Содержание:

Мало встречается людей, которые бы не любили музыку. Их практически нет. Всё зависит от того, что под словами "люблю музыку" иметь в виду. Бандит "Промокашка" из кинофильма "Место встречи изменить нельзя", бросивший ставшую популярной фразу "Так и я могу. Ты "Мурку" сбацай" (Шарапов играл "Ноктюрн" Шопена) музыку тоже любил. Весь вопрос — какую.

К содержанию

"Мурка" или Шопен?

Тема разговора, на наш взгляд, не только о том, как музыкальный вкус развить, но и в том, что такое "хороший музыкальный вкус". Об этом написано масса книг и статей, но проблема как была, так и остаётся мало изученной. Рискуя отпугнуть пап и мам от чтения статьи, заявляем сразу: сформировать хороший музыкальный вкус у ребёнка трудно. Трудно, но можно.

Почему "трудно"? Ну, во-первых, потому, что речь пойдёт о формировании вкуса, который на сегодня считает хорошим явное меньшинство. Не только у нас в России, но и во всём мире. Сравните количество посетителей небольших концертных залов, где исполняется классическая или народная музыка (в том числе кантри, джаз), и переполненные стадионы или площади, где звучит развлекательно-танцевальная музыка самых разных видов от попсы и рока до техномузыки. Величины несопоставимые. Как правило, слушатели концертов на стадионах (в основном молодёжь) считают классическую музыку скучной, утомительной и малопонятной, явно не соответствующей их естественному желанию после работы или учёбы отдохнуть, развлечься. Как говорят сегодня, "оттянуться".

Не исключено, что и наши читатели принадлежат к большинству. Это означает, что их дети с рождения неминуемо попадают под влияние именно такой музыки.

Во-вторых, сами дети, независимо от вкусов и предпочтений родителей, живут не в замкнутом пространстве и слышат (по телевизору, радио, плееру) тоже далеко не всегда высокохудожественную музыку. Такая музыка вообще звучит по телевизору (за исключением программы "Культура") не часто.

И, наконец, в-третьих, это, пожалуй, главное: нет чётких критериев, по которым можно было бы с уверенностью сказать: эта музыка соответствует хорошему вкусу, а эта — нет. Кроме, разумеется, классической музыки великих композиторов прошлого, проверенной временем. Поэтому, если какая-то музыка не нравится вам, а нравится вашему ребёнку, то это далеко не всегда означает, что в первом случае музыка хорошая, а во втором плохая. Слава Богу, мы уже не живём в чёрно-белом мире и хрущёвская оценка современной живописи "это мазня, мои внуки могут лучше", применённая к современной музыке, не истина в последней инстанции. Даже лидер авангарда первой половины прошлого века Арнольд Шенберг когда-то заявил: "Я не понимаю современную музыку". Может случиться, что та музыка, которую не понимаем мы, понимают и оценивают (или поймут и оценят) наши дети и внуки.

Вы обращали внимание, что у залов, где проходят концерты тяжёлого рока, дежурит конная милиция. После концертов (речь, разумеется, не идёт обо всех исполнителях такого рода музыки, а о некоторых группах), слушатели настроены чрезвычайно агрессивно. Они без видимой причины вступают в драку, бьют машины, витрины магазинов. Почему? Оказывается, музыка способна нести не только радость, любовь, сострадание, доброту, но и агрессию, злобу, ненависть. Другие отрицательные человеческие качества.

Такое заключение — не новость. В Древнем Китае и Древней Греции независимо друг от друга это поняли (иногда, кажется, лучше, чем наши современники) ешё тысячи лет тому назад. И отнеслись очень серьёзно. В Древней Греции Платон и Аристотель, смешивая различные мелодии, развивали светлые стороны личности человека и уменьшали влияние тёмных. В Древнем Китае считалось, что фальшивые звуки возбуждают злые чувства и свидетельствуют о расстройстве дел в государстве. Поэтому высота звукоряда и строй музыкальных инструментов устанавливались правительственными декретами, самовольное отступление от них каралось законом. "Когда музыка пуста и порочна,- писал китайский философ того времени Сюнь Цзы, — народ распущен и ленив, дик и достоин презрения. Когда народ распущен и ленив, возникают беспорядки, слабеет армия, становятся хрупкими стены и враги угрожают Поднебесной".

Конечно, рассуждения древних теоретиков в чём-то наивны. Но сама идея о способности музыки воздействовать на нравы не только в благоприятном направлении не должна быть забыта. Таким образом, формируя у ребёнка хороший вкус, мы воспитываем его нравственно. И ещё...

К содержанию

Музыкальные пристрастия связаны с образом жизни

К такому выводу пришли психологи из Лестеровского университета в Англии. Они опросили две тысячи пятьсот человек и обнаружили непосредственную связь между музыкальным вкусом и образом жизни. Если верить их выводам, то можно перефразировать известное изречение: "Какую музыку ты слушаешь, таков ты есть".

Значительная часть поклонников электронной музыки, хип-хоп, техномузыки (24%) вели, согласно этим опросам, асоциальный образ жизни: часто меняли сексуального партнёра, злоупотребляли алкоголем, принимали наркотики. Среди любителей классики таких было всего 1,6 %. Это исследование также подтверждает важность воспитания хорошего музыкального вкуса.

А теперь с некоторым опасением (слишком много "белых пятен") приступаем к сути. Как воспитать хороший вкус в условиях семьи? Да и возможно ли это, если папы и мамы не имеют музыкального образования?

Это вопросы, на которые нет ясного и простого ответа. Да и механизмы оценки уровня развития музыкального вкуса (других способов, кроме тестов пока не придумано) грешат неточностью. Как писал известный испанский писатель-моралист Грасиан Бальтасар, любивший выражаться парадоксально: "Музыкальных вкусов столько, сколько человеческих лиц".

К содержанию

Три кита

Многие видные российские, да и не только российские психологи, поднимая тему развития музыкального вкуса у ребёнка, отмечали три основных момента, можно сказать, трех китов, на которых держится этот процесс: восприятие, размышление и оценка. Известный психолог Б.Теплов писал: "Чтобы оценить музыку, ребёнок должен её эмоционально пережить и поразмыслить над ней".

Мы решили, что разговор о воспитании хорошего музыкального вкуса будет носить более конкретный характер, если мы ограничимся определённым возрастом. Например, от пяти до семи лет. Воспитание музыкального вкуса у детей до пяти и после семи держится на тех же трёх китах, но требует, естественно, особого подхода.

К содержанию

Узнайте музыкальный вкус своего ребёнка

Воспитывая музыкальный вкус ребёнка, вы не начинаете с чистого листа. У малыша уже есть свои музыкальные предпочтения. И подчас они труднообъяснимы. Есть примеры, когда ребёнок до года одну музыку любит, а к другой равнодушен. Чтобы узнать эти предпочтения, дайте ребёнку послушать разную музыку. Не только классику. Пусть это будет и песня, и рок-н-ролл, и даже техномузыка. Это важно не только в познавательных целях (лучше узнать своего ребёнка), но и потому, что от любого направления постепенно можно придти к музыке классической, высокохудожественной.

Многие классические произведения сегодня обработаны в стиле рок, джаз и др. и не исключено, что ребёнок, прослушав эти мелодии в том стиле, который ему больше нравится, потом легче будет их воспринимать в оригинальной аранжировке. Ну а теперь о главном...

К содержанию

О восприятии музыки

Точнее, об эмоциональном восприятии. Так как музыка воспринимается ребёнком в этом возрасте в основном эмоционально. Это первый и самый важный этап. Эмоциональное восприятие музыки, как, впрочем, и живописи, театра, литературы — сложный психический процесс, к которому надо подходить, соблюдая некоторую осторожность, не перегружая излишне яркими впечатлениями психику ребёнка. Вы видели лица детей, когда они смотрят спектакль? В особенности спектакль музыкальный. Один из авторов нередко бывал с сыном в 80-ые годы в театре Наталии Сац в Москве и наблюдал. Театральное действие, усиленное музыкальным сопровождением, вызывает у юных зрителей гамму эмоций. От страха, почти ужаса до радости и ликования. Весь спектр эмоций. Ни одного равнодушного лица. Только уж если что-то особенно скучное и непонятное. Но в театре Сац таких спектаклей практически не было.

Бывали случаи, когда чрезмерно восприимчивые дети во время спектакля начинали плакать, громко кричать, и их выводили из зала. Не случайно на спектаклях в театре Сац всегда дежурил врач-невропатолог.

Эмоциональное восприятие — необходимая составляющая слушания музыки и развития музыкального вкуса. Без развитого восприятия музыка превращается в шумовой фон. Набор звуков. Бессмысленный и бесполезный. Как же можно помочь ребёнку 5-7 лет воспринимать музыку? Рассмотрим несколько направлений.

К содержанию

Личный пример

Как и в любом другом воспитательном действии, личный пример — это главное. При совместном слушании музыки между взрослым и ребёнком возникает тонкая душевная связь. Происходит своего рода эмоциональный контакт. Совместное сопереживание. Бесполезно много раз повторять ребёнку, что это замечательная музыка. Если он чувствует (не столько видит, сколько чувствует), что вы к музыке равнодушны, слова уходят в песок. И наоборот. Если ребёнок чувствует (дети обладают повышенной эмоциональной чувствительностью), что вы, слушая ту или иную музыку, радуетесь, грустите, наслаждаетесь, ваше настроение неминуемо передаётся ему. Дети музыкантов (художников, актёров), выбравшие профессию папы или мамы, вспоминают: "Меня никто специально не воспитывал. Я впитал любовь к музыке (живописи, театру) с детства". Это не набор слов. Так действительно и происходит. Эмоциональная атмосфера, личный пример, музыкальное окружение — это и есть важнейшие факторы в формировании восприятия музыки.

К содержанию

Помогите разобраться в эмоциях

Дети в 5-7 лет не умеют скрывать эмоции. Когда ребёнок в этом возрасте воспринимает музыку, другими словами, когда музыка вызывает у него те или иные эмоции (умиротворение, спокойствие, радость, печаль, грусть, страх и т.д.), это видно сразу. Настроение написано на его лице. Но иногда с первого раза музыка не воспринимается малышом. Не доходит до него. И тогда вы можете помочь. Например, вопросами, которые помогут ребёнку заново услышать ту или иную музыку. Погрузиться в неё.

Вы прослушали вместе с сыном или дочкой "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И.Чайковского. Несмотря на "детский" сюжет, это "по-взрослому" грустная пьеса. Вот примерный перечень вопросов, которые вы могли бы задать ребёнку.

— Какая это музыка, весёлая или грустная?

— Какими ещё словами, кроме "грустная" можно определить настроение музыки?

Дети умеют иногда найти интересные определения. Одна девочка сказала: "Осенняя, одинокая".

— Какое место пьесы особенно взволнованное?

В середине пьесы происходит некоторое нарастание звучания и усиление эмоций. Важно, чтобы ребёнок это нарастание почувствовал.

— Ты бы грустила (обращаемся к девочке, так как мальчики редко играют в куклы), если бы у тебя заболела кукла?

— Какая тебе нравится больше музыка — весёлая или грустная? Странно, но ответы в нашей практике распределились примерно поровну. Некоторые дети отвечают: "Мне всё равно".

— Ты бы хотел (а) послушать пьесу ещё раз? Здесь большинство наших юных респондентов отвечает: "Да. Только в другой раз". Видимо, грустных эмоций на сегодня было достаточно.

— Если бы нужно было придумать название пьесы, как ещё её можно назвать?

Некоторые из опрошенных нами затруднялись с ответом. Им казалось, что название, данное Чайковским, единственно возможное. Но были и ответы: "Мама ушла", "Плохое настроение", "На улице дождь" и др.

Продолжение

Лев Мадорский, Анатолий Зак