Содержание:

Чтобы музыка воспринималась глубже, стала чем-то ярким и близким, надо попытаться перенести её в среду, которая наиболее понятна и привычна для ребёнка.

К содержанию

Музыка в мультфильме

Такая среда — мультфильмы. Согласитесь, что мультфильмы дети этого возраста ( 5-7 лет) любят больше всего. Умные и нацеленные в будущее руководители телевидения понимают этот феномен и используют. Эффект исключительный. Один из авторов, долгое время работающий преподавателем музыки в Германии, был, буквально, потрясён, когда узнал, что его ученики 6-7 летнего возраста знают огромное количество известных классических мелодий и с удовольствием напевают их. Среди самых любимых — мелодии Моцарта, Бетховена, Штрауса, Грига, многих других композиторов. Секрет прост. Все эти мелодии они услышали в мультфильмах серии "Эйнштейны", которые еженедельно выходят по немецкому телевидению. Каждый из этих чрезвычайно популярных среди детей мультфильмов построен на обыгрывании какой-то одной мелодии из классики. Эта мелодия естественно встраивается в сюжет, исполняется на разных инструментах, звучит снова и снова. В результате она становится близкой и понятной ребёнку. Легко узнаётся, когда он слышит эту мелодию в том или ином музыкальном произведении вне мультика, в исполнении оркестра или солиста. Поэтому ребёнок, воспитанный на таких мультиках, чувствует себя более уютно в концертном зале: он слышит музыку, которая ему знакома с раннего детства.

Таким образом, подбор мультиков, в которых звучат и умело обыгрываются классические мелодии, становится одним из наиболее эффективных путей к восприятию музыки и развитию хорошего вкуса.

К содержанию

Слушаем звуки природы

Это тоже один из способов почувствовать красоту звуков. Самых разных. Шум реки, моря, леса, ветра и особенно, конечно, пение птиц. Мы развиваем эстетический вкус детей, показывая им как красивы лес, радуга, цветущий луг, ночное небо и т.п. Пение птиц, естественно, вписывается в этот ряд. Дети такое пение обычно не слышат. Чтобы услышали, надо привлечь их внимание: "Давай посидим тихо и послушаем. Это очень красиво". Само понятие сидеть тихо и слушать тоже для многих детей нечто новое и непривычное. Иногда это первый шаг к слушанию музыки.

К содержанию

Размышления и разговоры о музыке в виде игры

Дети от пяти до семи лет не способны долго концентрироваться на чём-то одном. Тем более, если речь идёт о слушании музыки, где в отличие от мультика, сказки или спектакля нет ясного сюжета и увлекательного действия. Поэтому слушать музыку вместе с ребёнком лучше дозировано, небольшими фрагментами, а потом эту музыку обсуждать. Такие обсуждения можно строить в виде игры. Можно играть с одним ребёнком. Но лучше, если играют двое или трое детей. Подробнее об одной из таких игр мы и расскажем далее.

К содержанию

Игра "Выбираем, рассказываем, рисуем"

Участники: Сергей, 6 лет. Маша, 7 лет. Если играет один ребёнок, то в случае правильного ответа он получает очко. Если неправильный — вы. Оба ребёнка полгода занимаются в музыкальной школе на фортепиано. Сергей — живчик, непоседа. Любит петь. Маша — спокойная несколько флегматичная. Поёт неохотно.

Игра заключается в том, что ребёнок должен ответить на вопрос "О чем говорит музыка", выбрав предлагаемый взрослыми вариант. А потом правильно ответить на другие вопросы. Можете предложить для выбора два-три или более вариантов. Музыка для слушания должна быть живописной, ясной, выразительной. Ну, например, такой как увертюра М.Мусоргского к опере "Хованщина" "Рассвет над Москвой-рекой". Напоминаем, что слушаем небольшой кусок увертюры.

Рассказывает один из авторов, проводивший игру. "Я начал с вопроса:

— Кто когда-нибудь видел восход или закат солнца?

— Я видел закат.

— Я тоже видела.

— Это красиво?

— Да.

— Как это происходило?

— Сначала солнце стало красное и большое, — сказала Маша.

— Солнце было близко. А потом уходило вниз. Всё ниже и ниже. За Землю. Пока совсем не ушло, — добавил Сережа.

Всё кругом стало тоже красное, — уточнила Маша.

— Жалко, что вы не видели восход солнца. Это тоже очень красиво. Проснитесь когда-нибудь пораньше. Особенно, если вы будете жить летом в деревне. И вы тоже увидите. Сначала ещё солнца не видно, но всё вокруг понемножку светлеет. Просыпаются и начинают петь птицы. Всё громче и громче. Если небо облачное, то облака окрашены в разные цвета. Постепенно, медленно всё солнце выходит из-за Земли. Начинается новый день.

— А сейчас начнется игра. Я включу музыку. Она продлится 5 минут. Это очень красивая музыка. Вы должны определить, что она изображает — закат солнца или восход. А потом рассказать, почему вы так решили.

Звучит музыка Мусоргского. Ребята 2-3 минуты слушают внимательно. Сергей что-то шепчет Маше на ухо. Тянет руку — "я знаю". Потом дети начинают отвлекаться. Особенно Серёжа.

Когда музыка окончилась, Сергей и Маша заявили в один голос: "Это восход".

— Молодцы. Правильно. Вы получаете одно очко. Второе очко заработает тот, кто сумеет рассказать, почему он решил, что музыка отражает восход, а не закат.

— Потому что музыка становится всё громче и громче. А когда закат, она должна быть тише и тише, — говорит Сергей.

— А ты, Маша, как считаешь?

— Потому что слышно, как начинают петь птицы.

— Я услышал, как сначала было холодно, а потом стало теплей, — подтверждает Сережа.

— Очень хорошо. Молодцы. Получаете ещё по одному очку. Вы очень правильно услышали музыку. Она так и называется "Рассвет над Москвой-рекой". Это увертюра к опере русского композитора Модеста Мусоргского "Хованщина" Чтобы получить третье очко, надо нарисовать эту музыку.

Серёжа и Маша рисуют примерно одинаковый сюжет: река, деревья, на деревьях птицы. Из-за реки восходит большое, жёлто-оранжевое солнце. И получают ещё по одному очку. Ничья.

Через несколько дней Маша и Серёжа (независимо друг от друга) попросили ещё раз послушать, как выразился Серёжа, "музыку про солнце". На этот раз они слушали более внимательно и комментировали более подробно: "Вот, видишь,- говорил Сергей, — солнце поднимается. Птички начинают петь. А это уже солнце стоит высоко и стало тепло ". Маша согласно кивала головой.

К содержанию

Выбираем название

Один из вариантов предыдущей игры. Участникам из 2-4 предложенных нами вариантов надо правильно выбрать название пьесы. Например, на грустную пьесу Шумана "Первая утрата" мы предложили трём участникам игры кроме оригинального ещё два варианта названия: "Первая радость" и "Первый друг". Все трое (дети 6-7 лет, ученики первого класса музыкальной школы), почувствовав характер музыки, выбрали правильный вариант.

Для этой игры хорошо подходят пьесы из "Детского альбома" Чайковского, Шумана, многие пьесы Гречанинова, Бетховена, Моцарта и др.

Чтобы усилить восприятие от программной музыки, можно задавать вопросы, которые подводили бы детей к аналогичной или близкой ситуации. Ситуации, которая, возможно, имела место в их жизни. Например, всё та же пьеса Шумана "Первая утрата".

Мы спросили юных слушателей, (уже упомянутых Машу и Серёжу) помнят ли они свою первую утрату. Ребята поделились своим опытом в отношении "утрат".

Сережа: "Когда я был маленьким, уже давно, наверно, год назад, я потерял футбольный мяч. Настоящий, кожаный. Мне его подарили на день рождения, и я вынес во двор. Мы играли в футбол с большими ребятами, а потом меня позвали домой. Про мяч я забыл. Когда вспомнил, все ребята уже ушли. И мяч куда-то пропал. Потом родители пытались узнать, кто играл последним. Но так и не узнали. Я был тогда маленький и плакал".

Маша: "Я много чего теряла и какая была „первая утрата“, не помню. Недавно потеряла куклу. Очень хорошую, большую, закрывающую глаза. Это было на детской площадке. Кукла лежала на скамейке. А я каталась с горки. Когда пришла, куклы уже не было. Может, быть кто-нибудь украл. А, может, кто-то подумал, что куклу выбросили. Не знаю".

К содержанию

Выбираем эмоции

Интересный вариант игры связан с выбором настроения, соответствующего той или иной музыке. Ребёнок слушает небольшой музыкальный отрывок. Он должен выбрать из трёх-четырёх названий: "грустная", "весёлая", "спокойная", "взволнованная" и т.п. Как и в предыдущих играх, за правильный ответ очко получает ребёнок. За неправильный — вы. Иногда среди вариантов правильного ответа может быть не одно, а два и даже три названия. Например: "спокойная", "грустная". Или "взволнованная", "радостная". Каждый правильный выбор даёт участнику одно очко.

К содержанию

Придумываем название

Дети придумывают три-четыре названия к прослушиваемому отрывку, которые соответствовали бы характеру музыки. Например, Маша и Сергей придумали на весёлую мелодию "Полька" Глинки такие названия: "Весёлый день", "Начинаются каникулы", "Папа приехал" (придумала Маша, у которой папа часто уезжает в командировки), "День рождения" и др.

Все эти игры не только развивает фантазию, но и приучают к мысли, что музыка способна многое выразить, формируют восприятие, учат говорить, размышлять о музыке.

К содержанию

Оценка музыки

Это один из самых сложных, можно сказать, конечных результатов формирования музыкального вкуса. Ребёнок рассматриваемого возраста с развитым музыкальным вкусом не только отвечает на вопрос "Нравится ли эта музыка?", но и объясняет, почему. Мы задали три вопроса 12 ученикам первого класса (5-7 лет) музыкальной школы после прослушивания отрывка из первой части (главной темы) фортепианного концерта П.Чайковского.

  • Понравилась ли музыка?
  • Почему?
  • О чём эта музыка?

Всем детям музыка понравилась. Вот несколько наиболее интересных ответов.

Андрей К., 6 лет: "Музыка очень светлая. Хочется петь и кричать".

Света Б., 7 лет: "Я когда слушала, улыбалась. Потому что было хорошо".

Гриша, 7 лет: "Я видел луг в деревне. Много солнца и цветов".

Таня, 5 лет: "Это похоже на радугу".

К содержанию

Расширить словарный запас

Дети оценивают музыку, используя собственный жизненный опыт и доступный им словарный запас. Последнее обстоятельство существенно ограничивает их возможности рассказать о музыке, и потому родители могут, рассказывая о своих впечатлениях от музыки, этот запас расширить. Поможет, как обычно, игра.

К содержанию

Игра "Кто больше придумает слов"

Кто-то называет (в игре может участвовать один ребёнок) оценочное слово. Ну, например, "музыка грустная". Вы придумываете в том же оценочном ключе другой эпитет: "печальная", "невесёлая", "тоскливая", "тягостная", "минорная", "унылая" и др. Оцениваете по очереди. Выигрывает тот, кто придумал больше эпитетов.

Несколько общих советов.

  • Найдите подходящее время для слушания музыки. Это не должно быть жёстко определённое время, удобное вам. Например, если ребёнок смотрит интересный мультик, а вы сразу выключаете телевизор ("Всё! Время слушать музыку"), любая музыка покажется ему плохой и скучной. Надо предварительно подготовить малыша. Иногда лучшим оказывается время перед сном, когда ребёнок уже лежит в кровати, и вы никуда не торопитесь.
  • Как мы уже упоминали, слушание музыки не должно длиться более 5-10 минут.
  • Если музыка, даже безусловно прекрасная, ребёнку не нравится, не стоит доказывать обратное. Это произведёт обратный эффект. Возможно, позже малыш сам сможет её оценить.
  • Если играете с ребёнком в игру, не забывайте время от времени проигрывать.

Развитие хорошего музыкального вкуса это, пожалуй, основная составляющая музыкального воспитания. Поэтому к этому делу имеет смысл подойти с особой серьёзностью. Выражаясь несколько высокопарно, но, не уходя далеко от истины, закончим так: от хорошего музыкального вкуса наших детей зависит культура будущих поколений.

Анатолий Зак, Лев Мадорский