Содержание:

Ищем ответы на самые типичные вопросы, которыми дети ставят нас в тупик.

К содержанию

1. Какая у вас зарплата?

Начиная с определенного возраста детей явно волнует количество денег в семье. Из соображений безопасности лучше выбрать обтекаемую формулировку — зарплата достойная, конкурентоспособная, высокая или средняя. Лучше не впадать в крайности в описании дохода семьи. Во-первых, излишняя фиксация внимания на бедности вредна для детей, для их самооценки. Во-вторых, если родители похваляются высоким доходом, считая его своим главным достижением, то нередко ребенок в такой семье начинает вести себя высокомерно, хвалясь перед сверстниками толщиной родительского кошелька.

Желательно включать ребенка в обсуждение семейных трат. Если ребенок вступает в обсуждение денежных вопросов с родителями, то поднимается в своих глазах на их уровень. Мнение, что ребенок денег не зарабатывает, ответственности за семью не несет, поэтому иметь равный голос в этих вопросах не может, — ошибочное. Разумный подход — по мере взросления ребенка вводить его в курс экономической жизни семьи. Кроме того, чтобы представлять себе семейные доходы, ребенок должен знать и о семейных расходах, поэтому обсуждайте при нем, сколько стоят коммунальные услуги, продукты, одежда, образование.

К содержанию

2. Почему вы так мало зарабатываете, а родители моих друзей получают больше?

Несмотря на прямолинейность и некорректность этого вопроса, ответить на него надо обязательно. С одной стороны, приведите ребенку в пример семьи с более низким доходом — наверняка в вашем или его окружении найдутся такие семьи. С другой стороны, в детях нужно воспитывать отношение к деньгам как к средству, а не как к цели. Поэтому в семье должны наряду с материальными ценностями культивироваться нематериальные. Всем понятно, что деньги — это благополучие. Но за деньги нельзя купить счастья. Расскажите о том, что есть моменты в жизни людей, которые не стоят ничего с точки зрения их материальной ценности, но необходимы любому человеку: тепло, любовь, забота, проведенное вместе время. Объясняйте это вашему ребенку, приводя примеры не только вашей, но и других семей.

К содержанию

3. Почему вы не даете мне денег на карманные расходы, ведь я уже взрослый?

Ответ на этот вопрос является частью другого, более общего: а нужно ли вообще давать детям деньги? Ответ очевиден, как и ответ на вопрос: может ли ребенок научиться ездить на велосипеде без велосипеда? По мнению Галины Кузнецовой, кандидата педагогических наук, старшего преподавателя кафедры педагогики МПГУ, уже в детском возрасте ребенок обязательно должен приобщаться к умению планировать доходы и расходы. Если его этому не научить в детстве, то во взрослой жизни ему придется сложно. Есть много житейских примеров, когда молодые семьи нерационально планируют свой бюджет, задаваясь вечным вопросом: куда потрачены деньги, когда самое нужное не куплено? Наш опыт обращения с деньгами формирует нас. Поэтому чем раньше ребенок научится правильно распоряжаться деньгами, тем быстрее он сформируется как личность.

Начните с самого простого, можно еще до того, как ребенок научился считать. Дайте возможность ребенку самому платить за покупки, затем самому выбирать и расплачиваться.

А когда ребенок станет постарше, можно поручить ему самостоятельно ходить в магазин за продуктами. Однозначно то, что у ребенка должны быть свои собственные деньги — с того момента, когда у него появляются регулярные траты (чаще всего это совпадает с началом учебы в школе).

К содержанию

4. Моим друзьям их родители дают по тысяче рублей в день, а вы всего по сто. Я чувствую себя рядом с ними нищим. Вы что, не можете дать мне больше?

Чем старше ребенок, тем реже ему надо выдавать деньги на карманные расходы. Первоклашке — ежедневно, а 14-летнему — раз в месяц. Так ребенок будет учиться распределять расходы.

Имейте в виду, что, ссылаясь на семью друга или подруги, ваш ребенок может преувеличивать величину их карманных денег. Это известный прием для выклянчивая "прибавки".

Сколько давать денег? Рекомендации просты: ребенку должно хватать на нужды в школе, однако не должно быть заметно больше или меньше, чем у других детей. Обсудите и вместе рассчитайте эту сумму, учитывая доходы семьи и потребности ребенка. Первокласснику лучше выдавать ежедневно, а по мере взросления увеличивайте сроки — еженедельно, ежемесячно. Так ребенок постепенно привыкнет распределять свои расходы. Но сумма должна быть фиксированной! Если ребенок обвиняет вас, ни в коем случае не допускайте извинительной интонации, не допускайте эмоционального шантажа.

Кстати, хорошим показателем того, насколько адекватно ваш ребенок относится к получаемым от родителей деньгам, является тот факт, откладывает ли он какую-то часть средств на подарки близким.

К содержанию

5. Если это мои деньги, почему тогда вы ругаете меня за то, что я потратил их на вещь, которую считаю нужной?

Даже если вы сильно возмущены тем, что ребенок на все сбережения купил себе невероятного розового слона или очередную компьютерную игрушку, уважайте его выбор. Даже если эта вещь вам покажется совершенно не нужной. Он сам волен распоряжаться выделенными ему средствами. Представьте ситуацию: вам подарили деньги, а потом потребовали отчитаться, на что вы их потратили. Вряд ли вам это бы понравилось. А ведь именно так вы поступаете с ребенком.

Как тогда научить ребенка делать правильный выбор? Нужно говорить с ним о ценности и полезности любой вещи. Объясните ребенку, что можно было бы купить еще на эти деньги. Сравнивайте, но не осуждайте за покупку, привлекайте детское внимание и интерес к действительно ценной и нужной вещи, поясняя ее преимущества. При этом вы можете смело высказать ваше мнение по поводу купленного. Это не будет рассматриваться как упрек, а скорее, как мнение члена семьи.

Однако родителям иногда следует прислушаться и к желанию ребенка, поставить себя на его место, вернувшись ненадолго в детство. Отличный пример: в магазине девочка лет пяти умоляюще просит отца купить ей цветные камешки, говоря при этом: "Папа, они мне так нужны, так нужны, как тебе твоя машина". Комментарии здесь излишни — девочка права.

Ликвидация безграмотности

Вопрос о том, сколько давать ребенку денег, волнует родителей разных стран, в том числе и благополучных.

Для того чтобы рассчитать сумму, созданы даже веб-калькуляторы для расчета детских карманных денег. В частности, такую программу разработали специалисты финансовой системы Visa. Один из таких калькуляторов — Allowance Comparision Calculator (калькулятор сравнения карманных денег) — построен на том, что сравнивает цены сегодняшние и прошлые. Например, мама 1971 года рождения помнит, что получала 5 долларов в неделю. Примерно столько же она хочет выдавать дочери. Она заводит эту цифру в калькулятор, а тот пересчитывает на актуальные цены: получается, что дочери нужно выделять 15 долларов — на них можно купить ровно то же, что на 5 долларов 30 лет назад. Другой калькулятор – Wants vs Needs (желания и потребности) — подразумевает, что его будут вместе использовать родители и дети. В нем можно рассчитать обязательные расходы (обеды в школе, одежда и т. д.) и дополнительные траты (игрушки, фильмы, музыка, подарки). В России пошли еще дальше — разрабатывается общенациональная программа финансовой грамотности, начинаться которая будет уже в школе.

К содержанию

6. Не буду мыть посуду просто так — моим друзьям родители за это платят отдельно!

Приступив к поискам реальной работы, ребенок на практике убеждается: если ты мало что умеешь делать и у тебя нет диплома, то выбор работы для тебя весьма ограничен.

Даже если вместо пресловутой посуды фигурирует уборка в комнате или поведение, большинство родителей считает, что не стоит премировать ребенка за хорошее поведение и послушание: это должно быть не подвигом, а нормой. Поэтому правильный ответ на этот провокационный вопрос следующий: "Выполнение домашних обязанностей подразумевается само собой, это вопрос отношений между людьми. Ведь мама с папой ничего не получают за домашние дела, это наш общий дом, и мы трудимся на себя и для себя, чтобы всем было хорошо".

Учтите, платить за помощь по хозяйству нельзя ни в коем случае. Участие в семейных заботах не должно превращаться в наемный труд, ведь тогда нарушается важный принцип: бескорыстная любовь — основа отношений в семье. Есть примеры, когда плата детям за помощь по хозяйству приводила к печальным результатам — к вымоганию денег за любое движение. При этом у детей формируется потребительское отношение к родителям.

В то же время поощрение за хорошую учебу вполне допустимо, ведь это поощрение за реальный, конкретный труд, за успешно выполненную работу. К тому же учеба сейчас — совсем не простое дело. Но поощрять детей лучше подарками и развлечениями, а не деньгами. Иначе у ребенка может сложиться впечатление, что он учится не для себя, а для других.

К содержанию

7. Могу я в школе решить однокласснику задачу за деньги? Если я это умею, а он нет, это мой способ заработать деньги! Вы ведь тоже продаете свои умения на работе.

Этот вопрос весьма щекотливый. Если ответить на него положительно, это вполне может привести к убеждению, что при необходимости можно купить, к примеру, перевод по английскому у другого товарища, так как у самого не получается.

Поэтому объясните ребенку, что учеба в школе не предполагает товарно-денежного обмена. Это накопление собственного интеллектуального капитала, на основе которого будет построено успешное будущее. Так что гораздо эффективнее потрудиться над тем же переводом самому, чем, заплатив немного сейчас, потерять многое в будущем.

К содержанию

8. Хочу сам заработать деньги, но зарплата курьера или официанта слишком маленькая.

Сама формулировка может служить учебным пособием для разговора о ценности знаний вообще и хорошего образования, в частности. Приступив к поискам реальной работы, ребенок на практике убеждается: если ты мало что умеешь делать, и у тебя нет диплома о высшем образовании, то выбор работы для тебя весьма ограничен.

Чтобы ваши сын или дочь не разочаровались в результатах оплаты своего труда, а наоборот, почувствовали зависимость затраченных усилий и полученных за это денег, посоветуйте найти сдельную работу, где оплата зависит от количества рабочего времени или объема выполненной работы.

К содержанию

9. Если я заработал деньги, могу ли потратить их куда захочу? Ведь они — мои.

Если ваш ребенок заработал летом деньги и ничего не купил своим родителям, а израсходовал все только на себя, это уже сигнал тревоги. Постарайтесь объяснить ему с помощью простых примеров, в чем он не прав. Папа работает? Да. Он зарабатывает деньги? Да. Он приносит их домой и тратит на всех членов семьи? Да. То же самое делает мама. И ребенок увидит, как отличается его поведение от поступков папы или мамы.

Если ваш ребенок заработал сравнительно крупную сумму, надо вместе подумать, на что ее истратить. Только не покушайтесь при этом на все деньги, не старайтесь изъять их и вложить в семейный бюджет. Дайте ребенку почувствовать и сладость честно заработанных денег.