречий удивительным образом исчезло, и обнаружился поразительный факт наличия некого ядра общих для счастливых людей свойств.

  • Счастливые люди отличаются высокой самооценкой.
  • Счастливые люди живут с чувством, что держат жизнь в собственных руках, высоко оценивают свои возможности оказывать влияние на события и окружающих.
  • Счастливые люди верят в успех. Они говорят: "Если я берусь за дело, оно мне всегда удается".
  • Счастливые люди опираются на семейные и дружеские связи.
  • Счастливые люди способны полностью отдаваться какой-либо задаче - как в профессиональной деятельности, так и в увлечениях.

Все перечисленные выше моменты рассматривались применительно к взрослым, но, естественно, относятся и к детям. Более того, "счастливые" качества, воспитанные в детстве, принесут человеку бесспорную пользу и во взрослой жизни. Вопрос в том, как привить детям чувство собственной значимости, оптимизм и веру в успех, способность целиком посвятить себя какой-нибудь задаче, твердую уверенность, что твоя жизнь зависит от тебя.

Только не говорите, что цель недостижима и что надо все предоставить судьбе. Конечно, это не просто, но все-таки намного легче, чем мы себе представляем. В значительной мере возможность привить детям желанную уверенность зависит от родителей. Попытаемся обрисовать четыре ступени, которые придется преодолеть на этом пути.

К содержанию

Первая ступень

Ребенок должен научиться занимать себя. Он должен открыть, что работа доставляет удовольствие и что полное погружение в какое-либо занятие доставляет особое удовольствие.

Звучит как азбучная истина - и это и есть азбучная истина. Тем не менее, необходимо постоянно напоминать о ней: множество людей любого возраста не обладают элементарной способностью занять себя или целиком посвятить себя определенной задаче, поэтому становятся жертвами парализующего заболевания скукой. Взрослые в таких случаях поддаются пагубным влечениям: слишком много пьют, слишком много едят, слишком много времени проводят перед телевизором. Подростки заполняют время хулиганскими выходками или ищут спасения в наркотиках, призванных создать им суррогатный внутренний мир псевдопереживаний.

А как ведут себя дети, которым скучно? Они хнычут, цепляются за мамину юбку. Вместо того чтобы рисовать на бумаге, они предпочитают царапать стены или пачкать обои. Вместо того чтобы спокойно есть за обеденным столом, кривляются и всех нервируют. Вместо того чтобы делать домашние задания, смотрят в окно, а потом выдумывают себе болезнь, чтобы получить право на неотложную помощь.

Чтобы подобного не происходило, дети должны учиться занимать себя: играть, рассматривать картинки, мастерить, рисовать, помогать по дому. И - говорить, ибо это тоже навык, который надо тренировать. Но не до такой степени, чтобы это стало единственным занятием.

К содержанию

Вторая ступень

Ребенку необходимо предоставить возможность делать что-либо самостоятельно. Он должен приобретать собственный опыт, в том числе - негативный. Официальной педагогике потребовалось довольно много времени, чтобы понять это. "Помоги мне сделать это самостоятельно" - знаменитому изречению Марии Монтессори, итальянского врача и педагога, почти сто лет, но взрослые до сих пор норовят все разъяснять детям, показывать, как что делается, лишая маленького человека возможности самому найти правильный путь.

Между тем существует большая разница, показываю ли я ребенку, как положить четыре кубика один на другой, или только подсказываю. В одном случае, когда я для примера строю ему башенку, он будет не удовлетворен, возможно, даже сразу опрокинет сооружение - хотя бы разрушит его самостоятельно. В другом - он будет горд тем, что сумел сложить кубики сам.

Искусство взрослых состоит в том, чтобы давать детям маленькие советы, чуть-чуть помогать, когда что-то не ладится. Чем незаметнее будет такая помощь, тем лучше. Двухгодовалому малышу можно посоветовать строить башенку вплотную к ножке стола; школьнику - подсказать, как легче разобраться со смыслом текстовой задачи. Главное идея: помощь должна быть такой, чтобы она не перекрывала собственное участие ребенка в решении задачи.

К содержанию

Третья ступень

Детям нужна не только подтвержденная опытом уверенность, что они сами что-то могут, умеют, способны делать, они должны также иметь возможность проявлять активность. Быть теми, с чьими планами, предложениями, идеями окружающие считаются.

Даже в общении с грудными младенцами недостаточно просто бесконечно ласкать их или изо всех сил развлекать. Разумнее делать так, как и поступают большинство матерей и отцов: они наблюдают за младенцем, пытаются понять, что он хочет "сообщить", и затем удовлетворяют его желания, не навязывая малышу собственные идеи.

В дальнейшем родителям тоже следует рассматривать своего ребенка не как воск, из которого предстоит вылепить некую форму, подогнанную к миру взрослых, а как личность с собственными представлениями, собственными планами и идеями. Только если мы будем по возможности учитывать пожелания наших детей, они смогут выработать чувство собственной значимости, понимание того, что они не некое обременительное приложение к семье, а нечто гораздо большее.

Дети должны снова и снова убеждаться в том, что могут оказывать влияние. Причем в позитивной форме, делясь мыслями, рассказывая о своих представлениях, а не агрессивными выходками, к которым они прибегают, чтобы добиться внимания, если иначе их никто не слушает.

Почти всегда можно дать детям возможность проявить активность. Так, само собой разумеется, что во время игры действует правило: в первую очередь реализуются идеи детей. Надо пытаться действовать по тому же принципу и тогда, когда речь идет о помощи по хозяйству. Если дела ребенку всегда только поручаются, если у него нет возможности самостоятельного выбора, интерес пропадает. Между тем достаточно просто внушить ребенку важное позитивное ощущение участия в принятии решений: "Что нам приготовить на обед?", "Чем мы займемся в субботу-воскресенье?", "Как ты считаешь, надеть мне красный пуловер?".

Конечно, это не означает, что всегда следует поступать только так, как хотят дети, - это сделало бы их слишком самодовольными. Однако они должны чувствовать, что их принимают всерьез, что они влияют на решения, на жизнь семьи. Короче, что с ними считаются.

К содержанию

Четвертая ступень

Мы признаем, что кое в каких областях дети вскоре станут намного более компетентными и сведущими, чем мы. И мы вполне сознательно доверяем им определенные дела, в которых считаем их знатоками.

Когда нашему сыну было три года, он превратился в настоящего специалиста по всякого рода моделям машин, и мы всячески показывали ему, как это нам нравится, задавали вопросы и слушали ответы. В десятилетнем возрасте он взял на себя часть забот по уходу за машиной, потому что прекрасно разбирался в клапанах и смене масла. Через несколько лет его интересы переключились на Дарвина и эволюцию, и мы терпеливо выслушивали его все более подробные разъяснения теории происхождения видов (даже если на это иной раз уходил не один час). Помогло ли ему это в жизни хотя бы чуть-чуть? Вполне возможно...

Вера Рогозина

Статья из журнала
Мой Кроха и Я