Чем дальше, тем чаще офтальмологи назначают постоянное ношение очков детям и школьного, и дошкольного возраста. Еще лет двадцать назад, когда родители нынешних дошкольников сами ходили в школу, слово "очкарик" было очень обидным. А оправы, которые можно было купить в советских оптиках - устрашающими. Тяжелые, прочно, но грубо сделанные - впору в космос запускать, а не ребенку надевать. Разумеется, такие оправы и опыт их ношения вызывают самые тяжкие воспоминания. Поэтому для многих родителей рецепт, выписанный ребенку, является стрессовым фактором. "Будет стесняться", "Будут дразнить"...

Детские очки

Но все изменяется, и уже ушли в область воспоминаний времена, когда все было действительно настолько плохо. Сейчас в любом оптическом салоне достойного уровня можно подобрать для ребенка оправу, которую он будет носить с удовольствием, ощущая себя не изгоем, а первым модником в классе. Широкий ассортимент моделей, расцветок, новые материалы для линз - очки из наказания для ребенка превращаются в элегантный аксессуар и приучают с младых ногтей определять свой собственный стиль и индивидуальность. А это - ключ к будущему успеху, к уверенности в себе. Если ребенок стесняется очков, его будут дразнить, если гордится - ему будут завидовать. У детей нет еще четкого критерия "очки - плохо", просто детский коллектив не прощает неуверенности, моментально определяя стеснительному, прячущему лицо ребенку низкое место в иерархии, а другому, более бойкому очкарику - позицию лидера.

Все очень просто - не хотите, чтобы вашего ребенка дразнили? Купите ему очки, которых он не будет стесняться.

В настоящее время производство качественных и элегантных детских товаров - отрасль, которая не может быть убыточной по определению, но конкуренция в ней очень высока. Поэтому фирмы-производители вынуждены постоянно "держать марку". Разумеется, покупатель от этого только выигрывает - шире ассортимент, больше выбор, да и необоснованно завышать цены никто не может себе позволить. Производители поворачиваются лицом к маленькому покупателю и обращаются с ним с уважением, несмотря на то, что покупатель еще не скоро обзаведется собственным кошельком. И сами товары все более заметным образом отражают именно детские потребности. В полной мере это касается и очковой оптики.

Производители оправ и линз для детей вынуждены учитывать сразу две особенности своей продукции: во-первых, детские очки должны быть функциональны и безопасны; во-вторых, их дизайн должен отражать особенности детского менталитета, причем с поправкой на то, что он ощутимо меняется от одной возрастной группы к другой.

Оправы и линзы для детских очков в настоящее время принято изготавливать так, чтобы ребенок в очках не чувствовал себя ограниченным в свободе передвижения. Хрупкие пластмассы и стеклянные линзы остались в прошлом. Наиболее популярные сейчас материалы для оправ - титан и схожие с ним по свойствам сплавы, ацетат целлюлозы, кевлар - те, которые являются достаточно прочными и на удар, и на изгиб. Ведь для того, чтобы вырасти крепким и здоровым, ребенку нужен активный отдых. Игры во дворе с мячом, скакалками, езда на велосипеде, лазание по деревьям - все это нужно ребенку, чтобы стать ловким и смелым. Если ребенок будет бояться сломать оправу, он вынужден будет отказаться от многих таких развлечений. А вот оправу из кевлара или титана попробуй сломай - она переживет и кутерьму на горке, и падение с высоты. Ведь из кевлара изготавливают бронежилеты, а из титана - наиболее ответственные детали фюзеляжей самолетов.

Качественные детские оправы изготавливаются без винтовых соединений, на флексовых шарнирах, что повышает их долговечность. Для самых маленьких - да и для самых активных тоже заушники очков выполнены в форме крючка, такие очки не так легко спадают с лица, а некоторые модели оснащены гибким, пружинящим заушником. Кожа у детей нежная, поэтому большинство компаний прикрывает металлические заушники специальными мягкими чехлами, такие заушники не будут натирать уши. У ребенка оправа держится не столько на носу, сколько именно на ушах, поэтому особое внимание следует обращать на то, чтобы заушник был удобным, не давил, не натирал, не впивался в ухо.

Самым популярным материалом для детских очковых линз является поликарбонат. Он не бьется - поликарбонатная линза выдерживает даже заряд среднего калибра дроби, а уж если ребенок исхитряется сломать или разбить поликарбонатную линзу, то она не разобьется на острые осколки, которые могут поранить глаз, а просто треснет или расколется на два осколка с безопасным краем. К тому же поликарбонат является довольно легким материалом в сравнении с минеральным стеклом, и очки создают для ребенка меньше дискомфорта. Еще более легким по весу органическим материалом является Трайвекс, который буквально недавно появился на нашем рынке. Очковые линзы из этого материала так же эластичны, как и из поликарбоната, и являются хорошим решением для детских очков.

Большинство ведущих производителей очковых линз выпускает для детей все ту же линейку, что и для взрослых, а, значит, малыш может пользоваться хорошо подобранными очками с тем же удовольствием, что и его родители. Асферические линзы, лишенные краевого искажения, очень удобны для ребенка, которому требуется достаточно широкое поле зрения. Бифокальные линзы в настоящее время тоже выглядят гораздо менее грубыми, чем раньше. Выпускаются и фотохромные и поляризационные детские линзы. Уже начинают обретать популярность прогрессивные линзы для детей, являющиеся оптимальным решением для ребенка, которому необходимо постоянное ношение очков при некоторых диагнозах. Эти линзы специально назначаются врачом.

Очковые линзы, если они выпущены производителем мирового уровня, не только обеспечивают безопасность ношения и не утомляют ребенка, но еще и обеспечивают дополнительные функции: все качественные очковые линзы обеспечивают защиту глаз от ультрафиолета, что для детей особо актуально. Летом дети проводят много времени на открытом воздухе, поэтому защита зрения от избыточного ультрафиолета им просто необходима, детские глаза особо чувствительны к негативному воздействию УФ-излучения.

Детство - период, в котором закладывается будущий потенциал. Известно, что нет детей, от рождения лишенных музыкального слуха - есть дети, с которыми не занимались музыкой вовсе или занимались плохо; нет детей, от природы лишенных чувства цвета и соразмерности - есть дети, в воспитании которых рисованию не уделялось достаточно времени. Точно также и вкус в одежде закладывается в раннем возрасте. Вещи, окружающие ребенка в раннем возрасте, оказывают влияние на его психику, запечатлеваются в его сознании, как "правильные". Несколькими годами позже, сталкиваясь с коллективом, ребенок обнаруживает, что не все то, что он полагает единственно верным, так же воспринимается сверстниками. В детской компании понятия "модного", правильного и неправильного в одежде, игрушках, других личных вещах едва ли не более значимы, чем среди взрослых.

Но если для взрослых более важными критериями являются престижность марки и качество, то у детей в каждой возрастной группе существуют свои акценты, зачастую непонятные взрослым. "Почему надо покупать эту ярко-розовую с зеленым страшилку, когда можно выбрать что-то поскромнее?", - недоумевает мама, уговаривая дочку отказаться от приглянувшейся ей "совершенно ужасающей" с точки зрения мамы оправы. А для ее пятилетней дочки именно эта оправа является самой-самой симпатичной. Потому что именно такие очки у ее любимого персонажа мультфильма или игры. Что делать? С одной стороны - оправа кажется безвкусной, с другой - не хочется давить на ребенка. Не нужно навязывать ребенку свой выбор, но можно показать другие примеры, объяснить, что оправа должна не только нравиться, но и подходить к одежде, заколкам. Но, в любом случае, выбор должен оказываться за ребенком: если насильно выбрать за него, он подчинится, но неприязнь к очкам никуда не денется. Вам было бы приятно каждый день носить на лице вещь, которая вам совершенно не нравится, но ее выбрал за вас кто-то мудрый и всезнающий?

Детские очки

У младших и средних школьников свои особенности. Всемирно известный очкарик Гарри Поттер - вполне убедительный аргумент, чтобы согласиться носить очки. Многим мамам стоит поблагодарить Джоан Роулинг за создание такого образа. Но, уж если очки, то желательно - именно как у Гарри Поттера. Большинство компаний-производителей учитывает эти тенденции детской моды и среди оптики для детей очень много "детских" лейблов. Оправы с любимыми персонажами мультфильмов и кинофильмов, героев компьютерных игр, игровыми и сказочными элементами весьма популярны у детей.

Дети постарше, которых уже и детьми-то назвать трудно, скорее - подростки, зачастую разбираются в моде почище родителей. Они очень восприимчивы к рекламе, которая обрушивается на них из радио, телевизора, молодежных журналов. Любой подросток может навскидку назвать пять марок одежды, носить которую "круто!". Как правило, в этом возрасте большинство подростков ориентированы именно на марку, на ее престиж в молодежном коллективе. Поэтому у большинства ведущих производителей всегда есть подростковые линии. Подростков уже не впечатляют Микки-Маусы и Гарри Поттер, девочки в этом возрасте хотят скорее повзрослеть, их привлекают модели, которые носят известные актрисы и поп-звезды, у мальчиков тоже есть свои кумиры - от прославленного героя боевиков до крутого хакера. В любом случае, эти кумиры принадлежат к уже взрослому миру. Тут дети сталкиваются с существенной проблемой - взрослые оправы им не подходят по размеру, детские - по фасону. Но всегда есть возможность найти очки именно подростковых линий, одновременно и взрослые по стилю, и небольших размеров.

Дети школьного возраста часто выбирают оправы, похожие на те, что носят признанные лидеры коллектива. Многим родителям не нравится такой выбор их чада, критерий "как у Васи" или "так все ходят!" для них не является достойным. Однако, индивидуальность - не то качество, которое можно воспитать из-под палки. Можно объяснять ребенку, что носить одежду или очки как у других неразумно; но нельзя волевым решением отказывать ребенку в этой покупке. Никакого воспитания индивидуальности не происходит, происходит подмена одного руководящего начала другим, а ребенок по-прежнему лишен возможности собственного выбора. К тому же, не каждый ребенок морально готов сделать собственный выбор и носить его результаты с гордостью. Все дети разные - кто-то не боится "выпендриваться", кто-то предпочитает не выделяться из коллектива. Один задает моду, а другой предпочитает следовать ей. Прежде чем отвергать аргумент "как у всех", подумайте, готов ли ваш ребенок стать законодателем моды в своем классе. Если нет - не создавайте ему дополнительной почвы для неуверенности в себе.

Выбор всегда должен оставаться за ребенком. Родители могут задавать ценовую группу, но в имеющемся ассортименте "от до" ребенок должен сам сделать свой выбор. Родители должны выступить для него грамотными консультантами, объяснить основы сочетаемости цветов и материалов, понятия личного стиля, практичности, надежности. Но выбирать "ту самую, единственную" оправу должен ребенок. Так, как выбирают для себя родители...