начало статьи можно прочитать здесь.

3. Как и зачем играют с детьми психологи
Наблюдая за играми детей, психологи давно заметили, что ребенок чаще всего проигрывает те сюжеты, в которых отражаются его глубинные переживания и внутренние конфликты. И хотя игра по сути своей символична, чувства, которые в ней появляются, реальны и очень похожи на те, что испытывает ребенок в жизни. Выражая эти чувства в игре, ребенок получает возможность каким-то образом разрешить свои конфликты и строить свои взаимоотношения с миром более конструктивно. Игра, таким образом, становится внешним выражением, картинкой внутреннего мира ребенка; окном, через которое мы можем заглянуть в этот мир. Кроме того, взаимодействуя с ребенком в игре, корректируя отношения между персонажами, их поведенческие реакции, мы получаем способ изменить неэффективное, разрушительное поведение.

Чтобы не быть голословной, мне хочется привести несколько примеров из собственной практики.

У меня есть набор игрушечных фигурок небольшого размера. Здесь самые разные игрушки: фигурки людей, животных, строения, транспорт, мебель и т.д. Используя эти игрушки, ребенок может смоделировать любую реальность

Я прошу своего маленького пациента выбрать фигурки, которые ему понравились и на листе бумаги построить свою волшебную страну или свой мир для детей постарше. Затем я прошу рассказать историю про то, что получилось или просто разыграть сценку.

Вот 8-летний Андрей. В его волшебной стране главный - король, живущий в своем замке один, без друзей. Подданные постоянно предают его, устраивают заговоры, плетут интриги. Королю приходится все время быть начеку, он никогда не знает, кто его предаст следующий. (В жизни мальчика часто обижают в школе). Король не может сам справиться со своими врагами. Ему все время кто-то должен помогать. Пока случайные люди решают за него его проблемы, король пытается отдохнуть. Однако опять возникает заговор, и в конце игры король оказывается один в чистом поле, чувствуя бесконечную усталость.

Этот мальчик довольно доверчив, однако, он теряется в ситуации всеобщего внимания. Он несамостоятелен, зависим от других, ему постоянно нужна помощь и поддержка. Он с трудом контролирует себя, быстро устает и на этом фоне сильно растормаживается.

Вот девочка, учится в 1-ом классе. В игре Аня - голодная злая Баба-Яга, постоянно норовит съесть козлика. Он очень-очень боится, он слишком беззащитен и беспомощен, а Баба-Яга практически всемогуща. В этой игре много страха, гнева и вообще очень сильных негативных чувств. Разговаривает Аня шепотом, дети в группе ее опекают, она всего боится, особенно ее страшат ночные кошмары.

И, наконец, последний пример. Женя, ей 7 лет. Она жива, эмоциональна, много фантазирует. При этом она инфантильна, эгоцентрична, ей трудно сдерживать свои желания и сосредотачиваться на чем-то одном. На приеме она постоянно спрашивает моего разрешения, что-либо сделать, хотя мы с ней договорились, что ей можно здесь позволить себе очень многое.

Этот момент объясняет мне кусочек игровой ситуации. Женя соорудила квартиру, в которой живет маленькая девочка. Я интересуюсь, где же родители девочки. Женя беззаботно отвечает, что они ушли на работу, ей без них хорошо, потому что они запрещают ей пить молоко, которое она очень любит. Правда, потом у нее болит живот. Я спрашиваю, знает ли девочка, почему у нее болит живот и получаю утвердительный ответ.

Женя понимает, что нельзя нарушать запреты взрослых, однако, ей очень трудно удержаться. Возможно, этих запретов слишком много, и такая ситуация заставляет Женю оставаться маленькой. Еще один момент в работе с Женей иллюстрирует мое утверждение о возможности изменения ситуации с помощью игры. На одной из встреч появляется маленький мишка со своими друзьями, которые его защищают от других игрушек, которые обижают мишку. Я спрашиваю: "Как же они обижают" - "Они его дразнят, говорят, что он маленький и ничего не знает" - "Может ли мишка им ответить?" - "Да, я - хороший, мне все вокруг говорят, что я хороший",- Женя говорит эти слова сюсюкающим тоном, действительно, как маленький ребенок. Я обращаю на это ее внимание: "Может ли мишка сказать это как взрослый?" Мы пробуем несколько раз и, наконец, у Жени получается: "Я знаю, что умная и хорошая",- говорит она уверенно, с достоинством. В этот момент ребенок действительно становится немного взрослее, ему уже меньше нужна внешняя оценка.

Заключение
Такие мгновения важны и интересны для меня. Мне каждый раз бывает удивительно и увлекательно познавать ребенка, устанавливать с ним близкие отношения. А ведь для этого нужно не слишком многое. Вам, как родителям, стоит только повнимательнее присмотреться к детским играм и иногда поучаствовать в них. И тогда вас ждет масса открытий о вашем ребенке и появляется возможность установления более глубоких, доверительных отношений. И если ребенок подойдет к вам со словами: "Поиграй со мной", вы можете начать с того, что предложите ему посидеть рядышком с ним, не отвлекаясь ни на какие другие дела. И я почти уверена, что вы обязательно заинтересуетесь происходящим и вам тоже захочется поиграть.

Дунаева Юлия, специалист по возрастной психологии.