Детский сад: нужен ли ребенку и как подготовиться? 2 вопроса психологу

Адаптация к детскому саду: добрая воспитательница и никакой спешки

Полезность: 4 из 5 Интересность: 3,8 из 5 (157 оценок)

Тема детского сада особенно ярко звучит дважды в году. Весной, когда родители массово получают путевки в дошкольные учреждения. И осенью, когда малыши переживают адаптацию к детскому саду. С помощью психолога ищем ответы на два главных вопроса: нужен ли детский сад моему ребенку и как помочь ему адаптироваться?

Детский сад: нужен ли ребенку и как подготовиться? 2 вопроса психологу

Развитие личности важнее учебных навыков

«Детский сад — это ужас. Я помню, как меня заставляли есть морковные запеканки, как дети ябедничали друг на друга, а в тихий час нужно было лежать и не шевелиться, делая вид, что спишь! Я твердо решила, что не отдам своих детей в сад. Но, может быть, я не права, и они в садике будут лучше развиваться?»

Сразу скажу: у меня нет категорически отрицательного отношения к детскому саду. Однако дальше следуют несколько существенных «но», о которых мне хотелось бы предупредить родителей.

Если говорить об идеальной ситуации, то лучшее место для развития ребенка до четырех с половиной, пяти лет — это все-таки семья. В раннем возрасте формируются основы личности ребенка, его способность устанавливать близкие эмоциональные связи с другими людьми, его доверие миру. Детская личность развивается при непосредственном участии близких. Слишком рано оторванному от семьи ребенку придется научиться выживать и адаптироваться, и эти навыки в какой-то момент могут помешать развитию его личности.

Часто в качестве аргумента в защиту яслей и младших групп детского сада приводят потребность детей в социализации. При этом забывают (или попросту не знают) о том, что личностная социализация ребенка в раннем детстве происходит в общении со взрослыми, а не с другими детьми. Наблюдая за взрослым человеком, ребенок перенимает его слова, способы выстраивания взаимоотношений, эмоциональные реакции. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был похож на няню или воспитательницу детского сада?

Еще один немаловажный момент: малыш нуждается в постоянном объяснении (проговаривании) того, что с ним происходит, — ведь он учится чувствовать и понимать себя. И лучший помощник в этом нелегком деле, конечно же, мама. Воспитатель в детском саду не имеет ни времени, ни сил разбираться в нюансах потребностей и переживаний какой-то отдельной личности.

Поэтому, повзрослев, многие легко ответят, как «правильно» поступить в той или иной ситуации, но теряются, если их спросят: «А что вы чувствуете?». Однако без глубокого знания себя человеку сложно не только в общении с другими, но и с самим собой.

В детском саду сразу же наступает «коллективизация». Маленький человек еще себя не знает, а ему уже нужно знакомиться с Машей и Васей. Да еще осваивать и соблюдать новые правила. А ребенку очень сложно в голове уместить разные правила: у мамы с папой — одна система ценностей, одни порядки, а в детском саду — другие. Некоторые дети, проводящие бoльшую часть времени в детсаду, начинают «строить» родителей, пытаясь установить в семье детсадовские правила, чтобы самим каждый раз не перестраиваться.

Развитие личности важнее получения учебных навыков. Иногда детей отдают в детский сад, чтобы их там подготовили к школе. Но встречаются дети совершенно «не садовские», например, с ослабленной нервной системой. Ради того чтобы ребенка в саду научили читать и считать, не стоит травмировать его личность. Он должен личностно созреть. Кстати, «несадовские» дети могут впоследствии нормально адаптироваться к школе и успешно учиться.

Важно, чтобы ребенок чувствовал: в детский сад его ведут не потому, что он капризничает или мешает маме работать и из-за этого родители стремятся от него избавиться, а потому, что в детском саду ему будет интересно, там он сможет играть с другими ребятами, там есть такие игрушки, которых нет дома, а если он захочет вернуться домой, его непременно заберут.

Существуют дети, которых пребывание в саду совершенно не травмирует. Признаки этого: у ребенка хорошее настроение, он с удовольствием рассказывает, чем там занимается, рассказывает о воспитательнице, о друзьях. Конечно, ранние пробуждения такие дети тоже не любят, но тем не менее сетования, что неохота вставать, не переходят у них в протест против детского сада как такового.

Конечно, ребенку может что-то в саду и не нравиться. В таких случаях нужно с ним разговаривать. Может быть, даже настоять на чем-то, но, разумеется, заниматься этим следует не тогда, когда он пребывает в состоянии аффекта — в такие моменты ребенок особенно остро нуждается в помощи родителей, в утешении и заботе.

Если родители приняли решение не водить ребенка в детский сад, важно понимать, что общение с другими детьми ему все равно необходимо. Замечательно, когда вместе играют дети разного возраста — чего, кстати, не происходит в большинстве садиков. На фоне младших ребенок начинает чувствовать себя более опытным и успешным, а старшие задают ему ориентир для дальнейшего развития. Если он не видит в своем окружении детей на два-три года старше себя, его восприятие социума искажается: вот малыши, вот взрослые — а между ними есть какие-то варианты?

Детский сад: нужен ли ребенку и как подготовиться? 2 вопроса психологу


Правила успешной адаптации в детском саду

«Осенью я отдаю ребенка в детский сад. Как ему помочь наименее болезненно привыкнуть к садику?»

Как правильно подготовиться к детскому саду? Для начала нужно найти воспитательницу, которая действительно любит детей. Это — главное условие. Не полениться, потратить время, поговорить с родителями. Прийти утром без ребенка и посмотреть, как дети приходят к этой воспитательнице. Если они бегут к ней, обнимают, она им рада, и они тут же включаются в какую-то деятельность — можно спокойно приводить ребенка.

В этом выборе нельзя полагаться на авось. У многих взрослых, с которыми я работаю как психолог, воспоминания, связанные с детским садом, просто чудовищные: они рассказывают о том, как их унижали, позорили и оскорбляли. Никто не может поручиться, что сейчас такого не происходит.

У родителей с воспитателем должен сложиться хороший контакт — обратная связь непременно должна существовать. Возраст воспитателя при этом значения не имеет. Желательно, чтобы количество детей в группе не превышало двенадцати-пятнадцати человек (общее правило: чем младше дети, тем меньше должна быть группа).

После того как вы выбрали воспитательницу, договоритесь с заведующей и приходите вместе с ребенком в детский сад погулять. Лучше, чтобы малыш познакомился с ребятами и воспитательницей на улице, в присутствии мамы. У ребенка должен появиться интерес к тому, что же в этом садике происходит.

Чувствуете принципиальную разницу: мы приводим сына или дочь в совершенно незнакомое место и «бросаем» в надежде, что они как-нибудь «сами выплывут», — или даем им адаптироваться, подружиться с другими детьми и захотеть вернуться туда?

Не нужно заранее устанавливать какие-то сроки. Может быть, поначалу ребенок вообще не захочет отходить от мамы. В этом нет ничего страшного, можно поиграть рядышком. Главное для малыша — убедиться, что мама никуда не уходит, она — здесь и в любой момент может отвести его домой. Это очень важно!

Погуляли, поиграли — ребенку захотелось заглянуть внутрь. Он зашел, посмотрел — а там игрушки, маленькие кроватки, и все это необычно, интересно. Потом оказалось, что дети в саду сосиски с горошком едят — мою дочь в свое время именно это и подкупило. Так понемногу появляется интерес и желание пойти в садик. На это всем нужно разное время: кому-то месяц, кому-то три. Если ребенок не хочет, упирается — значит, он еще не готов.

Кто-то может спросить: «Неужели мы должны потратить на все это столько времени и сил?». Разумеется, легче отдать сразу. Но в этом случае получается, что мы насилуем своих детей только потому, что нам так проще. Проще не задумываться, проще не прикладывать никаких усилий, и пусть дети сами со всем разбираются. Но у детей еще нет достаточных собственных ресурсов, им тяжело, иногда невыносимо, а порой невозможно обойтись без помощи взрослых.

Самое опасное из того, что может произойти, если ребенка отдали в детский сад насильно, когда он еще не был психологически готов к этому, — ломка социальной эмоциональной привязанности. Последствия этой психологической травмы остаются на всю жизнь. Малыш рыдает каждый день, не хочет идти в садик, часто болеет, цепляется за маму — а его все равно отводят и ждут, что он привыкнет...

И вдруг в какой-то момент ребенок неожиданно перестает плакать, иногда при этом уходит в себя, ничего о садике не рассказывает, может вообще перестать замечать, что мама за ним пришла. Родители и воспитатель радуются — привык, а у него на самом деле «сломалась» эмоциональная связь с мамой. Умение устанавливать теплые, доверительные, близкие отношения у него пострадало. Потому что раз уж маме верить нельзя, раз она его бросает, то как можно доверять кому-то еще?

Некоторые взрослые люди, пережившие нечто подобное в детстве, сознательно или бессознательно выбирают одиночество — только бы не испытать больше никогда той боли и того ужаса от разлуки с любимым человеком.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Детский сад: нужен ли ребенку и как подготовиться? 2 вопроса психологу"

Вы не авторизованы.

Даже не знаю, отдает ли сегодня кто-то ребенка в сад ради подготовки к школе. В смысле - чтения-счета, а не социализации. Если отдает именно и только для этого - то это как "из пушки по воробьям", на то, что можно спокойно получить от двух занятий в неделю по часу (если уж мама сама, дома, не может научить), тратить 5 дней в неделю по 8-10 часов. Все же сад прежде всего - для тех, чьи родители работают и не могут сами обеспечить занятия, полноценное питание, прогулки и общения для своего ребенка. Ну и для тех, кто с удовольствием туда ходит - ради общения, отличных от домашних игрушек и т.п.
Потом, имхо, то, что человек не отвечает на вопрос "что ты чувствуешь", совершенно не значит, что он сам этого не понимает. Вот готовность вываливать душу перед кем угодно меня бы насторожила куда больше.
Еще впечатление, что автор не знает, как работают детские сады. В норме там 2 воспитательницы и помощник воспитателя. Прекрасно, если удастся "выбрать" сразу трех, конечно, но на самом деле это практически нереально. Главное, чтобы все трое участников были адекватные и любили детей (ну, по крайней мере, не раздражались на них).

В целом согласна про адаптацию - не стоит ломать, но это вроде как очевидно и так...
2014-04-14, УникаЛьнаЯ
Статью почему то восприняла я как анти-садовская, пропаганда, если есть возможность не водите... Даже в нашей тяжелой ситуации с садом я вижу плюсы, что ребенок пошел в сад, но ходим на пол дня... Главное участвовать в этой жизни ребенка и помогать ему. У меня были и конфликты с воспитателями и мне не нравилось отношение к ребенку, все это я озвучивала и решала с воспитателями, благо дипломатии хватило и сейчас меня все устраивает... А порядок и правила сада как оказалось не сильно и от наших домашних отличаются... Единственное я могла слабинку дать и ребенка сама кормить и одевать и раздевать, а он этим пользовался, сейчас нормализовалось и дома....
2014-04-11, Vetto
А почему она должна быть за-садовская?Статья правильная.Ребенок должен проводить большинство времени с любящим взрослым(мама,бабушка,папа)но никак не с Мариванной с маленькой зарплатой и еще 35 такими же спиногрызами.
Садики придуманы для того,чтобы мамы пахали на государство,а дети в коллективе приучались с детства к понятию-ты тут ничего решаешь,ты один из всех,шестерка,сказали спать-спи,сказали есть-ешь,что дают.
Казарма.Во и вырастает новое поколение быдла,с которым можно делать что хочешь,оно подчинится большинству.
Для Китая полностью подходит садовская система.
Целое поколение с пустыми глазами.
2014-04-15, рыба гуппи
Садик полезен для малыша, причем не в плане подготовки к школе, а именно в плане общения. Несадиковские детки тяжелее идут на контакт. Возможно, мне кто-то возразит и скажет, что его ребенок совершенно не замкнутый, но поверьте, незамкнутость - это не общительность. Ребенок должен учиться общаться со сверстниками, и именно в саду у него открывается для этого возможность.
2014-04-23, Mama_Makarona
А я не восприняла статью как направленную против садиков. И совершенно согласна с автором - если есть возможность не водить туда ребенка, который не хочет туда ходить, лучше не ломать его. У меня старший очень легко пошел, он всю жизнь очень общественный, а вот дочка долго привыкала
2014-04-13, Kapitanskaya
Спасибо! Я за детский сад, и приму во внимание ваши советы. Только боюсь, адаптация все равно у нас будет проходить очень долго. Главное самой настроится на хорошее. Детский сад - обязательная ступень для приобщения ребенка к обществу. правилам поведения в нем.
2014-04-28, NatkaSH
Я своих детей вожу в сад только в те дни, когда они сами этого хотят. Старший (6 лет) частенько просится в сад. Правда, предупреждает, чтобы в обед его забрала. А младший сын 4-х лет, категорически не хочет туда ходить.
2015-10-09, ОльгаБ.
Поделитесь:

11.04.2014
Обновлено 25.08.2020
Близкие по теме статьи
Адаптация ребенка к детскому саду: 3 условия успеха
Адаптация ребенка к детскому саду: 3 условия успеха
Почему дети не хотят идти в садик после праздников. О пользе ГКП
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!