Всего за полтора века кухня прошла огромный путь от подсобного помещения до самого высокотехнологичного, а нередко и самого красивого помещения в доме. Катарина Бичер, Кристин Фредерик, Лилиан Гилберт и Маргарета Шуте-Лихоцки сделали для кухни не меньше, чем все производители современных кухонных гарнитуров.

На фото: кухня Белого Дома - резиденции американских президентов. Ок. 1892 г.

История кухни старого образца — это история угнетения. О рационализации труда хозяйки заботились мало: печь в одном углу, стол в другом, полки с кастрюлями в третьем, раковина в четвертом... В процессе готовки женщины метались по всему помещению, буквально наматывая километры. Мысль о том, что надо что-то менять в самой обстановке, первой пришла на ум Катарине Бичер (Catharine Beecher) — сестре знаменитой писательницы Гариетт Бичер-Стоу.

Катарина Бичер (1800—1878) и ее проект "модельной кухни", подсмотренный на камбузе парохода

Свои соображения Катарина Бичер описала в книге по домоводству, вышедшей в 1843 году. Там же она разместила картинку идеальной т.н. "модельной кухни": маленького компактного помещения с рядами навесных шкафчиков, где все под рукой и легко управиться в одиночку. Идея была списана с пароходного камбуза — мисс Бичер любила пароходные прогулки по Миссисипи. А в 1869 г. вышла совместная книга сестер Бичер — "Дом американской женщины", где они продолжили развивать тему рационализации кухонного пространства.

Полвека спустя в 1913 году тему рационализации кухонной обстановки поднимает Кристин Фредерик (Christine Frederick).

Обложка книги и опубликованный в ней план идеальной кухни от Кристин Фредерик (1887-1970)

Она проводит интересный опыт — поставит опыт и посчитает, какое количество километров (!) пробегает по кухне за день хозяйка (к ноге испытуемой привязывается нить). Первой в истории кухни она предложит распределить зоны: готовка — мытье — хранение таким образом, чтобы экономить движения. В 1920 году Кристин Фредерик пишет целую книгу "Инженерия домашнего хозяйства".

Примерно в эти же годы темой усовершенствования кухни подключается замечательная женщина — Лилиан Гилберт (Lillian Moller Gilbreth). Изобретатель и основатель научной эргономики она по совместительству была еще и матерью 12 детей.

Лилиан Эйлер Молер, в замужестве Гилберт (1878 -1972) и ее вариант кухни

Лилиан Гилберт вносит особый вклад в историю кухни. На личном опыте, зарисовывая перемещения по кухне всего своего немаленького семейства, она пытается вычислить оптимальное размещение шкафов-столов на кухне. Результат — образцы "практичной кухни", созданные по законам эргономики.

На кухне Лилиан Гилберт впервые появляются "мобильные" элементы мебели

Все наработанные идеи в 1926 году наконец выливаются в первый типовой проект функциональной кухни — так называемую "франкфуртскую кухню" архитектора Маргареты Шуте-Лихоцки (Margarete Schütte-Lihotzky).

Архитектор Маргарета Шуте-Лихоцки (1897-2000) и придуманная ей "Франкфуртская кухня"

Она была разработана для домов типовой застройки во Франкфурте. Несмотря на малые размеры кухонь в домах 1.87×3.44 в них удачно вписались вся необходимая мебель и оборудование — плита, мойка, рабочий стол, шкафы.

Шкафы делятся на нижние, стоящие на общем цоколе и навесные. Все на одной высоте и одинакового размера. Проходит совсем немного времени, и к середине 30-х годов предложенная идея кухонных модулей окончательно вытесняет отдельно стоящие шкафы и горки. Каталоги полнятся обилием разных вариаций кухонных гарнитуров: как правило, все шкафчики теперь накрыты общей столешницей, деревянной или отделанной плиткой.

История кухни в именах

С появлением новых материалов в 1950х годах кухни становятся цветными. На смену дереву приходят пластик, нержавеющая сталь, анодированный алюминий. Не отстают и бытовые приборы — из утилитарных предметов они становятся украшением кухни.

К 60-м годам увлечение кухонными бытовыми приборами становится повальным: чем их больше, тем престижнее. В 1969 году общеевропейский комитет вводит единые стандарты для кухонных модулей: высота шкафчиков, их глубина и т.д. Теперь производители начинают экспериментировать с материалами и отделкой, не затрагивая габариты шкафов.

Усовершенствование кухонной вытяжки в 1980х годах позволяет не отделять теперь кухню в закрытое помещение, в обиход входит кухня-студия, объединенная со столовой и гостиной. Теперь и на многие годы вперед кухня не просто помещение для готовки, но и объект престижа.

Современная кухня по-прежнему настоящий плацдарм для испытаний всех новых веяний в дизайне и технологии: именно здесь чаще всего появляются новые материалы и приборы, применяется новая гамма или ставятся эксперименты со стилем.