Содержание:

Дети, которые часто болеют, составляют значительный процент всех больных детей, которые находятся под наблюдением детских поликлиник, и являются серьезной проблемой практической педиатрии.

Частая заболеваемость приводит к снижению показателей здоровья, задержке умственного и физического развития, формированию хронической патологии, невозможности воссоздания здоровых потомков. Кроме того, это создает напряжение в семье, проблемы для родителей, уменьшение социальной активности семьи. Очень часто педиатры, осмотрев ребенка, к основному диагнозу заболевания добавляют: "Ребенок из группы часто болеющих детей". В медицинской статистике есть такой термин, как "общая заболеваемость детей". Так вот, 45-55% от всей заболеваемости составляют дети, которые часто и длительно болеют. Это, как правило, малыши со сниженным иммунитетом, у которых респираторная патология осложняется бактериальными заболеваниями.

При определении группы детей, которые часто и длительно болеют, учитываются, в основном, случаи острых респираторных заболеваний, которые повторяются на протяжении года, и обострения хронических воспалительных заболеваний ЛОР-органов, которые возникают на фоне ОРВИ. В эту группу входят дети, в зависимости от возраста и частоты повторений эпизодов респираторной инфекции: до 2-3 лет — 6 и больше заболеваний в год; 4 года — 5 заболеваний; 5-6 лет — 4 заболевания; 7-8 лет и старшие — 3 и больше заболеваний ОРВИ в год. Дети с хронической пневмонией, бронхиальной астмой к этой группе не относятся — их выделяют в специальные диспансерные группы с бронхолегочной патологией.

Частые респираторные инфекции обуславливают стойкие отклонения в состоянии здоровья детей, ведут к формированию вторичного иммунодефицита.

К содержанию

Почему ваш ребенок часто болеет?

Ваш малыш живет в окружении людей и окружающей среды. Подумайте и проанализируйте свою семью.

  • Есть ли в вашей семье взрослые, которые имеют хронические заболевания органов дыхания или ЛОР-органов?
  • Вспомните свои заболевания во время беременности: не болели ли ангиной, вирусной респираторной инфекцией. Дело в том, что эти заболевания способствуют нарушению иммунного статуса еще не рожденного ребенка.
  • Большое влияние на иммунную систему оказывают токсикозы беременных, вредные привычки родителей. У женщин, которые злоупотребляют курением, дети рождаются ослабленными, с низкой массой тела. Пассивное курение, при котором дети поддаются влиянию цианистой серы, аммиака, эфирных масел, которые входят в состав табачного дыма, содействует развитию повторных респираторных заболеваний. Употребление женщинами спиртных напитков во время беременности бывает причиной токсикозов беременности, преждевременных родов, низкой массы плода и, как результат, в будущем приводит к частым респираторным заболеваниям у детей.
  • Одним из основных факторов, которые обеспечивают сопротивляемость организма вашего малыша, является рациональное питание ребенка. На формирование иммунной системы и сопротивляемости к инфекциям положительно влияет вскармливание грудным молоком. Женское молоко содержит достаточное количество веществ (особенно иммуноглобулин А), которые обеспечивают первую линию защиты ребенка от инфекций верхних дыхательных путей, кишечника и среднего уха. Наибольшую склонность к частым респираторным инфекциям имеют дети, которые родились недоношенными, с расстройствами пищеварения (гипотрофия, паратрофия), анемией, дисбактериозом кишечника, гиперплазией вилочковой железы. Вместе с перечисленными факторами, которые снижают резистентность детского организма и создают фон для рецидива заболеваний, нужно обратить внимание на профилактические прививки. Они являются стрессом, который на определенный период снижает естественную сопротивляемость организма и тем самым содействуют развитию респираторных заболеваний. Поэтому после проведения прививок необходимо оберегать детей от переохлаждения и контакта с больными.
  • В возникновении частых респираторных заболеваний у детей важную роль играют плохие бытовые условия и малообеспеченность семьи. Однако достаточно высокий процент частых повторных респираторных заболеваний наблюдается и в хорошо обеспеченных семьях с единственным ребенком. В этих случаях имеет место синдром "гиперопеки", который заключается в постоянно высокой температуре воздуха в квартирах, где живут такие семьи, перекармливании, перегреве детей, нечастых и непродолжительных прогулках.
  • К неблагоприятным факторам в образе жизни детей, которые часто болеют, принадлежат отсутствие закалки, отдыха загородом и нарушение санитарно-гигиенических норм содержания квартир.
  • Одним из важных моментов частых заболеваний ребенка является контакт с больными. Правильно, скажете вы, пока малыш не посещал садик, он не болел. Очень часто инфицирование детей происходит в общественном транспорте, особенно в "часы пик", что способствует инфицированию. Поэтому, если есть возможность, выберите ближайший к вашему дому детский садик и пройдитесь к нему пешком — риск заболеваний органов дыхания у своего малыша вы уменьшите при этом на 15-17%.

К содержанию

Лечитесь вместе

Залогом успешного лечения сына или дочери должен стать девиз: "Здоровье себе и окружающим!". Поэтому начните воплощение в жизнь этого лозунга с себя и всех взрослых, которые живут с вами в одном помещении. А выполняя назначения педиатра, не останавливайтесь в лечении ребенка, даже если острая вирусная инфекция уже ликвидирована. Потому что это самое время, чтобы начать процедуры закалки, гимнастики, массажа, "малой фитотерапии" дома. На сегодня мы уже переступили рубеж сплошного увлечения лекарственными препаратами, полученными путем химического синтеза, и опять обращаемся к природе. С давних времен люди использовали травы для повышения сопротивляемости организма, лечения простудных заболеваний и гиповитаминозов.

Предлагаем сборы трав, которые можно использовать для лечения респираторных инфекций, как в остром периоде, так и в периоде выздоровления.

  1. Универсальным средством в лечении простудных заболеваний, гиповитаминоза, малокровия является настой листьев крапивы двудомной. Настой: одну столовую ложку сухой травы заливают стаканом кипятка, пьют по 1/4-2/3 стакана 2-3 раза в день перед едой.
  2. Кору ивы применяют от катара верхних дыхательных путей. Настой (20 г сырья на стакан кипятка) пьют по одной столовой ложке 5-6 раз в день, грудным детям рекомендуют давать по 1/2 чайной ложки 3-4 раза в день.
  3. Цветы и листья татарника колючего в виде настоя применяют как при простудных заболеваниях, так и при ларингитах, воспалении слизистой оболочки рта и языка. Настой: одну столовую ложку сырья настаивают 4 часа в одном стакане кипятка, пьют по 1/4 стакана 3-4 раза в день перед едой, а также полощут теплым настоем рот и горло.
  4. Настой из почек тополя также используют в случаях вирусных инфекций. Настой: 2 чайных ложки измельченных почек настаивают два часа на стакане кипятка и пьют на протяжении дня.
  5. Как кровоочистительное средство при вирусных заболеваниях, а также повышенной температуре рекомендован такой рецепт: трава фиалки трехцветной — одна столовая ложка, трава чистотела большого — одна столовая ложка. Настой: весь сбор настаивают один час в стакане кипятка и пьют по глотку на протяжении дня.
  6. Для усиления сопротивляемости организма издавна используют овес. Отвар овса с молоком и медом (при отсутствии аллергии на мед): один стакан овсяной крупы и 5 стаканов воды — испаряют путем кипячения до половины объема (до плотности жидкого киселя). Отвар процеживают, вливают в него равное количество молока (около двух стаканов), кипятят, после чего добавляют 4 чайных ложки меду и опять кипятят. Полученный при этом пряный и калорийный напиток употребляют теплым на протяжении дня в 2-3 приема.
  7. При лечении гиповитаминоза, рахита, рекомендуем настой листьев валашского ореха. Настой: столовую ложку листьев настаивают 30-40 минут в стакане кипятка и пьют по одной столовой ложке 3-4 раза в день перед едой.
  8. Эффективным для больных с гиповитаминозом будет отвар из плодов шиповника. Настой: 3 столовых ложки плодов шиповника, 1 столовая ложка плодов смородины черной, 3 столовых ложки листьев крапивы двудомной, 3 столовых ложки корня моркови; столовую ложку сбора заливают стаканом кипятка, кипятят 10 минут, настаивают 3 часа, потом процеживают. Употребляют по 1/3-1/2 стакана 2-3 раза в день перед едой.

Риск заболеваемости на респираторные инфекции у детей на искусственном вскармливании адаптированными смесями больше в 2-2,5 раза, а неадаптированными — в 6 раз, сравнительно с детьми, которые вскармливаются грудью.

К содержанию

Мероприятия после перенесенного острого респираторного заболевания

  • Организовать режим дня с уменьшением нагрузки на ослабленный организм: увеличить время сна днем, кормить с учетом аппетита и вкуса, исключать блюда, которые ребенок не любит, давать фрукты и овощи, натуральные соки, постепенно увеличивать пребывание малыша на свежем воздухе и двигательную активность, контролируя появление признаков усталости (ускоренное дыхание, бледность, мышечная слабость).
  • Делать ингаляции настоями трав (мать-и-мачеха, эвкалипт, собачья крапива), прополиса в течение 7-10 дней.
  • Провести курсы массажа на грудную клетку и лечебной дыхательной гимнастики.
  • Употреблять отвары и настои трав.

К содержанию

Дыхательная гимнастика

Данные упражнения имеют характер гимнастических и совмещаются с произнесением разнообразных звуков. Для детей дошкольного и раннего школьного возраста проводятся в виде игры.

  1. "Часы". Стоя, немного расставить ноги, руки свободно опустить. Размахивая руками вперед и назад, говорить "тик-так". Повторить 10-12 раз.
  2. "Горнист". Сесть на стульчик, руки поднять к уровню рта, пальцы сжать, будто держа горн. Сделать медленный выдох с гласным произнесением звука "пффф". Повторить 4-5 раз.
  3. "Помаши крыльями, как петушок". Стать прямо, ноги расставлены, руки опущены. Развести руки в стороны, а затем ударять ими по бедрам. Говорить на выдохе "ку-ка-ре-ку". Повторить 5-6 раз.
  4. "Каша кипит". Сесть на стульчик, одну руку положить на живот, вторую — на грудь. Втягивая живот и набирая воздух в грудь — вдох, опуская грудь и напрягая живот — выдох. При выдохе громко говорить "шшшш!". Повторить 5-6 раз.
  5. "Поезд". Ходьба по комнате с выполнением руками имитирующих движений, сопровождая их звуками "чух-чух-чух!", в течение 20-30 секунд.
  6. "На турнике". Стоя, ноги поставить вместе, гимнастическую палку держать обеими руками перед собой. Поднять палку вверх, подняться на пальчики — вдох, опустить палку на спину, стать на всю ногу — длинный выдох с произнесением звука "фффф". Повторить 3-4 раза.
  7. "Часовой". Стоя с палкой в руках, начать ходьбу, высоко поднимая колени. На два шага вдох, на 6-8 шагов — выдох со звуком "шшшш". Повторять в течение двух минут.
  8. "Насос". Стать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, потом наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят по сторонам, при этом громко произносить "ссссс! ссссс!". Выпрямить туловище — вдох, наклон в другую сторону. Повторить 6-8 раз.
  9. "Регулировщик". Стоя, ноги расставлены, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдохнуть носом, потом изменить положение рук с продленным выдохом и произнесением звука "рррр". Повторить 4-5 раз.
  10. "Вырасти большим". Стать прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на пальцы — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ногу — выдох. Произносить "уххх!". Повторить 4-5 раз.
  11. "Лыжник". Двигаться как при ходьбе на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука "мммм". Повторять 1,5-2 минуты.
  12. "Маятник". Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку держать за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны влево и вправо. При наклоне — выдох с произнесением звука "туук!". Повторить 5 раз в каждую сторону.
  13. "Гуси летят". Медленно ходить по комнате. Во время вдоха поднять руки в стороны, во время выдоха — опустить вниз, произнося "гуууу!". Повторять 1-2 минуты.
  14. "Светофор". Сесть, ноги держать вместе. Поднимать руки в стороны и медленно их опускать вниз с долговременным выдохом, произнося "сссс". Повторить 3 раза.

Упражнения рекомендуется проводить как утреннюю гимнастику и повторно на прогулке, то есть два раза в день.

Особенный эффект такие занятия дают в сочетании с закалкой. К таким процедурам относятся: воздушные ванны, умывание водой при температуре от 18 до 28 градусов, дневной сон с доступом свежего воздуха, прогулки два раза в день, солнечные ванны, контрастное обливание ног водой разной температуры (38 — 28 — 38 градусов), обливания ног после прогулки с постепенным (каждые 5 дней — на 1 градус) снижением температуры воды с 28 до 18 градусов, полоскание рта (дети 3-4 лет), горла (дети, старше 4 лет) кипяченой водой комнатной температуры с добавлением лекарственных растений дважды в день (утром и вечером) по 1/3 стакана раствора.

К содержанию

Общеукрепляющие, оздоровительные и лечебные мероприятия, которые необходимо проводить на протяжении года

  • Дополнительное введение в рацион питания детей в домашних условиях свежих фруктов, ягод и овощей (яблоки, сливы, груши, черная смородина, капуста, зеленый горошек, морковь, лук, чеснок и другие). В связи со значительным нагромождением нитратов в свекле и салате, применять их мы не советуем (за исключением тех растений, которые выращены на приусадебных участках без использования химических веществ).
  • Регулярное полоскание рта после еды холодной водой.
  • Обязательная утренняя зарядка. Включение элементов дыхательной гимнастики в физкультурные упражнения: медленное вдыхание и выдыхание воздуха через нос, долговременное произнесение звуков "ммм", "му", "ну" с закрытым ртом. Растирание полотенцем, смоченным в прохладной воде.
  • Регулярные прогулки в парке и в лесу. В зимний период очень полезны прогулки на лыжах, коньках, летом — на велосипеде. Нужно уделить внимание одежде и обуви ребенка, температуре воздуха в помещении.
  • При повышенной нервной возбудимости стоит использовать настои и отвары лекарственных растений по 3 недели с 10-дневными перерывами: корень валерианы (15 г сухого измельченного корня на стакан воды), собачьей крапивы сердечной (10 г сухой травы на стакан воды), мяты или зверобоя обычного (10 г сухой травы на стакан воды). Эти растения употреблять в любых сочетаниях по 2-3 в каждом сборе. 1-2 столовых ложки сырья залить стаканом кипятка и настоять на водяной бане 10-20 минут, процедить. Отвары или настои растений давать по одной десертной или столовой ложке 3-4 раза в день, до еды.
  • Своевременное выявление и лечение хронических очагов инфекции (кариес зубов, хронический тонзиллит, аденоиды и т.п.).

К содержанию

Специальные лечебные мероприятия, которые нужно проводить дважды в год (весной и осенью)

  • Общее ультрафиолетовое облучение: 10-15 сеансов.
  • Полоскание ротовой полости в течение 7 дней 1-3 раза в день отваром цветов ромашки (10 г сухих цветов на стакан воды) или листьев эвкалипта (10 г сухих листьев на стакан воды), настойкой календулы (чайная ложка на стакан воды).
  • Для увеличения сопротивляемости организма употреблять витамины, лучше в виде поливитаминных комплексов, которые совмещены с микроэлементами, в течение 1 месяца; отвар шиповника в течение 1-2 месяцев, нативные пивные дрожжи по одной чайной (детям 1-3 лет) или десертной (детям 4-7 лет) ложке дважды в день в течение 6 недель; жидкий экстракт элеутерококка или настойки эхинацеи (из расчета по 2 капли на каждый год жизни ребенка на один прием — трижды в день) в течение 2 месяцев; отвар золотого корня (10 г на стакан воды) в течение 1-2 месяцев.
  • Ванны с настоями трав ромашки, дубовой коры, трехцветной фиалки (количеством — 20) через день или ванны с хвойным экстрактом (10-15), морской солью (10) через день.
  • Точечный массаж для стимуляции иммунной системы: массажирование точек над рукояткой грудины, в участке подчелюстных лимфоузлов, за углом нижней челюсти, возле крыльев носа, на бровях, за ухом, возле большого пальца руки.

Вопрос выбора перечисленных мероприятий и их сочетания должен решать врач, учитывая особенности ребенка и его семьи.