Содержание:

Подруга, у которой дочь на 2 месяца младше моей, позвонила и, слыша наш с дочкой веселый хохот, поинтересовалась:
- Вы что там делаете?
- Играем.
- Во что с ней можно играть, она же еще толком пять метров пройти не может, слов не разобрать, малышовые игры ей уже неинтересны?

Действительно, а во что? Тот же вопрос постоянно звучит на детских площадках, в интернет-форумах. С крошками все более-менее ясно из журнальных публикаций, сейчас таких много, да и магазины все чаще предлагают интересные игрушки. С 2-3-х летними детьми тоже проще - они уже вовсю бегают, говорят, и сами могут придумать себе игры. Что делать с теми, кто днем спит уже реже (а моя дочь с года вообще отказалась от дневного сна), кому малышковые игрушки за год уже поднадоели, а шишки и синяки появляются чаще, чем хотелось бы? То есть, с детишками месяцев от 10-11 до полутора лет. Мы решили, что раз уже дочка пошла, то нужно предлагать ей такие игры, которые могут помочь ей развить этот навык и улучшить координацию. Конечно, большинство мам так и играет со своими детьми, так что, думаю, первооткрывателями мы не будем, но, может, кому-то и пригодится.

К содержанию

Игры под музыку

Хоровод: выставляются все игрушки кругом, и малышок ходит по внешнему и внутреннему пространству круга под ритмичную музыку. Главная задача - не уронить игрушки и не споткнуться о них. Сначала за руку с мамой, потом сама, теперь уже малышка сама себе строит хоровод и ходит "за ручку" с любимым мишкой. Музыкальные сюжеты: берем песенку и под музыкальное сопровождение изображаем ее. Например: под строчку "Мишка с куклой бойко топают, Бойко топают, посмотри" - топаем ногами и изображаем мишку. Варианты бесконечны, любимые песенки: "Раз морозною зимой", "Мишка с куклой", "Веселые гуси", "Я на скрипочке играю". Держим ритм: под ритмичную музыку, которая нравится ребенку (у нас это преимущественно латиноамериканская музыка) ногами и руками потопываем и похлопываем в такт. В руки хорошо взять маракасы или кастаньеты - малыши их очень любят. Даже самые неуверенные в своем вертикальном положении детки забывают об этом и радостно притопывают, отпуская мамины руки. Да, в некоторых статьях по музыкальному развитию предлагают вместо маракаса насыпать в баночку горох и т.п. Это не одно и то же, звук настоящего инструмента, чистый и красивый, дети распознают сразу же, так что лучше купить детский музыкальный набор или привезти инструменты в качестве сувениров из отпуска. Голоса зверей: на пианино показываем малышу, как "топает медведь" или "поет птичка", потом малыш учится сам показывать, передвигаясь шажками вдоль клавиатуры. Постепенно "голосов" может быть больше. Лисичка, волчок, мышка - и вот уже кроха иллюстрирует сказку "Теремок", которую рассказывает мама.

Если родители играют, в доме часто звучит музыка и есть инструменты - малыш обязательно сам потом придумает свои игры, а пока мы лишь знакомимся с ритмом, звуками и обозначаем их место в нашей жизни.

К содержанию

Игры бытовые

Малышу, хоть он еще совсем мал, очень интересно и весело поучаствовать в "настоящих" хозяйственных делах, которыми заняты мама и папа. Мы выбрали несколько несложных дел, которые поручили крохе: Разбирать сумки с покупками - пакеты ставим в коридоре, и просим носить продукты на кухню поштучно. Конечно, следим, чтобы ничего тяжелее 300 г малышке не попалось. Вытаскивать из стиральной машины малышкино белье и складывать его в тазик. И как, оказывается, непросто научиться попадать в тазик! И, оказывается, белье после стирки мокрое и одевать его неприятно - вот такие открытия делает малыш при этом.

Помощь маме в уборке - даже если ты просто толкаешь пылесос или несешь свои кубики в коробку - ты великий помощник! Осознавать это приятно, поэтому малыш всеми силами стремится поучаствовать и в этом, незаметно для себя пробегая не одну сотню метров. Кройка и шитье - мама кроит, а крошка тут же рисует мелками по ткани, по бумаге для выкроек и по полу :), дело это нелегкое, надо ползать, приседать на корточки, водить рукой - раздается сосредоточенное пыхтение. И, оказывается, мелки на всем этом рисуют совершенно по-разному! "Колобок". Мама затеяла пирожки. Понятное дело, дочка суетится тут же. Ей в обязательном порядке выдается кусок теста "для развития крупной мелкой моторики". Пыхтя, крошка лепит и катает по столу то, что может, отскребая тесто от ладошек и макая его в муку. Торжественно сажаем изделие на лист и помещаем в духовку так, чтобы его было видно через стекло. Пока печется, дочка сто раз сама сбегает на кухню посмотреть, сама делает себе пальчиком "ай-яй-яй", чтобы не трогала за горячую дверцу. Параллельно читаем сказку "Колобок". И это не все. Достаем готовое, дуем на него изо всех сил, потом откусываем, запивая соком: Ах, что может быть вкуснее сделанного своими руками колобка! Гимнастика с мамой - тоже веселое дело. Особенно, если малышка оказывается на маминых согнутых ногах (мама лежит на коврике на спине) и то и дело взлетает вверх, и "путешествует" по кругу. Тренируется вестибулярный аппарат дочки, а мама получает подтянутый пресс и радость общения. Бабушка обычно участвует в игре "пони бегает по кругу", возя внучку на спине к ее огромной радости, а папа с удовольствием дает попрыгать попкой у себя на животе, изображая то автомобиль, то паровоз: в общем, дело ограничивается только фантазией.

К содержанию

Игры в игрушки

Здесь уже и маме есть чему поучиться - как играть в игрушки, если ты делала это последний раз очень давно! Малыш сам по себе, конечно, может приспособить в игру ту или иную игрушку, но фантазия будет еще более бурной, если азы общения с предметом ему покажут взрослые. Из подвижных игрушек нам больше всего нравятся: Мячики. Их у нас очень много - большие, от фитбола, средние, маленькие, с шипами и т.д. На фитболе мы прыгаем поодиночке и вдвоем с дочкой, катаем ее на мяче животом и спинкой вниз, она старается толкаться от пола ногами. Мячик поменьше (диаметром 20-25 см) идет для многих игр - учимся бросать его о стену (причем делаем это на большой кровати, т.к. малыш падает чаще, чем мячик, зато это очень весело); толкаем его по комнате ногой (первое время мама брала малышку за руки); учимся хлопать мячик рукой сверху вниз (мама держит мяч в руках на уровне рук малышки, а она хлопает сверху, потом меняемся); пытаемся сесть на мячик верхом, держась за мамины руки (на чем-нибудь мягком, чтобы не больно было падать). Мячик-ежик (с толстыми резиновыми шипами) хорош для того, чтобы перекатывать его друг другу босыми ногами, и для игр в ванне (он забавно пищит при надавливании, иллюстрируя песню на стихи Ю.Мориц "Ежик резиновый").

Машинка на веревочке. Вопреки стереотипу, девочки с огромным удовольствием таскают за собой машинку, учатся насыпать в них песок и шишки, катают кукол и мишек. Кукольная коляска. Тут все понятно - посадил куколку, и вози. Иногда можно и самой покататься. В играх с коляской особенно важна безопасность - малышка слишком быстро покатила коляску и вот уже лежит на пузике: уперлась в угол, и вот уже коляска опрокинулась вместе с хозяйкой: неожиданно игрушка сложилась и прищемила пальчик: Маме есть о чем подумать. У нас коляска складывается и убирается каждый день, достается для игры только под бдительнейшим присмотром. Ящик для игрушек на колесах. На нем очень удобно кататься сидя верхом, карабкаться на него и пробегать во всю длину, особенно потому, что он способен в это же время ехать совершенно в другую сторону. Но если мама держит за руку, то почему бы и не потренировать координацию?

К содержанию

Игры на улице

На улице можно играть во многие домашние игры, например, с мячиком, машинками, и в традиционные уличные игры, такие, как "куличики" из песка или снега, ваяние снеговика, катание на качелях и с горки. Жарким летом может добавиться ползание по теплому прибрежному песочку и топанье по водичке. Но особенно любимы у нас игры с природным материалом: Собирание шишек и желудей. Распознавать их среди всего прочего, валяющегося в траве, мы начали буквально сразу. Тут же завелось решето, куда складывались дары природы, из которых потом на тропинке можно было выкладывать замысловатые фигуры. А сами шишки? Еловые, со смолистым запахом, пачкающие ручки, сосновые, похожие на цветы, и кедровые, которые обхватишь только двумя руками; юные шишки лиственницы, мягкие, лилово-зеленоватого цвета с нежным запахом - все это способно надолго очаровать малышку. И вот она носится по поляне с радостным визгом, и уже позабыла, что упала, и несет в решето свою находку. Пенечки. Как же здорово вскарабкаться на каждый пенек, встречающийся тебе по дороге, посидеть и вспомнить сказку про Машу и медведя!

Догонялки. В них мы обычно играем вокруг огромного старого дуба. Мама убегает, а потом неожиданно поворачивает и малышка влетает прямо в объятия. Разве не здорово? Рисование палочкой на песке и мелками на асфальте тоже приятное занятие, хотя и достаточно трудоемкое - кроха приседает, кряхтит, обходит свое творение не по одному разу.

Конечно, на самом деле игр гораздо больше, да и сами они раз от раза изменяются сообразно возрасту и возможностям малыша. И вот нам полтора года, мы уже хорошо бегаем, прыгаем и лазаем на всевозможные высоты. Главное - нам не скучно друг с другом. Учимся говорить, любим рассматривать картинки в книжках и буквы, слушать стихи и музыку. Пришла пора для других игр, но это уже совсем иная история...

Daina, daina-k2002@yandex.ru.