Как-то в первые свои годы работы школе я сочинила простую анкету из трёх вопросов для своих учеников. Вот она:

  • Какими ласковыми словами тебя называют дома?
  • Какими словами тебя дома ругают?
  • Что ты хочешь от своих родителей?

Как тебя называют дома? Анализ анкеты для пятиклассников

В те годы в школах ещё не было должности психолога, и не было принято давать ребятам какие-либо анкеты личного характера. Поэтому я сказала пятиклассникам, у которых в то время была классным руководителем, что фамилии на листочках с ответами подписывать не обязательно. А писать ответы можно либо изменённым почерком, либо печатными буквами и вообще хоть левой рукой. Я тогда готовилась к родительскому собранию в этом своём пятом "Б" и хотела собрать материал для выступления перед родителями.

Анализ ответов ребят показался мне настолько любопытным, что я поделилась им с завучем школы. Она тоже очень заинтересовалась, собрала классных руководителей всех пятых классов и попросила их провести с учениками точно такую же анкету. Собранные данные мы с моими коллегами анализировали уже вместе.

Какие же данные мы получили в результате анкетирования школьников? Ответов на первый вопрос анкеты — "Какими ласковыми словами тебя называют дома?", если считать одно слово за один ответ, получилось в среднем в пять раз меньше, чем ответов на второй вопрос — "Какими словами тебя дома ругают?". Но это — в среднем! У многих ребят первый список слов был и в семь, и в восемь раз короче второго списка.

Удивительно: дети с лёгкостью писали списки ругательных слов и фраз, произносимых их родителями, но не могли вспомнить больше двух-трёх ласковых слов, слов похвалы и одобрения. Это ясно показывает, какие слова звучат у них дома чаще. К сожалению, в семье ребёнок часто подвергается вербальной, т.е. словесной, агрессии со стороны взрослых.

Ответы на третий вопрос удивили меня ещё больше. Я-то думала, ребята перечислят какие-то вещи, подарки, материальные блага, ожидаемые ими от родителей. Но этого я почти не нашла в ответах школьников.

  • Первое место занял ответ "Чтобы родители проводили со мной больше времени: играли, читали, ходили на Волгу (опрос проводился среди самарских школьников), в кино, занимались спортом и т.п.". У разных школьников были свои варианты времяпрепровождения. Но пятиклассники почти единогласно хотели больше времени проводить со своими родителями, занимаясь вместе чем-то интересным.
  • Второе место занял ответ "Чтобы родители никогда не ссорились и не ругались".
  • Третье место было присвоено ответу "Чтобы родители меня всегда любили".
  • На четвёртом месте оказался ответ "Чтобы родители меня меньше ругали".

Были и необычные ответы. Например:

  • "Чтобы родители больше никогда не разводились".
  • "Чтобы родители никогда не умерли".
  • "Чтобы родители завели мне братика или сестрёнку".

Как тебя называют дома? Анализ анкеты для пятиклассников

Не знаю, на какие размышления навела эта информация родителей моих учеников. А я подумала вот о чем. Как правило, мы, взрослые, вычёркиваем грубиянов и обидчиков из нашей жизни — просто перестаем общаться с такими людьми. А наши дети не вычёркивают нас, взрослых грубиянов, из своей жизни и по-прежнему хотят проводить с нами время. Мне кажется, эта демонстрация безусловной детской любви и принятия нас, родителей, требует какого-то ответного шага. Например, такого.

Предлагаю вам составить два списка:

  1. ласковые слова, которыми вы называете своего ребёнка;
  2. слова, которыми вы ругаете своего ребёнка.

Просто честно запишите все, что придет в голову. После этого внимательно перечитайте написанное. А потом порвите на мелкие кусочки список № 2 и выкиньте эти клочки в мусор. Возможно, это поможет выкинуть из родительского лексикона все грубые и оскорбительные слова в адрес ребенка.