Я рассматриваю детские рисунки. Это не просто незатейливые картинки с изображением домов, деревьев, несуществующих животных, людей. Это невысказанные детские проблемы, о которых очень часто не догадываются или не хотят задумываться родители.

Вот мятый листок бумаги с изображением стола, стульев, перечеркнутых лиц и лающей собаки. Это рисунок семьи, выполненный восьмилетним мальчиком, больным бронхиальной астмой. Он долго и напряженно думал, прежде чем начать рисовать. Его переживания в момент выполнения задания были настолько сильны, что ребенок в порыве отрицательных эмоций несколько раз перечеркивал человеческие фигуры, а потом смял лист бумаги. Почему воспоминания о семье и своем месте в ней у этого мальчика вызвали такую бурную негативную реакцию? Почему самой счастливой на рисунке он посчитал собаку? Уж не потому ли, что только она могла позволить себе "громко выразить свое мнение".

Родители ребенка не замечали у него ранее никаких проблем. Он учился в престижной гимназии только на пятерки, посещал музыкальную школу, во всем слушался родителей. Правда, друзей не имел, да и собаки у него никогда не было. Вот только в последнее время появились приступы бронхиальной астмы, раздражительность, плаксивость, нежелание посещать школу. Это несмотря на то, что мама была постоянно дома с ребенком и помогала ему делать уроки, гуляла вместе с ним, кормила, одевала и, кажется, решала все его проблемы.

Мама и папа ребенка, обеспеченные и образованные люди средних лет, имели единственного сына и точно знали, каким он должен быть и какими воспитательными мерами можно достигнуть поставленной цели. Только в результате нескольких встреч с психотерапевтом они смогли понять, что причины болезненного поведения мальчика связаны с излишней требовательностью к нему и гиперопекой в сочетании с отсутствием эмоциональной поддержки и полным игнорированием мнения ребенка.

В каждый детский возрастной период семейные отношения имеют свои особенности.

В самом начале, от момента зачатия до рождения ребёнка, супруги, как правило, представляют себе, какими они будут родителями в соответствии со своим опытом переживания детско-родительских отношений. В этот период вспоминаются наиболее яркие события детства. Будущий отец может мечтать о том, что он будет играть в футбол со своим ребенком так же, как с ним играл его отец. Будущая мать может давать себе зарок, что никогда не будет требовать от ребёнка тягостных занятий музыкой, какие омрачали ее детство. Родители, особенно мать, воспринимают ребёнка как часть себя, как свою собственность. В связи с этим хотелось бы напомнить древнюю индийскую мудрость, записанную в Ведах задолго до нашей эры: "Дитя - это гость в доме. Его можно любить и уважать, но властвовать над ним нельзя, так как оно принадлежит жизни".

Психологи заметили, что ряд родительских проблем, которые ребенок ощущал, еще находясь в утробе матери, откладывают существенный отпечаток на его дальнейшем развитии: ребенок "для себя" в неполной семье, ребенок взамен умершего, ребенок для манипуляции в семейных отношениях, ребенок для достижения цели...

Не менее важно для будущей жизни маленького человечка, чтобы уже в этот период он являлся желанным и любимым, чтобы мама и папа фантазировали и мечтали о его и своем счастье в недалеком будущем. Но, дорогие будущие родители, будьте готовы воспринять своего ребенка как отдельную личность, свободную и равноправную. Да-да, счастливые дети вырастают и оставляют счастливыми родителей только в тех семьях, где властвует разумное равноправие в отношениях.

Следующий, не менее важный период развития родительских отношений длится от момента рождения до примерно двухлетнего возраста, когда ребенок научится говорить "нет". В это время у родителей формируется чувство привязанности к своему малышу и они начинают соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, друзьям, своим родителям, с потребностями ребенка.

Жизнь ребенка всецело зависит от родителей или тех, кто ухаживает за ним. Но уже сейчас малыш нуждается не только в тепле, чистоте и пище. Для него очень важен эмоциональный контакт с матерью, своеобразный диалог, основанный на взаимопонимании и доверии.

Крик малыша - это зов к матери о каком-то неблагополучии: я - мокрый, я - голодный, я - одинок и мне страшно. Внимательная мама уже через несколько дней после рождения ребенка по крику может понять, в чем он нуждается. Вначале ребенок реагирует на приближающееся лицо, затем ловит ваш взгляд, чувствует малейшие интонации вашего голоса. Каждый раз, подходя к ребенку, встречайтесь с ним глазами, разговаривайте, называйте по имени, даже такому крохе объясняйте, "проговаривайте" свои действия.

Известный английский педиатр и психотерапевт Дональд Вудс Винникотт считал, что человеческая психика формируется и укрепляется только во взаимодействии "мать-дитя". Он создал своеобразную классификацию матерей и ответил на вопрос, всегда ли мать должна приходить на крик ребенка и отвечать на его требования.

По Винникотту "хорошая мать" вовремя приходит к ребёнку, обеспечивает его безопасность и ухаживает за ним, эмоционально поддерживает и понимает его. Но еще, что не менее важно, обеспечивает связь ребенка с реальностью, то есть тренирует его, заставляет сделать небольшие усилия для достижения цели: дотянуться до игрушки, а не получить её сразу в руки, протянуть ручки к матери, попытаться присесть, привстать, а не быть сразу схваченным или взятым, как вещь, и т.д.

В противоположность "хорошей матери" "идеальная мать" везде, во всем и всегда с ребенком, она предчувствует и предвосхищает все его желания, оберегает от трудностей и неожиданностей и, как ни странно, подавляет, замедляет и осложняет развитие ребенка. Как правило, такая мать излишне суетлива, мнительна и беспокойна, а дети вырастают болезненными, с неустойчивой психикой, имеют большие проблемы в общении со сверстниками в детстве и в последующие возрастные периоды, с трудом адаптируются к реальной обстановке, крайне неуверены в себе.

Есть еще и другая категория матерей, которые из воспитательных или каких-то других соображений не считают нужным реагировать на зов ребенка. Ведь бытует такое мнение, что не нужно баловать, не нужно приучать к рукам и т.д. Вот и кричит малыш, зовет маму, а потом тоскливо смотрит в потолок и засыпает от усталости и обиды, засунув в рот палец, а то и всю руку. Такие родители удивляются, почему у их ребенка не осознанный взгляд, как у сверстников, головой вертит как-то странно, и движения раскачивающиеся появились. А ребенок, просто-напросто, успокаивает и занимает себя, как может, сам. Он живет в своем мире и очень мало реагирует на окружающее.

Примерно в возрасте ребенка от 2 до 5 лет родители вновь переоценивают свои отношения с ребенком. Очень важно, когда в этот период наступает осознание того, что и они, и их дети не всегда соответствуют созданному идеальному образу.

В том случае, если родители стремятся настойчиво создать образ "идеального ребенка", можно предположить, что они сами оказались несостоятельными личностями. При этом в большинстве случаев родители болезненно реагируют на несоответствие своих требований и ожиданий, усиливают психологическое давление на детей, прибегая к различным санкциям и наказаниям.

Ко мне обратилась мама, которая была несогласна с мнением психолога детского сада о задержке психического развития у ребенка, тем более что она планировала обучение ребёнка в модной гимназии, где с первого класса изучались три иностранных языка. Она присутствовала при тестировании ребенка и была обескуражена его результатами, но продолжала настаивать на своем мнении. При выполнении теста "дом-дерево-человек" мальчик изобразил женскую фигуру в военной форме. Он пояснил, что это мама-милиционер, которая заставляет и наказывает. Я надеюсь, что несколько терапевтических встреч с этой мамой помогли ей воспринять ребенка таким как он есть и обеспечить ему необходимую и реальную помощь и поддержку. Может быть, этот мальчик через некоторое время догонит сверстников и выучит не один иностранный язык, а может быть, просто по-своему будет счастлив.

В последующие годы среднего детства родители будут неоднократно пересматривать многие из своих устоявшихся предположений. Давайте рассмотрим некоторые модели воспитания и возможные их последствия.

Преобладание рационального аспекта в воспитании в виде большого количества моральных предписаний и требований наносит ущерб детской непосредственности. Результатом рационального характера воспитания будет недостаток воображения у детей. В отличие от сверстников они нередко затрудняются в выборе свободной темы для разговора, не знают, как вести себя в новой ситуации, боятся выразить свои чувства и сделать что-то не так, как нужно.

Неравномерность, непоследовательность и несогласованность в воспитании, как правило, приводят к формированию у детей тревожного ожидания и неуверенности в себе.

Излишняя тревожность и мнительность в отношениях с детьми в сочетании с бурными проявлениями родителями своего раздражения (обычно это крик, ругань, угрозы в отношении детей) в большинстве случаев приводят к формированию детских неврозов.

Когда дети становятся подростками, родители вынуждены подвергать ревизии свои властные отношения с уже почти взрослыми детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в партнерские.

Потребность к большей независимости подростков обычно приводит к напряжённым отношениям в семье, так как родители с большой неохотой и тревогой позволяют им быть автономными. С этим связано большинство конфликтов и проблем подросткового периода. В это время родители приближаются к среднему возрасту, у них становится меньше энергии по сравнению с тем, когда они были моложе. Но, главное, они начинают осознавать, что то время, которое они считали своим будущим, стало их настоящим.

А теперь о самом главном. Дорогие родители! Почаще вспоминайте, о чём вы мечтали, когда играли в песочнице, ходили в школу, когда взрослели... Это поможет вам иметь счастливых детей и быть счастливыми родителями.

Ольга Белова
кандидат медицинских наук, психотерапевт
Статья из газеты