Мы стараемся хвалить своих детей для поддержания их самооценки, но порой у нас это плохо получается. Какую похвалу воспринимают дети? Как прокомментировать не самый хороший поступок ребенка без отрицательных эмоций? Всему это учат в своей книге эксперты по воспитанию.

Как правильно ругать и хвалить детей? 3 вопроса психологу

"Почему дети отнекиваются, когда я их хвалю? Я говорю дочери, что она умная, а она отвечает: „Лиза умнее“. Я говорю, что она красивая, а она: „Я толстая“. Я говорю, что она — замечательная старшая сестра и одаренный художник, а она пинает младшего и говорит, что не умеет рисовать. Порой мне кажется, что она стремится доказать, что я неправа".

В этом вопросе мамы отражена проблема глобальной похвалы, связанной с оценкой детей. С похожей реакцией детей на добрые и справедливые, казалось бы, слова родителей сталкиваются многие. Почему же дети не принимают похвалу, высказанную подобным образом? Все дело в том, что такие слова, как "умный", "красивый" и "прекрасный", не только заставляют их сосредоточиваться на собственных недостатках, но еще и подталкивают их к прекращению попыток. Если я уже прекрасный, зачем рисковать — ведь в следующий раз может и не получиться!

Значит ли это, что нужно перестать хвалить детей и одобрять их поступки? Конечно, нет! Но если мы хотим помочь детям поверить в себя и продолжить старания, то нам нужно избегать оценок. Забудьте такие слова, как "хороший", "отличный", "фантастический", "лучший". Научитесь просто описывать то, что видите или чувствуете, — это лучший путь к сердцу ребенка.

Итак, что значит хвалить правильно? Вот три типа высказываний, которые неплохо бы освоить родителям.

1. Опишите то, что видите.

  • "Ты боролся с этой проблемой, пока не нашел решения!"
  • "Ты все-таки сделал этот бросок! Мяч попал точно в корзину!"
  • "Хотя у тебя были собственные дела, ты помог сестре сделать домашнее задание".

2. Опишите свои чувства

  • "Мне нравится твоя картина „Закат на море“. Она создает ощущение счастья и покоя".
  • "Каждый раз, когда я вспоминаю твою шутку, не могу удержаться от смеха".

Описание того, что мы видим или чувствуем, оказывает почти магическое действие. Мы не только подтверждаем ценность усилий ребенка, но еще и помогаем ему поверить в себя. Мы мотивируем его к дальнейшим усилиям.

3. Суммируйте то, что вы видите, в словах

  • "Ты репетировал, пока не выучил все до последней ноты. Это я называю упорством".
  • "Я вижу, что ты оставил последний кусок торта для твоей сестры. Вот это сила воли!".
  • "Ты сгреб все листья и собрал их в мешок. И я тебя даже не просила! Вот это я называю ответственностью!"

"А если хвалить не за что? У меня бывают моменты, когда страшно хочется высказать детям все, что я о них думаю. Как поступать, когда трудно удержаться от поучений и навешивания ярлыков?"

Как правильно ругать и хвалить детей? 3 вопроса психологу

Да, нам часто хочется в минуты стресса и тревоги произнести что-то вроде:

  • "Почему ты так медленно одеваешься? Посмотри на себя! Ты еще не обулась! Так ты никогда не успеешь на автобус!"
  • "Если бы ты сел за уроки, когда я тебе сказала, а не играл в дурацкие видеоигры, то все успел бы. Ты вечно ищешь оправданий собственной лени!"

Но поддаваться соблазну не следует. Гораздо конструктивнее (и более щадяще для ваших и его эмоций) — описать ребенку то, чего он достиг, даже если эти достижения незначительны.

  • "Ты оделась, позавтракала и почистила зубы. Теперь тебе осталось лишь найти туфли и носки. И ты готова!"
  • "Давай-ка посмотрим... десять упражнений на сложение и вычитание дробей. Это утомительно. Но я вижу, что ты уже решил два первых примера. Похоже, ты на верном пути".

Отмечая достигнутый прогресс (пусть даже малый), мы вселяем в детей уверенность и желание продолжать старания.

"К сожалению, мой сын — один из тех сверхчувствительных детей, которые расстраиваются до смерти, понимая, что сделали что-то не так. Я пытаюсь поддерживать его похвалой, когда это возможно, но ведь случаются ситуации, когда ребенок что-то натворил и хвалить его действительно не за что. Как поступить?"

Помогите ребенку понять, что его ошибка может оказаться важным открытием. Одна мама рассказывала нам о том, как ее трехлетний сын, разговаривая с ней, тряс чашку с соком. Неожиданно крышка с чашки слетела, и сок пролился на рубашку мальчика и на пол. Мальчик начал истерически рыдать.

— Сэмми, — торжественно произнесла мать, — ты сделал открытие!

Мальчик перестал плакать и удивленно на нее посмотрел.

Очень размеренно мать сказала:

— Ты только что обнаружил, что, когда ты трясешь закрытую чашку, крышка может слететь, и тогда сок расплескается!