Что важно знать о подготовительных курсах для абитуриентов

Подготовительные курсы для абитуриентов Москвы: плюсы и минусы образовательных программ, режимы обучения, ценовая политика различных учреждений.

К поступлению в вуз абитуриенты готовятся по-разному. Одни занимаются самостоятельно, другие предпочитают индивидуальные уроки у репетиторов. Но многие по-прежнему выбирают подготовительные курсы. Почему? Соотношение "цена-качество" наиболее оптимальное. Вузовские преподаватели помогают разобраться в специфике вступительных испытаний и избежать типичных ошибок, которые совершают абитуриенты, рассчитывающие только на собственные силы. Есть и другие плюсы у этой формы подготовки в вуз...

Какие бывают подготовительные курсы

Подготовительные долгосрочные курсы существуют при многих государственных и негосударственных вузах. Одни целенаправленно готовят абитуриентов к поступлению в свой вуз (факультет довузовской подготовки Государственного университета – Высшей школы экономики, подготовительные курсы Московского педагогического государственного университета). Другие специализируются на подготовке к экзаменам в различных вузах (учебный центр "Азъ" при Государственном университете управления, "Университеты для всех" Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, Центр довузовского образования "Реальные знания" при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (МГУ).

Существуют и самостоятельные образовательные центры, которые предлагают длительные программы подготовки к поступлению в разные вузы – Учебный центр "Готовим в вуз", Репетиционный центр при Высшей школе экономики и сервиса (ВШЭС), Центр довузовской подготовки "Интеллект" и т.д. Занятия в них ведут преподаватели ведущих университетов: МГУ, Российского государственного гуманитарного университета, Московского государственного института международных отношений (Университет) – МИД России, Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ). "Курсы подготовки учитывают специфику экзаменов в вузах, куда планируют поступать слушатели, – говорит Александр Могилевский, директор Учебного центра "Готовим в вуз". – Обучение ведется по всем общеобразовательным предметам, по которым проводятся вступительные испытания".

Неоспоримые плюсы

Долгосрочные курсы имеют ряд достоинств перед другими формами подготовки.

  • Длительный срок обучения
    Это основное преимущество долгосрочных курсов. На среднесрочных и интенсивных курсах обучение сводится к повторению, натаскиванию и зубрежке материала. А вот за год-два занятий можно наверстать пропущенное из школьной программы, детально проработать все темы и вопросы, разобраться в сложных случаях. "Обычно "хромают" именно базовые знания школьников, – замечает Ирина Литвинова, репетитор по математике. – Необходимо время, чтобы новый материал уложился в голове, поэтому долгосрочная подготовка – оптимальный вариант".
    Многие преподаватели отмечают, что зачастую абитуриенты не умеют правильно применять знания. На длительных курсах есть время научиться анализировать, делать выводы, адаптироваться к вузовской системе обучения, рассчитанной на большие объемы нового и сложного материала. "Чем раньше абитуриент начинает заниматься, тем лучше результаты на экзаменах. Ребята привыкают к требованиям вуза, – убеждена Марина Акулова, директор Центральных подготовительных курсов (ЦПК) МАТИ – Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского. – Преподаватели не только закладывают фундамент знаний, но и делают упор на темы и вопросы, которые пригодятся на первом курсе".
    Один-два пропуска не скажутся на качестве подготовки, тогда как на краткосрочных курсах они могут обернуться сильным отставанием – нагнать упущенное будет проблематично.
  • Равномерность нагрузки
    Длительное обучение позволяет более последовательно, без рывков и перегрузок изучать материал – и не в ущерб школьной программе. Совсем другое дело – подготовка к поступлению в вуз за короткий срок. Выпускники бросают все силы на краткосрочные курсы, и оценки в школе начинают "хромать".
  • Отработанная методика преподавания
    Преподаватели работают по проверенным авторским методикам, которые позволяют эффективно усваивать учебный материал. Они хорошо знают, какие темы и задания часто вызывают затруднения и подробно останавливаются именно на них.
  • Проводятся тренинги
    Слушатели выполняют творческие работы, выступают с докладами, пишут сочинения (если оно входит в набор вступительных испытаний). Абитуриенты учатся эффективно распределять время, правильно писать тезисы, выстраивать логику ответа и преодолевают страх перед экзаменами. А вот на занятиях с репетитором далеко не все смогут тренироваться писать сочинение – один час занятий стоит от 500 р. Поэтому те, кто брал частные уроки, часто не успевают переписать на чистовик и проверить ошибки на экзамене, а ведь пропущенные элементарные ляпы и описки снижают оценку.
    На заключительном этапе подготовительных курсов многие вузы проводят выпускные экзамены. В большинстве случаев они не засчитываются как вступительные. Тем не менее, как отмечает Александр Могилевский, "некоторые вузы по итогам этих олимпиад и экзаменов зачисляют абитуриентов на первый курс, и такая возможность поступить еще весной привлекает многих".
  • Учитывается специфика вуза
    Экзаменационные билеты по одним и тем же предметам отличаются в разных вузах: у некоторых есть любимые темы, из года в год предлагаемые абитуриентам. Например, на физфак МГУ незачем повторять интегралы, векторы, производные – эти темы не включаются в вопросы экзамена. Кроме того, вузы предпочитают разные формы проведения вступительных испытаний (так, по русскому языку может быть изложение, диктант, тест или ЕГЭ), и у каждой свои нюансы, которые необходимо учитывать при подготовке.
    Педагоги вузов лучше других знают процесс проведения вступительных экзаменов, требования к оформлению работ, типы задач и вопросов, структуру билетов; они в курсе последних изменений и нововведений. Поэтому те, кто окончил курсы, на экзамене не тратят драгоценное время на то, чтобы вникнуть в правила выполнения заданий? и на другие организационные моменты.
  • Чувствуется атмосфера вуза
    Занятия в стенах самого университета дают возможность почувствовать атмосферу будущей alma-mater, пообщаться со студентами, узнать любимые темы экзаменаторов и взять конспекты. Кстати, не лишним будет убедиться, что это действительно курсы самого вуза, а не конторы, арендующей здесь помещение. Знакомство с институтом поможет избежать дополнительного стресса. В то время как другие абитуриенты, впервые перешагнув порог вуза, будут искать нужную аудиторию, вы уверенно направитесь по знакомым уже коридорам и лестницам.


Поговорим о минусах

Несмотря на все положительные стороны, у долгосрочных курсов есть недостатки.

  • Обучение поставлено на поток
    Занятия проходят в больших аудиториях, на потоке от 50 человек – преподаватель не в силах уделить внимание каждому абитуриенту. Правда, на многих курсах педагоги соглашаются задержаться после занятий, чтобы ответить на вопросы, или даже назначают дополнительное время для бесплатной консультации.
    Разумеется, индивидуальный подход гораздо эффективнее, поскольку преподаватель учитывает уровень знаний абитуриента, его психологические особенности. Но чтобы не переплачивать деньги за обучение тет-а-тет, можно заниматься в небольших группах. Такой подход практикуют негосударственные вузы и коммерческие учебные центры, которые формируют группы численностью до 12 человек. Многие преподаватели считают такие занятия даже более результативными, поскольку всегда есть лидер, на которого равняются отстающие.
  • Недостаток контроля
    "Существенный минус подготовительных курсов – проверять и контролировать выполнение домашних заданий преподавателям некогда. Вот абитуриенты и не выполняют их, – рассказывает Ирина Литвинова. – Хотя ребята должны постоянно работать самостоятельно: к каждому занятию выполнять домашние работы и сразу же обсуждать возникшие вопросы с педагогом, а не спохватываться после плохо написанной контрольной. Мало просто списать с доски – пока ученик сам не прорешает задачу, он не усвоит материал. Кроме того, гораздо легче и эффективнее разбирать пару упражнений ежедневно, чем решать 30-50 заданий к большой зачетной работе".
    С репетитором или в небольшой группе абитуриенты сдают зачеты после прохождения каждой темы, на каждом занятии задают и проверяют домашние задания. Кроме того, если слушатель пропускает уроки, не выполняет заданное на дом, то педагоги ставят в известность родителей.
  • Одни лекции...
    Многие сетуют, что на занятиях всего лишь начитывают материал, который есть в учебниках. "На курсах при вузах в больших группах обучение строится в форме лекций и семинаров, –говорит Александр Могилевский. – Такая учеба хороша для студентов, но мало эффективна для школьников, которым важно иметь постоянную обратную связь с преподавателем".
  • Нет возможности поменять преподавателя
    Если манера подачи материала вас не устраивает, то поменять можно сами курсы, но не педагога. Редко когда обучение по одному предмету ведут разные люди. Занимаясь в небольших группах или у репетитора, всегда можно отказаться от преподавателя, с которым не складываются отношения.
  • Оплата и место занятий
    Коммерческие учебные центры взимают плату за каждый месяц (при индивидуальном обучении оплачивается каждый урок), при этом можно выбрать удобное место занятий: на дому, у репетитора или в аудиториях центра. На курсах при вузах, как правило, нужно внести деньги за весь срок обучения вперед. Многие абитуриенты, даже разочаровавшись в курсах, продолжают ходить именно из-за того, что родители оплатили учебу. И ездить им приходится в вуз, даже если на дорогу уходит несколько часов.
    Ещё один нюанс – как только закончился набор, попасть на курсы при вузах нереально. В учебных центрах к этому подходят более гибко. После того, как преподаватель оценит уровень подготовки абитуриента, ему предлагают компенсировать отставание самостоятельно (педагог дает конспекты) или на дополнительных индивидуальных занятиях, после чего слушатель подключается к группе.

Оптом или в розницу

Зачастую программа подготовки включает несколько предметов, поэтому учиться и оплачивать придется весь набор дисциплин. "Мы предлагаем изучать предметы единым пакетом, – говорит Ольга Рябцова, секретарь приемной комиссии Московской финансово-юридической академии (МФЮА). – В зависимости от выбранной специальности слушатели занимаются по русскому языку и математике или русскому и истории России. По желанию они могут пройти обучение по информатике, английскому и другим предметам". Такая же ситуация на курсах "Азъ", где проводят занятия по русскому языку, математике, информатике и обществознанию. С одной стороны, такой комплексный подход гарантирует полную подготовку по всем вступительным испытаниям. Согласитесь, блестяще сдать обществознание, но срезаться на математике – обидно. С другой точки зрения, это выйдет дороже, чем занятия по отдельным предметам.

Но можно найти курсы, где абитуриентам дают возможность выбирать конкретные дисциплины, по которым они хотели бы заниматься. Например, в ЦПК при МАТИ – РГТУ им. К.Э. Циолковского и др.

Выбирая курсы, поинтересуйтесь
  • сколько лет они существует
  • учитываются ли пожелания слушателей относительно времени занятий
  • проводится ли промежуточный контроль знаний
  • сколько человек в группе
  • есть ли бесплатные методические пособия и материалы.
Важно, чтобы изучаемые предметы на курсах совпадали с теми дисциплинами, которые придется сдавать на вступительных испытаниях.

Преподаватели, но не экзаменаторы

Записываясь на курсы, многие абитуриенты рассчитывают на определенные преимущества при поступлении – неплохо заранее познакомиться с преподавателями, которые будут принимать экзамены. "Преподаватели курсов могут и не входить в число экзаменаторов, – комментирует Марина Акулова. – Мы не влияем на позицию вуза по этому вопросу. Бывает, что занятия проводят преподаватели из других вузов. Так, с нами сотрудничает профессор, заведующий кафедрой МАМИ".

В некоторых учебных заведениях, например, ГУ-ВШЭ, посещение довузовской программы не дает никаких формальных преимуществ при поступлении. Другие вузы отдают предпочтение слушателям своих подготовительных программ. В центре довузовской подготовки МГЛУ, ЦПК МАТИ – РГТУ им. К.Э. Циолковского, МФЮА выдается документ об окончании курсов. Это свидетельство может сыграть решающую роль при поступлении – по правилам приема некоторых вузов оно дает преимущество слушателям при прочих равных условиях и засчитывается как полупроходной балл.

Негосударственные вузы практикуют зачисление по итогам обучения на подготовительных курсах. Так, в МФЮА и Московском открытом социальном университете можно стать студентом, если вы постоянно посещали занятия и показали хорошие результаты по итоговым работам. "Такие абитуриенты не сдают вступительные экзамены с общим потоком, а зачисляются на основании сертификата о прохождении курсов", – говорит Ольга Рябцова.

Начинаем заниматься

Долгосрочные курсы предлагают два режима обучения: два-четыре раза в неделю в будние дни по вечерам (с 17.00 до 20.00) и один-два раза в выходные (с 10.00 до 15.00).

При выборе графика учебы стоит учитывать, что посещать лекции после школы непросто. Но и занятия в выходные потребуют усилий и усидчивости, поскольку добавится еще один полноценный учебный день. Второй вариант может оказаться самым удобным для иногородних абитуриентов или тех, кто загружен в школе или секциях.

Стоимость обучения зависит от статуса вуза, набора предметов, продолжительности обучения и количества слушателей в группе. Так, за 8 месячные курсы по двум предметам в МФЮА вы заплатите 10 тыс. р., а в Учебном центре довузовского образования "Азъ" – 12 тыс. р., занятия в выходные дни обойдутся в 10,5 тыс. р.

Если слушатель курсов "Готовим в вуз" занимается по трем-четырем предметам, то одно занятие (3 акад. ч) будет стоить 250 р. Стоимость занятий только по одной дисциплине, но в группе, возрастет до 400 р. Индивидуальное трехчасовое занятие намного дороже – около 1,2 тыс. р.

Обучение на курсах при ВШЭС стоят 13,68 тыс. р. (30 акад. часов) при индивидуальной форме занятий. Если учеба проходит в небольшой группе (два-три человека), цена снижается на 1-1,5 тыс. р.

Обучение на долгосрочных подготовительных курсах значительно повышает шансы на поступление в вуз. По статистике МАИ, ГУУ и других университетов, 60-80% их первокурсников посещали различные программы довузовской подготовки.

Курсы для выпускников школ рассчитаны на 8-9 месяцев или год обучения, для учащихся 9-10 классов предусмотрен двух-трехгодичный цикл занятий. Зачастую это даже не курсы, а целая отдельная программа "Школа – вуз". Такая 16-месячная подготовка есть в Московском авиационном институте, МГУ, МФЮА.

Самый лучший вариант подготовки – курсы вуза, куда вы нацелились поступать, или занятия с преподавателями этого учебного заведения. Если вуз еще не выбран – занимайтесь на курсах, которые славятся своей сильной программой и готовят к поступлению в престижные учебные заведения.

Некоторые курсы проводят конкурсный набор: учебный центр "Азъ" принимает учащихся по итогам тестирования по математике, а прежде чем стать слушателем курсов факультета иностранных языков МГУ, нужно пройти собеседование.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Что важно знать о подготовительных курсах для абитуриентов"

Вы не авторизованы.

+ медалисты не все такие умные какими кажутся - к одним просто привыкли учителя, "Катя всегда училась на отлично" и будет учиться на отлично и медаль получит... Она старается , конечно, но не очень уж умная...
Другие зубрят все, а анализировать и обобщать не умеют
Один профессор сказал как то нам на занятиях:
- отличники(медалисты, краснодипломники) - это машины - какую информацию получили - такую и выдали - прогресс не за ними - нужны более критичные умы.
А поступить на экономический в МГУ - это равносильно - полететь в космос - можно , но очень уж сложно
2006-10-24, bolus
Требования, критерии оценки - все это можно изучить. Все это есть в открытом доступе, включая варианты заданий за прошлые годы, сборники олимпиадных заданий и работ. Сочинение - это, конечно, самое сложное (слишком уж все субъективно).
Что касается медалистов, то такие случаи регулярно происходят... Найти объяснение этому сложно; возможно, дело в том, что у медалистов слишком много времени уходит на то, чтобы знать все предметы на пятерку, и поэтому не хватает времени на углубленное изучение профильных дисциплин.
2006-10-23, malice
Насчет сам - не согласна. Надо все-таки знать требования на экзаменах, ключевые моменты, особенности и пр. В нашем классе золотой медалист не поступил в МГУ на экономический, на сочинении получил 3. Не раскрыл тему. Это не просто умный мальчик - это просто суперумный, талантливый, одаренный во всем. Кому, как говорится, если не ему. Так нет, понадеялись родители на его ум, а там критерии, видимо, другие были. Надо знать правила игры.
2006-10-23, XXL
Как мама, прошедшая все это год назад, могу сказать, что нового ничего не вычитала. Соотношение цена-качество - это занятия с репетитором из данного ВУЗа малой группой. Но это и так всем понятно. Если ребенок сильный, самостоятельный, знающий четко, что ему надо, то ему и годичных курсов хватит, а если со средними способностями, то репетитор ой как нужен! Вопрос, как всегда, в цене.
2006-10-23, XXL
Если ребенок сильный и самостоятельный, то ему часто и курсы не нужны. Такой сможет подготовиться и в бесплатной заочной школе, или вообще сам. И часто получается, что выбор способа подготовки - это тест для родителей на уверенность в себе и в ребенке.
2006-10-23, malice
У нас из 3х классов - 10 медалистов. 9 из них - с натяжкой, как раз такой случай . как Вы описали. Но этот - звезда, я таких детей больше не встречала. Именно умный и талантливый. Я так за него распереживалась!
2006-10-24, XXL
гм... дошла до "наиболее оптимального" и дальше читать не буду. :)
2006-10-23, Мурлила
Поделитесь:

23.10.2006
Обновлено 16.11.2020
Близкие по теме статьи
ЕГЭ по английскому: типичные ошибки и 8 советов по подготовке
ЕГЭ по английскому: типичные ошибки и 8 советов по подготовке
Подготовка к ЕГЭ: изучение языка или выполнение тестов?
Подготовка к ЕГЭ: в школе, с репетитором или на курсах? 4 шага
Подготовка к ЕГЭ: в школе, с репетитором или на курсах? 4 шага
ЕГЭ: как подготовиться, сдать экзамен и избежать стресса
Школы для будущих физиков и математиков
Школы для будущих физиков и математиков
Какие физ-мат школы есть в Москве
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!