Содержание:

Трехпоколенная структура общества — дети, взрослые, старики — меняется на наших глазах в связи с увеличением продолжительности жизни и новыми возможностями, которые открываются для людей, приближающихся к пенсии. Как использовать возраст активной мудрости на благо детей, внуков, правнуков и не забыть о себе?

Дедушки и бабушки: старики или зрелые люди?

Кросс-культурные исследования свидетельствуют о том, что взрослые в постпродуктивном возрасте — пожилые люди — давно уже играют в обществе важнейшую роль. Многие из них становились дедушками и бабушками, а кое-кто (большая редкость для былых времен) прадедушками и прабабушками, однако в старинной трехпоколенной структуре им отводилась одна и та же роль. Так была устроена человеческая жизнь: три поколения, три этапа жизни, непохожие друг на друга и сменяющие друг друга со временем, определяемые в первую очередь взаимодействием с окружающими и формой участия в жизни общества, и лишь после этого — возрастом.

Однако сегодня многие люди старшего возраста, зачастую дедушки и бабушки, отличаются небывалым здоровьем, энергичностью, временем и ресурсами и вписываются в общество совсем иначе, зачастую деля нишу с людьми среднего возраста. Впервые в истории появилось большое количество прадедушек и прабабушек, которые выглядят и ведут себя почти, но не совсем так же, как некогда вели себя дедушки и бабушки. Биология и медицина вновь серьезно изменили условия существования человека. Мы добавили в жизненный цикл еще одну стадию развития — второй этап зрелости, — сделав это вовсе не за счет удлинения старости.

Я думаю, нам придется усвоить термин «зрелость-1», означающий первый этап взрослости, отличающийся повышенной активностью и продуктивностью, включающий в себя первые годы воспитания детей и построения карьеры, и термин «зрелость-2», которым будет обозначаться недавно появившийся в нашей жизни этап.

Зрелость-2 может начаться довольно рано, лет в сорок (например, для спортсменов, срок первой карьеры которых может составлять всего двадцать лет), и длиться лет до восьмидесяти с лишним (например, для политиков, если те были избраны в сенат, а также для многих частных предпринимателей), причем на протяжении всего этого срока человек будет участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад.

Сегодняшние бабушки и дедушки не похожи на собственных бабушек и дедушек, как они их помнят. Они любят внуков, но не сидят на одном месте. Они не хотят вести себя как типичные старички — мало двигаться и много вспоминать, — не хотят до тех пор, пока не станут прабабушками и прадедушками. Нередко они оказываются коллегами собственных детей и работают с ними бок о бок как зрелые люди. Исторически мудрость ассоциируется со старостью. В нынешних бабушках и дедушках тот же объем жизненного опыта сочетается с сохранившейся мобильностью, поэтому я считаю зрелость-2 этапом активной мудрости, который предшествует старости.

К содержанию

Зачем нужны старики?

Если рассматривать старение с дарвиновской точки зрения, станет ясно, что в конце жизни всегда наступает очевидно аномальный период. Если курица — это способ, с помощью которого яйцо производит другое яйцо, значит, курица, переставшая нестись, годится разве что в суп. У многих видов пауков паучиха откладывает яйца и умирает — она сделала свое дело для будущего (а иногда она убивает самца — его миссия тоже выполнена). Однако естественный отбор, приведший к появлению периода зависимости, в течение которого детеныши некоторых видов обучаются необходимым для выживания вещам, очевидно, закрепил способность стариков некоторых видов продолжать жить и тогда, когда их собственные отпрыски являются уже зрелыми людьми.

Исследования животных, живущих в связанных родственными отношениями стадах или стаях — примером может служить стадо оленей, — показали, что выживание нескольких вышедших из репродуктивного возраста особей — в данном случае старых самок — повышает шансы на выживание рождающегося в стаде молодняка. Старые самки помнят, как отыскать пищу и воду в засушливый год или под покровом снега, и таким образом повышают совокупную приспособленность группы.

В человеческом обществе роль взрослых, которые воспитывают детей, не являясь при этом их родителями, заметна невооруженным глазом — так, от прочих живых существ человека отличает не столько способность учиться, сколько способность учить, а также создание института учителей. Антропологи, изучавшие человеческие группы, продемонстрировали, что наличие дедушек и бабушек — особенно бабушек по материнской линии — снижает уровень младенческой и детской смертности, что, между прочим, повышает вероятность того, что ребенок вырастет и передаст потомкам хорошие гены здоровой и крепкой бабки.

В большинстве человеческих групп старших ценят, а подавляющее большинство обществ создало для своих стариков особые ценимые роли. Такие роли могут зависеть от явных достоинств, таких как количество накопленного опыта, а другие опираются на менее осязаемые факторы. Так, в племени сан-бушменов (Южная Африка) для охоты с отравленными стрелами надо уметь быстро передвигаться по вельду, первым приблизиться к стаду животных, а затем, после выстрела, идти за ним несколько дней, ожидая, пока яд подействует. Когда мужчина становится слишком стар для охоты, он превращается в изготовителя стрел, а согласно традиции, именно изготовителю стрел принадлежит главная роль в добыче мяса. Поэтому при распределении добычи между всеми членами сообщества такой человек получает свою долю как полноценный участник процесса.

То же и с женщинами — после выхода из детородного возраста им позволено перейти в разряд шаманок-целительниц и таким образом обратить на благо здоровья общества ту любовь и заботу, которую они прежде отдавали своим детям. В обоих случаях сравнительно ограниченному объему работы приписывается значительная ценность.

Дедушки и бабушки: старики или зрелые люди?

К содержанию

Старение: дверь в новую жизнь

Сегодня старение стало разновидностью искусства, основанной на импровизации и требующей воображения и желания учиться. Увеличение продолжительности жизни заставит нас не только пересмотреть свои ожидания, но и отыскать неожиданные возможности выстроить жизнь по-новому, подходящим для себя образом, и исследовать связь новообретенных возможностей с выбором, сделанным на более ранних этапах жизни.

В какой же момент мы переходим от зрелости-1 к зрелости-2? Это происходит, когда понимаешь, что успел сделать многое из того, чего хотел в жизни, однако можешь сделать еще больше или заняться чем-либо другим. Дверь в новую жизнь открывается не в миг получения первой пенсии по старости, а тогда, когда начинаешь мыслить по-новому и продолжаешь учиться. Для зрелости-2 характерна мудрость, накопленная за всю долгую, богатую опытом жизнь. Мудрость сочетается с энергией и свободой от некоторых рутинных обязанностей. Сегодня сочетание этих факторов порождает активную мудрость, которая дает своим обладателям, людям старшего возраста, возможность изменить семью и общество.

Зрелость-2 приходит как дар и приносит с собой новые возможности выбора, однако на то, чтобы оценить появившиеся варианты, может потребоваться время. Многие люди старшего возраста берут своего рода тайм-аут и тратят его на продолжение образования, путешествия, эксперименты с временно взятым на вооружение образом жизни пенсионера. Таким образом они ищут значимую деятельность, которой готовы посвятить себя на новом этапе жизни.

Поколение дедушек и бабушек, находящихся в возрасте зрелости-2, необходимо нам, чтобы восстановить чувство долгосрочной перспективы при принятии решений. Ирония судьбы заключается в том, что жизнь наша стала длиннее, а прицел — короче. В обществе, где мы живем, работающие взрослые люди испытывают все больший стресс и трудятся все больше. Поколение родителей без конца спешит, чтобы успеть к следующей неделе, к следующему месяцу, к ежеквартальному отчету, к очередным выборам. Большинство женщин и многие мужчины работают в две смены. И горизонт у человека под таким давлением сужается.

Мы склонны считать, что опередившие это поколение на несколько лет старики менее младших взрослых озабочены будущим, однако на самом деле лучше всего к роли защитников будущего готовы вдумчивые представители старшего поколения — те, кто находится на этапе зрелости-2. Они обладают достаточным временем и кругозором, чтобы размышлять над происходящим, готовы воспринимать новые идеи и приобретать новые навыки, могут поднимать вопросы, которые повлияют на жизнь будущих поколений (в частности, вопросы экологии), и приближать это будущее к нам.