Содержание:

Покупка автомобиля это обычно не вложение, как в случае недвижимости, а расход, так как цена на него падает с каждым годом.

Как мы поступаем, имея дело не с предметом инвестиций, а с предметом расходов? Надо утвердить бюджет, то есть понять, сколько денег мы готовы выделить на автомобиль единовременно и сколько тратить на него ежегодно. Иначе может оказаться, что не наш "железный конь" служит нам, а мы служим ему, работая, возвращая долги или отдавая последние деньги за его ремонт.

К содержанию

Почему важно уметь считать?

Покупать автомобиль нужно исходя не из рекламы, а из наших доходов. По моему мнению, правильно выделить на эту покупку бюджет, близкий к 2-3-месячному, в крайнем случае, к полугодовому доходу.

К примеру, миллионеры США, по статистике, не покупают машины дороже 30 тыс. долларов, не гонятся за престижем и воспринимают автомобиль практически по Ильфу и Петрову: не как роскошь, а как средство передвижения. А многие покупают подержанные автомобили. Еще бы! Они ведь удовлетворили свою потребность в признании другими способами.

Итак, вы посчитали, в рамках какого бюджета вы готовы позволить себе автомобиль.

Если в этот бюджет вписывается новая машина вашей мечты, и вы готовы незамедлительно на нее потратиться, не откладывайте этого решения в долгий ящик. Вы получаете "запах нового автомобиля", гарантию, обычно высококлассное обслуживание — в общем все, что нужно, кроме одного: через год ваше авто упадет в цене на 20%, через пять лет — уже на 40%. А расходы предвидятся все равно: вам придется платить и за ТО, и за замену запчастей, износ которых произошел не по гарантийному случаю, а просто — в процессе эксплуатации.

Самое неудачное решение — поддаться на рекламу и купить какую-нибудь новую модель в кредит. Мало того, что за следующие пять лет цена точно так же опустится в цене на 40%: прибавьте к этому инфляцию, проценты по кредиту, обязательное страхование и расходы на автомобиль — и можно считать, что вы решили работать только на него. Ведь к моменту желаемой смены автомобиля при продаже мы обнаружим, что потеряли сумму, близкую к стоимости целого автомобиля.

Цель этой статьи — обозначить возможные риски и ограничения при покупке автомобиля, бывшего в употреблении, а также пути их минимизации.

К содержанию

Сколько стоит "секонд-хэнд"?

Цены на новые автомобили можно узнать у официальных дилеров, рекламу которых вам не придется долго искать. Цены на подержанные машины вы без труда выясните на многочисленных автомобильных рынках, а также в отдельных компаниях, которые рекламируют себя как продавцы подержанных авто. Не забудьте полистать газеты и журналы: "Из рук в руки", "Автомобили и цены" и т.п., где публикуются тематические объявления. Хорошо посмотреть интернет-ресурсы для поиска автомобилей — www.auto.ru и www.irr.ru.

Автомобиль падает в цене в первый год примерно на 20% от стоимости нового; в следующий — примерно на 10% от предыдущей цены; далее этот показатель за четыре года уменьшается до 5%. Получается, что цена старых машин снижается очень ненамного (подтверждение тому можно найти на упомянутых сайтах).

Стоит оговориться: вышеприведенный расчет действителен для автомобиля, бывшего в одних руках, за которым следили, проходили ТО и проездили не более 20-25 тыс. км в год. Если же автомобиль имеет дефекты по кузову, не отремонтированную подвеску или другие неисправности, большой пробег, длинную историю, если он побывал в серьезной аварии и даже был отремонтирован, то он уценивается еще больше. Степень уценки определяется стоимостью восстановления машины; также цена уточняется в зависимости от текущего спроса.

Кроме всего, падение цены автомобиля зависит от марки самого автомобиля. Если автомобиль не очень популярен в России, исходя из спроса, падает и цена предложения.

Отдельно стоит отметить, что более дорогие модификации автомобиля одной и той же марки с годами дешевеют быстрее, приближаясь к базовым ценам. Поэтому часто выгоднее выбирать максимальную комплектацию — чтобы получить, как говорится, максимальный комфорт "за те же деньги".

К содержанию

Выбираем авто

При выборе автомобиля необходимо принять решение о том, нужна ли вам страховка автоКАСКО. Дело в том, что страховые компании в 90% случаев предлагают невыгодные условия для старых автомобилей (от шести-семи лет), а часто просто не берутся их страховать. В этом случае нужно взять на заметку, что автомобиль вам придется продавать, когда ему исполнится шесть-семь лет; таким образом, покупать его следует настолько "молодым", чтобы успеть на нем поездить.

Лучше покупать машину, побывавшую в одних руках и с небольшим пробегом, так как износ автомобиля — это самое важное. Оптимальный пробег — до 100 тыс. км. Такой пробег обычно бывает у автомобилей до пяти лет.

В связи с вышесказанным самой оптимальной и малорискованной покупкой можно назвать покупку 3-5-летнего автомобиля с небольшим пробегом.

При бюджете менее 5 тыс. долларов в любом случае стоит рассчитывать только на автомобили российского производства, если вы опираетесь на вышеприведенную схему. Про отечественные машины ничего утешительного сказать не могу: последние хорошие сборки, по моему мнению, закончились 15 лет назад. Уровень комфортности этих автомобилей минимален, надежности — тоже, риски угона высокие. Единственный плюс: починить можно в любом сервисе. Но зачем покупать автомобиль, заранее имея в виду, что мы будем его чинить?

За цену от 5 до 8 тыс. долларов, а часто и выше, отдельные автолюбители рассматривают праворульные автомобили. О них стоит сказать следующее:

  1. Они дешевле леворульных аналогов (обычно разница составляет от 3 тыс. долларов и выше).
  2. Часто встречаются интересные модели, не имеющие аналогов среди леворульных.
  3. Такие модели более надежны, поскольку собираются в Японии.
  4. Их редко угоняют.
  5. Их сложнее продать по рыночной цене в силу небольшого спроса.
  6. С них сложно пересаживаться на леворульные, так как все наши навыки вождения со временем отрабатываются до автоматизма. При пересаживании за левый руль старые привычки могут дать о себе знать, а изменить их быстро не получится.

Не буду утверждать, что это плохой выбор — наоборот, хороший! Но я лично не имею опыта покупки таких автомобилей. Знаю лишь, что в этом вопросе может помочь популярный ресурс www.drom.ru.

При выборе модели автомобиля можно использовать рейтинги надежности производителей, часто публикуемые в специализированных журналах и Интернете. В них почти всегда лидируют японские модели, и, судя по моему опыту, с полным на то основанием. Но тщательно надо рассматривать рейтинги надежности определенных марок автомобилей, причем не новых, а подержанных. Мне, в частности, помогают отзывы автовладельцев и рейтинги на www.avtomarket.ru.

Если автомобили марки, которая вам понравилась, часто угоняют, то вам придется устанавливать более высокий уровень защиты и помнить, что вы подвергаете свою покупку большему риску. В некоторых случаях без страховки просто не обойтись.

К содержанию

Процесс "охоты"

При поиске подержанного автомобиля рекомендую не останавливаться на одной марке определенного цвета, а просматривать несколько моделей, к примеру, делая запрос на сервере www.auto.ru. Лучше выбрать к рассмотрению несколько моделей, несколько цветов; задать диапазон цен, возраста, пробега автомобиля; указать такие параметры, как наличие кондиционера, автоматической коробки передач и др., просмотреть текущие предложения с учетом этих критериев. Настройтесь на то, что процесс покупки будет длиться целый месяц — тогда больше вероятность, что вы найдете лучшее предложение и, главное, посмотрев пару автомобилей, не примете опрометчивого решения.

К содержанию

Систематизируем риски

При покупке ненового автомобиля есть практически один минус, который определяется одним емким термином — "риски". Риски давайте разделим:

  1. Вам могут предложить угнанную машину.
  2. Автомобиль может быть со скрученным спидометром (т.е. пробег занижен).
  3. Автомобиль может иметь скрытые дефекты от серьезной аварии или быть "утопленником" (т.е. попадал в наводнение).
  4. Автомобиль мог эксплуатироваться не по правилам завода-изготовителя (несвоевременно проводилось ТО, уровень масла в двигателе был ниже нормы и т.д.).
  5. Возможны неисправности двигателя, трансмиссии, подвески, кондиционера и других, более мелких частей.
  6. Есть опасность при передаче денег в процессе покупки.

С рисками обычно поступают так: осознают, оценивают и минимизируют. Именно этим путем мы и пойдем.

К содержанию

Процесс проверки

Важно понять, где был куплен автомобиль. Наша задача — уменьшить риск покупки угнанной машины или с неизвестным прошлым, поэтому нужно постараться найти ту, которая покупалась в России у дилера. Такие автомобили обычно эксплуатируются аккуратно; к ним относятся бережно, как к новой вещи, чтобы не закончилась гарантия, хозяин старается проходить ТО вовремя. Часто через три года гарантия заканчивается или автомобиль просто надоедает владельцу, и он решает его продать. Это самый лучший вариант для покупателя.

Почему не стоит покупать автомобили, пригнанные из США или Канады? Автомобили в этих странах покупают в лизинг, то есть платят не за саму машину, а просто за месяц эксплуатации — фактически за аренду. По понятным причинам, владелец не особенно ухаживает за своим автомобилем, поэтому практически у 80% из них нет сервисной книжки (обычно она пустая или ее просто не показывают). Есть риски, что автомобиль не вовремя проходил ТО и мог эксплуатироваться на износ. Кроме того, достаточно заметна коррозия у машин, на которых ездили в местности, близкой к океану. Очень часто при выставлении автомобиля на аукцион его перекрашивают, притом поверхностно и непрофессионально, а после аукциона скручивают спидометр. К плюсам американских моделей относится только то, что они зачастую дешевле европейских или купленных у российского дилера, притом по VIN (Vehicle Identification Number — идентификационный номер транспортного средства (англ.)) автомобиля можно узнать большую часть его истории и сверить с рассказами владельца, а также с текущим пробегом. Вот неплохой российский ресурс для подобной проверки: www.vinfax.ru.

Очень многие покупают только автомобили, пригнанные из Европы, или даже заказывают их непосредственно в европейских странах. Считается, что такие экземпляры лучше сохранились, поскольку эксплуатировались на европейских дорогах. Бесспорно, тут есть своя логика, но ввиду того, что история автомобиля неизвестна, и проверить ее невозможно, данный выбор более рискован, чем приобретение машины, изначально купленной у российского дилера.

К содержанию

Процесс осмотра и выбора

Выяснив характеристики и историю автомобиля, получив информацию о сервисной книжке и о неисправностях, вы договариваетесь о встрече с продавцом. Лучше просмотреть все варианты, отвечающие вашим запросам.

Прежде всего, важно, чтобы автомобиль понравился вам внешне. При тщательном осмотре обратите внимание, насколько машина соответствует своему пробегу: много ли изъянов лакокрасочного покрытия, есть ли следы коррозии на корпусе, на днище; как выглядит автомобиль внутри: насколько стерты педали, блестит и потерт руль, чист потолок и т.п. Посмотрите, есть ли коррозия под ковриками, к примеру, в багажнике. Не видно ли каких-либо течей внизу автомобиля? Нет ли люфта руля, не слышны ли при езде посторонние звуки, насколько ровно и тихо работает двигатель? Чем комплектуется автомобиль (к примеру, есть ли зимняя "резина")?

Следующие вопросы: корректно ли заполнена сервисная книжка, разными ли чернилами и почерками, стоит ли печать дилера, равномерен ли в общем и целом пробег по годам?

Наконец, какова цель продажи автомобиля? Верите ли вы продавцу?

Важно проверить документы и номер двигателя, сличить его с номером, выбитым на самом двигателе.

Даже если вам понравилась машина, не спешите с покупкой. Помните, что машину мы решили искать целый месяц; вероятность, что вам сразу встретилось лучшее предложение из всех возможных, крайне невелика. Скорее, вы просто испытали эйфорию, обычную при покупке чего-то нового и долгожданного. А покупать нужно, "держа голову в холоде".

Если вы посмотрели большинство предварительно выбранных автомобилей и остановились на одном из них, следует договориться о его проверке специалистами.

Для начала посетите фирменный сервис, в котором обслуживалась машина, и с разрешения хозяина изучите записи обо всех ремонтных работах, которые с ней выполнялись. Также стоит удостовериться, что пробег не скручен — ведь в фирменном сервисе фиксируют информацию о пробеге при каждом обращении. Если ничего криминального не обнаружите, проверьте некоторые технические детали (это лучше сделать в другом фирменном сервисе, если хотите уменьшить риски). Важно обратить внимание на подвеску, произвести внешний осмотр двигателя, проверить давление масла, коробку передач, кондиционер, компьютер, спросить экспертов, была ли машина битая, что перекрашено. Иногда делают сход-развал — это помогает выявить скрытые последствия серьезных аварий, а также наличие "проржавевших", не отвинчивающихся деталей подвески. Стоит посмотреть на подъемнике коррозию днища. Иногда целесообразно проверить компрессию в цилиндрах. На все эти процедуры вы потратите от 60 до 200 долларов, но такое вложение сильно уменьшит риски.

Если всплыли какие-то критические факты, вы можете остановить проверку на любом этапе. Ну а если все хорошо, вам предстоит дать залог за автомобиль, что подтверждает вашу готовность его купить. Если в дальнейшем вы отказываетесь от покупки, залог остается у продавца. Поэтому правильнее написать расписку, что продавец получил данную сумму в счет покупки автомобиля и обязуется вернуть ее в течение недели, к примеру, если автомобиль он вам не продаст. Но обычно никто не пишет расписки — все делается на доверии.

Важно сказать, что если вы покупаете автомобиль, купленный не у российского дилера, и хотите снять риск покупки краденого, то стоит проверить машину у криминалиста. Один из полезных контактов (для Москвы) на эту тему можно найти на www.autorynok.ru/expkrim.html.

Получив задаток, продавец должен обещать в определенный срок снять автомобиль с учета в своем ГИБДД. Далее вы вместе с продавцом идете в один из комиссионных магазинов, которые обычно в большом количестве находятся около отделений ГИБДД, и оформляете справку-счет.

Обмен деньгами лучше совершать не одному, а в присутствии кого-либо из ваших надежных знакомых. Стоит отъехать от магазина вместе с продавцом и уже где-то в другом, людном месте передать деньги в обмен на справку-счет и документы на машину (ПТС и обычно временные номера).

К содержанию

Страхование

После покупки нужно оформить ОСАГО на ваш автомобиль. Вы можете доплатить небольшую сумму страховой компании, чтобы увеличить страховую выплату примерно вдвое.

К содержанию

Регистрация

Оформить автомобиль в ГИБДД уже легче, чем несколько лет назад. Есть "две тайны" (по крайней мере, на момент написания статьи): ГИБДД раньше не работала в понедельник, а теперь работает, но многие не знают об этом; кроме того, в ГИБДД возможна предварительная запись, которая позволит не стоять в очереди целый день.

Следующий шаг — прохождение ТО. Для удачного исхода этой процедуры важно иметь или исправный автомобиль, или "много денег". Поскольку исправность автомобиля так или иначе в ваших интересах, к последнему варианту лучше не прибегать.

К содержанию

Дополнительные вложения

После покупки автомобиля установите, если их еще нет, сигнализацию, иммобилайзер и механические защитные устройства. Серьезность защиты определяется привлекательностью марки вашей машины для угонщиков и условиями постоянной парковки.

При необходимости произведите антикоррозийную обработку днища и скрытых полостей кузова. Важно заменить основные жидкости в автомобиле. Полезно пройти полное ТО.

Обслуживание

При обслуживании рекомендую пользоваться фирменным сервисом для устранения серьезных поломок; по вопросам ремонта подвески и устранения других мелких неисправностей можно обращаться в сервисы с нормо-часом от 15 до 25 долларов (в противовес 40-60 евро — в фирменном центре).

На приобретении запчастей тоже можно сэкономить. Их стоимость в интернет-магазинах, наподобие www.exist.ru, зачастую вдвое ниже, чем в фирменном сервисе. Бывают и "развалы", на которых можно приобрести подержанные детали в отличном состоянии по бросовым ценам.

Продажа

Если вы будете тщательно выбирать автомобиль и торговаться при покупке, не исключено даже, что через годик-другой вы сможете продать его не дешевле, чем покупали.

И это приятно, так как деньги надо беречь для инвестирования!

Дмитрий Клубничкин
Статья предоставлена журналом "Финансовый эксперт", № 5 2007 год
Финансовый эксперт