Содержание:

Тема, побудившая меня поделиться своими мыслями, увы, не нова. И тем обиднее. Все чаще и громче, одно за другим, стали появляться ужасающие сообщения о самоубийствах детей и подростков. Причины, ничтожные в глазах взрослых, для каждого ребенка наполнены своим особым смыслом, кажутся неподъемной ношей, видятся нескончаемым злом. Дети не знают, что из любой ситуации есть выход. Иногда его трудно найти, т.к. путь к нему долгий и непростой.

Детский суицид: когда не хочется в КрепостьПутеводитель по закоулкам души у каждого свой, многие и в зрелом возрасте теряются в дебрях своих чувств, что уж говорить о ребенке? Душевный лабиринт для неокрепшего духом подростка зачастую непроходим, полон коварства, предательства, обмана, непонимания и бесконечной боли. Нужен проводник. И этим проводником может быть только взрослый. Любящий взрослый.

Тема суицида опять набирает обороты; крутит свои жернова черствость и безразличие. Оставим за рамками статьи причины суицидального поведения, значение возраста, пола, уровня образования, наличие предрасположенности и прочие факторы, подробно описанные в специализированной литературе. Я хочу поговорить о другом...

Идет ток-шоу. В одной из сельских школ случилась трагедия: ушел из жизни ребенок. Написал записку, что причиной тому школа и классный руководитель, и, видимо, не найдя в себе сил дойти до дома, дошел до ближайшего дерева...

Какие слова могут выразить ту боль, в которой задыхается, захлебывается от избытка бессилия любой человек, которого коснулось это горе, из-за невозможности открутить время назад. Смерть необратима. Взрослые об этом знают, дети — часто не осознают.

Семья обвиняет школу, школа — семью. Большинство аудитории поддерживает семью. И это понятно: горе утраты обесценивает любые аргументы. Со всех сторон звучит: "Школа должна воспитывать!", "Педагоги только жалуются на низкую зарплату", "Психологи обязаны вмешаться". Наконец, один из гостей студии, известный режиссер, произносит: "Вот у меня — трое детей! Но я же не педагог! Я все время работаю. Что я могу?" И ведь так рассуждают многие. Это заявление стало последним доводом в пользу написания этих строк. Да слышите ли вы себя, люди?!

К содержанию

Что я могу?!

Отвечаю: взять на себя ответственность за судьбу своих детей. И в первую очередь — за их воспитание, за формирование системы ценностей, за умение делать выбор. Несмотря на то, что вы не педагог. Вы — родитель, а это многократно больше! И не надо говорить о том, что у вас нет времени. Время — это физическая величина. Оно есть всегда! И в сутках всегда 24 часа, независимо от того, что вы думаете по этому поводу. Другое дело, как вы расстанавливаете свои приоритеты: 20 часов работы плюс 4 часа сна или все-таки есть еще варианты? Если нет, то давайте называть вещи своими именами: вы снимаете с себя ответственность за трудную кропотливую работу по воспитанию своих детей под социально одобряемой личиной "Я — трудоголик!". В глазах сослуживцев — вы, скорее всего, человек неравнодушный. А в глазах своих детей? Вы вообще там есть?

Люди! Мамы! Папы! Поймите — ни один педагог, ни один психолог не заменит в полной мере семью вашему ребенку. И школа априори не может заменить её. У школы другие функции, это — социальный институт. Конечно же, она воспитывает. Конечно же, она влияет. Безусловно, принимает участие в формировании и становлении личности ребенка. Обучает, просвещает, корректирует, направляет, поправляет... Абсолютно любая школа, будь она сильной, слабой, хорошей, плохой, сельской, городской активно участвует в процессе социализации ребенка самим фактом своего существования. Но ее роль никогда не будет решающей. Её воспитательно-воздействующие возможности, к сожалению, ограничены... семьей. Правда, иногда, чего греха таить, к счастью ограничены. Это реалии жизни. Так было, есть и будет в любое историческое время, в любой стране. В школах работают люди, а люди бывают разные.

Сколько же еще должно погибнуть (не обязательно физически) детских душ, чтобы взрослые поняли: школа и семья взаимодополняют друг друга, а не заменяют, и уж тем более не противостоят.

Детский суицид: когда не хочется в КрепостьЧеловек — часть природы. Любой из нас — уникальное создание. Кто будет с этим спорить? Если задаться целью вырастить уникальное дерево в обычной среде, то единственно верным решением будет создать уникальные условия для этого деревца. И не просто разово создать, а бережно поддерживать их долгое время, пока молодое растение не станет сильным деревом с раскидистой кроной и крепкими корнями, способным выдержать ненастье, засуху, стужу, бурю и прочие напасти той среды обитания, где ему жить. Если некоторое время ухаживать за растением, а затем обречь его на самовыживание, то будучи живым организмом, оно будет бороться за своё существование изо всех сил. Цена за жизнь может быть разной, она у каждого своя: сломанная ветка, засохшие листья, искривленный ствол, отсутствие цветов, слабые корни, поедание насекомыми. Конечно, можно нанять садовника и поручить ему заботу о своем любимце. Если садовник опытный и его работе не мешать, то результат будет достойный. А если садовник, пусть даже дипломированный, оказался неопытным? Бесчувственным? А если его просто поздно пригласили? Да мало ли ещё может быть этих "если"? А ведь так хочется, чтобы твоё уникальное дерево было большим, сильным, красивым, здоровым, плодоносным, щедрым! И оно таким обязательно будет, если его правильно взращивать, а это ежедневный тяжелый труд. Важно: добровольный труд садовника не по образованию, а по факту ответственности за свой сад. Принудительный труд таких результатов никогда не даст.

В мире людей всё еще сложнее. Мы говорим об уникальности каждой человеческой жизни. Кто же может обеспечить условия для развития этой уникальности, её защиту, больше, чем создатель этой уникальности — мама и папа?

Мама и папа — самые дорогие лица, самые добрые и надежные руки, самые нежные голоса — они всегда защитят, они все могут, они все умеют. Родной дом, родные стены, знакомый запах маминой стряпни, любимые игрушки, книжки, секретики — это самая надежная крепость!

Настоящая семья, где правит любовь, желанна в любую жизненную непогоду, любое человеческое ненастье. Это норка, где тепло и уютно, куда хочется вернуться, где тебя всегда поддержат, чтобы с тобой ни случилось, где можно зализать раны, попросить помощи, совета, набраться сил для преодоления любых бурь. Отсутствие такой норки часто толкает детей, да и не только их, на необдуманные поступки, те самые необратимые действия.

Ребенку не хочется идти домой — и это уже мощный сигнал о трагичности его судьбы. И этот сигнал виден задолго до трагедии. Именно поэтому многие драмы удается предотвратить. Силами той же школы, органов опеки, милиции, общественности. Многие, но не все.

Потому что школа, органы опеки, милиция, общественность — каждая по отдельности и все вместе взятые — никогда не могут заменить семью.