Слово "деструктивный" я использую условно, как описание процесса. И без негативного оттенка, которое оно несет. Видимо, существуют различные способы познания мира у детей, и один из них заключается в том, чтобы посмотреть, как будут разлетаться в разные стороны разные предметы и игрушки. Если малыш изучает мир именно так, то это не значит, что этот способ не имеет права на существование. Изменить это мама, скорее всего, не сможет, но она может дать деструктивным действиям ребенка более конструктивное направление.

Однажды я узнала об одной интересной игре, предназначенной для малышей до года.

Рассыпается тонким слоем на подносе или плоской поверхности манка, и ребенок пальчиком "рисует" вместе с мамой разные фигурки — кружочки, крючочки. Меня эта игра тогда очень позабавила. Мой сын почти с самого рождения играет только в игры, где на любом этапе можно все разбросать и расшвырять. Представив, что вся манка будет на полу, и мне придется ее убирать, я решила не посвящать моего сынишку в эту игру.

Но есть и другие, не менее интересные и доступные игры... Но запрет на разбрасывание игрушек, книжек, всего, что можно раскидать, может привести к тому, что ребенок будет вести себя неконтролируемо, всегда неожиданно и очень деструктивно. Поэтому мама крайне заинтересована, чтобы сглаживать и направлять его энергию в более позитивное русло.

Ребенок бьет посуду. Мама приобретает специально несколько недорогих керамических кружек и тарелок специально для бросания на пол и т.п. Также она может добавить к ним пластиковую посуду для ломания руками и разрезания ножницами. Естественно, малыш быстро понимает, что он хочет только то, что запрещают. Но если мама будет непреклонна, и не будет запрещать деструктивные действия, а подкладывать малышу по его запросу специально выделенные чашки и тарелки, которые для разнообразия можно чередовать, то шанс, что будет разбита любимая мамина ваза, будет невелик.

Бросить в цель. Берется тазик или любая другая емкость, ребенок бросает в нее игрушки, маленькие мячики или что захочется. Мама подает пример.

Бросить вверх. Если малыш раскидывает одежду и не собирает, то выделяется что-то, например, кусок ткани (если малыша интересуют только конкретные вещи, то можно взять носок или трусики) и мама показывает, как они могут взлетать вверх при подкидывании. Мама вместе с ребенком тоже бросает что-нибудь вверх, веселясь и смеясь. А потом вместе с малышом собирает вещи, наводит порядок и раскладывает все по местам.

Сбросить все на пол. Малыш в приступе недовольства или злости бросает на пол карандаш или фломастер. Мама предлагает: "А можешь сбросить все фломастеры на пол?" Или: "А давай все фломастеры сбросим на пол?" Говорится это искренне, без ехидства и раздражения. И мама бросает следующий фломастер за первым. Вместе с ребенком разбрасывается вся коробка фломастеров, а затем аккуратно все складывается в коробку совместными усилиями играющих.

Разобрать или сломать? Мама приветствует, когда ребенок разбирает свои игрушки, чтоб посмотреть, как они устроены, и не препятствует, когда он их ломает. Для этого приобретаются специальные разбирающиеся игрушки или недорогие игрушки, состоящие из большого числа частей, которые можно разломать. Здесь важно только проследить, чтобы детали не были слишком мелкими.

Следует учитывать такой момент. Ребенку с деструктивными наклонностями нравится именно отламывать или отрывать что-нибудь от игрушки, а не разбирать. Особенно, когда оно не отрывается и не отламывается. Педагогический смысл сборно-разборных игрушек — показать ребенку, как целое может раскладываться на части, а части — собираться в целое. И делать это ребенок может сам по своему желанию. Мама может показать ребенку, что разбирающуюся игрушку можно использовать в различных вариантах: и в деструктивных (разбросать, разломать), и в конструктивных (собрать и поиграть).

Вариантов различного вида деструктивных игр можно придумать множество в зависимости от ситуации и возраста малыша. Творчеству тут нет предела. При таком отношении родителей малыш чувствует, что его внутренние разрушительные стремления понимаются и принимаются взрослыми, и он сам их начинает лучше понимать и принимать более осмысленно. Только через такое принятие можно сделать деструктивные наклонности ребенка более мягким, не таким взрывными и неожиданным.

Но важно помнить, что деструктивные игры необходимо заканчивать в конструктивном ключе. После разбрасывания, разбивания или разрывания мама предлагает ребенку убрать за собой. В вежливой, игровой форме, не фразами: "Немедленно убирай за собой!" или "Пока не уберешь, на улицу не пойдешь!", а вот так: "Давай сложим все камешки в мешочек и пойдем смотреть мультик" или "Помоги мне, пожалуйста, поднять книжки на пол". Ребенок может не захотеть участвовать в этой части игры. Маме не стоит настаивать. Пусть все валяется некоторое время. Потом мама предлагает малышу снова все сложить на место. Если он не захочет и в этот раз, то мама сама убирает (но так, чтобы ребенок не видел) большую часть разбросанного, а на следующий день или после прогулки, когда ребенок будет в ином настроении, просит его о помощи: "Помнишь, вчера мы все разбросали, вот на полу лежит несколько книг, помоги мне, пожалуйста, их убрать". Обычно в этом случае ребенок не отказывается.

Бывает и так: когда мама начинает играть с ребенком в деструктивные игры, малыш от неожиданности (особенно, если до этого был запрет на такие выходки ребенка) может разрушать все яростно и, на первый взгляд, совершенно бесконтрольно. Но это только на первый взгляд. Если мама будет доверять созидательным силам, живущим в ее малыше, то должно пройти некоторое время, чтобы они взяли вверх. Предлагая ребенку играть в созидательные и "разрушительные" игры, предоставляя ему возможность для рисования (и просто "малевания"), лепки (можно и разломать то, что было слеплено), будет найден некоторый баланс в действиях и поступках маленького человека. Деструктивные игры не исчезнут, но они будут лишь оттенять его жизнь.

В деструктивных действиях по сути нет ничего плохого, тяга к разрушению в той или иной мере живет в каждом человеке, как противоположность созидания и творчества. Чем полнее будет принята семьей эта часть личности ребенка, тем полнее, ярче и насыщеннее сможет быть проявлена и раскрыта ее созидательная сторона.

Виктория Карабанова

Статья предоставлена сайтом "Мама трудного ребенка пишет..."