Детская безопасность в Интернете: технологии и рекомендации в помощь учителям и родителям. Часть 1

Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете?

Наши дети — даже младшие школьники — часто знают об Интернете не меньше, чем их родители. Но знают ли они о правилах безопасности в Сети? Предлагаем вашему вниманию главы из брошюры "Детская безопасность в Интернете: технологии и рекомендации в помощь учителям и родителям", изданной Центром семейной безопасности Google.

От редакции

Фонд Развития Интернет

"Контентные риски — это материалы (тексты, картинки, аудио- и видеофайлы, ссылки на сторонние ресурсы), содержащие насилие, агрессию, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр, наркотических веществ и т.д.

Как помочь ребенку избежать столкновения с нежелательным контентом?

  • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода.
  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете, является правдой. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены.
  • Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.
  • Включите программы родительского контроля и безопасного поиска, которые помогут оградить ребенка от нежелательного контента.
  • Постоянно объясняйте ребенку правила безопасности в Сети.
  • Тем не менее, помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог зачастую может быть гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка всевозможного контента.

Центр безопасного Интернета в России



  • Используйте специальные настройки безопасности (инструменты родительского контроля, настройки безопасного поиска и другое).
  • Выработайте "семейные правила" использования Интернета. Ориентируясь на них, ребенок будет знать, как поступать при столкновении с негативным контентом.
  • Будьте в курсе того, что ваш ребенок делает в Интернете. Чаще беседуйте с ребенком о том, что он делает в Сети.

Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете?

Фонд Развития Интернет

Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и другие.

Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и другое. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы. Специалисты используют термин "груминг", обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично ("в привате"), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

Предупреждение груминга

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются.
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии.
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу.
  • Не позволяйте вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без вашего разрешения или в отсутствие взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу.
  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.
По европейским данным, значимость проблемы "встречи с онлайн-незнакомцами" во многих странах Европы существенно снизилась. В России этот вопрос остается одним из самых важных среди коммуникационных интернет-рисков. Половина российских детей постоянно знакомится в Интернете с новыми людьми, а 22% детей признаются, что встречались с интернет-знакомыми в реальной жизни. В Европе знакомятся в Интернете 29% детей, но встречаются с онлайн-знакомыми в реальности меньше — около 10%.
Детская безопасность в Интернете

Общение с интернет-знакомыми. Источник: Фонд Развития Интернет

Центр безопасного Интернета в России (ссылка)

Объясните ребенку основные правила поведения в Сети.

  • Нельзя делиться с виртуальными знакомыми персональной информацией, а встречаться с ними в реальной жизни следует только под наблюдением родителей.
  • Если интернет-общение становится негативным — такое общение следует прервать и не возобновлять.

Как избежать кибербуллинга?

Фонд Развития Интернет

Основной площадкой для кибербуллинга в последнее время являются социальные сети. В них можно оскорблять человека не только с помощью сообщений — нередки случаи, когда страницу жертвы взламывают (или создают поддельную на ее имя), где размещают лживый и унизительный контент. Особенно остро переживают кибербуллинг дети 9-10 лет: 52% детей этого возраста, ставшие жертвой подобной ситуации, в первую очередь девочки, указали, что были этим сильно или очень сильно расстроены.

Кроме того, нередко и сами школьники выступают агрессорами. В России 25% детей признались, что за последний год обижали или оскорбляли других людей в реальной жизни или в Интернете. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам. При этом и российские, и европейские школьники чаще сознаются, что проявляли агрессию лицом к лицу (16% в России и 10% в ЕС), гораздо реже признаются, что вели себя агрессивно в Интернете (6% в России и 3% в ЕС).

Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Предупреждение кибербуллинга

  • Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае нельзя писать грубые слова — читать грубости так же неприятно, как и слышать.
  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем.
  • Если ребенок стал жертвой буллинга, помогите ему найти выход из ситуации — практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички.
  • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз.
  • Старайтесь следить за тем, что ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.
По данным, полученным в исследовании "Дети России онлайн", в среднем по России 23% детей, которые пользуются Интернетом, являются жертвой буллинга онлайн или офлайн. В Европе дети в среднем не намного реже, чем в России признаются, что стали жертвой буллинга (19%). Пятая часть российских детей-жертв буллинга подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1-2 раза в неделю. Особенно актуальна эта проблема для детей 11-12 лет: почти треть детей-жертв буллинга этой возрастной группы подвергается оскорблениям чаще одного раза в неделю.
Новые инфокоммуникационные технологии предоставляют дополнительные возможности для буллинга, и российские дети этим пользуются. Если сравнить виртуальность и реальность, то российские дети подвергаются буллингу в Интернете так же часто, как и в реальной жизни. Оскорбления в чатах, на форумах, в блогах и в комментариях к ним, поддельные страницы или видеоролики с элементами насилия стали привычной частью Рунета — каждый десятый ребенок 9-16 лет становился жертвой кибербуллинга. В европейских странах дети подвергаются кибербуллингу в Интернете в два раза реже.
Детская безопасность в Интернете

Как дети подвергаются буллингу? Источник: Фонд Развития Интернет

Центр безопасного Интернета в России

Как защититься от кибербуллинга:

  • Не провоцировать. Общаться в Интернете следует этично и корректно. Если кто-то начинает оскорблять ребенка в Интернете — необходимо порекомендовать уйти с такого ресурса и поискать более удобную площадку.
  • Если по электронной почте или другим электронным каналам кто-то направляет ребенку угрозы и оскорбления — лучше всего сменить электронные контакты (завести новый email, Skype, ICQ, новый номер мобильного телефона).
  • Если кто-то выложил в Интернете сцену киберунижения ребенка, необходимо сообщить об этом администрации ресурса. Можно также обратиться на "горячую линию".

Даже при самых доверительных отношениях в семье родители иногда не могут вовремя заметить грозящую ребенку опасность и тем более не всегда знают, как ее предотвратить.

Вот на что следует обращать внимание родителям, чтобы вовремя заметить, что ребенок стал жертвой кибербуллинга.

  • Беспокойное поведение. Даже самый замкнутый школьник будет переживать из-за происходящего и обязательно выдаст себя своим поведением. Депрессия и нежелание идти в школу — самые явные признаки того, что ребенок подвергается агрессии.
  • Неприязнь к Интернету. Если ребенок любил проводить время в Интернете и внезапно перестал это делать, следует выяснить причину. В очень редких случаях детям действительно надоедает проводить время в Сети. Однако в большинстве случаев внезапное нежелание пользоваться Интернетом связано с проблемами в виртуальном мире.
  • Нервозность при получении новых сообщений. Негативная реакция ребенка на звук письма на электронную почту должна насторожить родителя. Если ребенок регулярно получает сообщения, которые расстраивают его, поговорите с ним и обсудите содержание этих сообщений.

Продолжение следует...

Брошюра "Детская безопасность в Интернете:
технологии и рекомендации в помощь учителям и родителям"

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Детская безопасность в Интернете: технологии и рекомендации в помощь учителям и родителям. Часть 1"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

18.12.2011
Обновлено 18.12.2011
Статья дня
Используем в пищу то, что выросло само
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Близкие по теме статьи
Бесплатно, анонимно, круглосуточно. Детский телефон доверия
Бесплатно, анонимно, круглосуточно. Детский телефон доверия
Психологическая помощь детям и родителям: 8–800-2000-122
Агрессия подростков в Интернете: троллинг и кибербуллинг
Агрессия подростков в Интернете: троллинг и кибербуллинг
Жертвы и агрессоры: уроки безопасности в сети Интернет
Безопасность ребенка в Интернете: 3 типа онлайн-угроз
Безопасность ребенка в Интернете: 3 типа онлайн-угроз
Опасности Интернета для детей и подростков: вирусы, контент, кибербуллинг
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!