Содержание:

Одно из наиболее распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у новорожденных - дисплазия тазобедренного сустава или врожденный вывих бедра. Оно встречается у 2-3 детей из каждой 1000 новорожденных. Врожденный вывих бедра чаще (в 5 раз) встречается у девочек, поражая преимущественно левый тазобедренный сустав.

Дисплазия тазобедренного сустава у детей

Дисплазия тазобедренного сустава - это порок развития сустава и всех его элементов. В зависимости от степени смещения головки бедренной кости в вертлужной впадине различают вывих, подвывих или предвывих бедра.

У новорожденного формирование сустава ещё не завершено, поэтому важны ранняя диагностика заболевания и максимально раннее начало лечения. Профилактический осмотр ортопеда и невролога, а также ультразвуковое исследование суставов рекомендуется проводить каждому ребёнку, даже если у родителей не возникли подозрения на отклонения в развитии.

К содержанию

Симптомы дисплазии тазобедренного сустава

Сейчас в роддоме каждого малыша осматривает специалист, тем не менее, родителям не помешает узнать некоторые наиболее частые симптомы дисплазии тазобедренного сустава:

  • Ограничение пассивного отведения бедер. Данный признак можно проверить так. Положите малыша на спину, согните его ноги в тазобедренных и коленных суставах под прямым углом и мягко разведите его бёдра в стороны. Пассивное отведение ограничено со стороны поражения сустава. Если ребёнок "не даёт" отвести бёдра в положении на спине, легко определить ограничение движения в положении ребёнка на животе при сгибании ног, как при ползании.
  • Асимметрия складок на бёдрах и ягодицах. Внимательно оцените симметричность подъягодичных складок и складок на бёдрах. Для этого положите малыша на живот и выпрямите его ноги.
  • Наружный поворот (наружная ротация) бедра и симптом соскальзывания (щелчка). Этот признак определяется редко.
  • В более поздние сроки постановки диагноза отмечается укорочение конечности, позднее начало ходьбы и "утиная" походка (плавно переваливающаяся).

Перечисленные симптомы не всегда ярко выражены.

К содержанию

Лечение дисплазии

Лечение начинается с первых дней жизни малыша. Широко применяется функциональный метод, включающий лечение положением (с использованием различного рода шин, широкого пеленания), специальный массаж, приёмы лечебной гимнастики, дополненные физиотерапевтическими процедурами. Шину накладывает ортопед, и родители должны строго выполнять его рекомендации. Если лечение в шине не требуется, то применяется широкое пеленание: две пелёнки складывают несколько раз и прокладывают между ног ребёнка, согнуты в тазобедренных и коленных суставах и отведённых в стороны на 60-80 градусов. В этом положении ноги малыша фиксируют памперсами, третьей пелёнкой или штанишками. Такое пеленание можно рекомендовать всем детям, так как в положении отведения ног создаются оптимальные условия для правильного развития тазобедренного сустава.

Широкое пеленание начинают применять ещё в родильном доме в течение первых 3 месяцев.

Очень важно правильно держать ребёнка на руках. Взрослый поддерживает ребёнка руками за спину, прижимая его к себе. Ребёнок широко расставленными ножками "обнимает" туловище взрослого. Не рекомендуется носить малыша "верхом" на боку у взрослого. При этом положении туловище ребёнка ассиметрично. Можно пользоваться рюкзаком с жёсткой спинкой. Но ежедневное длительное ношение малыша в таком положении нежелательно, так как приводит к устойчивому отведению передних отделов стопы кнаружи и их вальгированию. В положении лёжа на животе стопы малыша должны быть вне матраца (свисать). Эта поза является профилактикой напряжения приводящих мышц бедра.

К содержанию

Лечебная физкультура при дисплазии тазобедренного сустава

Для восстановления детей с врожденным вывихом бедра лечебная физкультура является основным средством формирования здорового сустава и единственным средством поддержания моторного развития ребенка. Задачи ЛФК:

  • профилактика и устранение напряжения приводящих мышц бедра;
  • формирование тазобедренных суставов, восстановление их формы;
  • укрепление мышц, производящих движение в тазобедренных суставах (сгибание, разгибание, отведение, вращение внутрь);
  • развитие в полном объеме активных движений в тазобедренных суставах;
  • коррекция вальгусного положения коленных и голеностопных суставов, возникающих при лечении с использованием шин.

Физические упражнения бывают общеразвивающие и специальные. Первые начинают использовать с начала жизни ребенка в качестве рефлекторных упражнений, а по мере его взросления - с учетом его психомоторного развития. Специальные упражнения способствуют восстановлению тазобедренных суставов, мышц бедер и ягодиц. С учетом возраста ребенка применяются пассивные (до года) и активные упражнения (от 1 до 3 лет).

На первом году жизни, как правило, физические упражнения сочетаются с массажем. При врожденном вывихе бедра обычно используют классический массаж с приемами поглаживания, растирания и легкое разминание мышц поясничной области, ягодиц, передней, задней и боковой поверхности бедра и мягкий точечный массаж ягодичных мышц у головки бедра в сочетании с приемами расслабления мышц, приводящих бедро в движение. Эффективны также теплые ванны, подводный массаж, парафиновые аппликации, грязелечение.

С детьми старше 3 месяцев родители занимаются лечебной гимнастикой 3-5 раз в день по 5-10 мин. Для детей дошкольного возраста для закрепления результатов лечения, а в некоторых случаях и для долечивания, используется лечебная гимнастика не реже 3 раз в неделю по 20-25 мин с применением активных физических упражнений в разгрузочном исходном положении. Примерный комплекс ЛГ для детей дошкольного возраста (5-6 лет).

    Вводная часть занятия (3-5 мин.)

  1. Ходьба с коррекцией неправильной установки стоп.
  2. Дыхательные упражнения в ходьбе или стоя, с равномерной нагрузкой на обе конечности.
  3. Основная часть занятия (15-20 мин), исходное положение – лежа на спине.

  4. Попеременное сгибание - разгибание стоп (4-6 раз).
  5. Попеременное сгибание - разгибание ног в коленном и тазобедренном суставах (6-8 раз).
  6. Отведение и приведение прямой ноги. Движение выполняется без опоры о пол (4-6 раз каждой ногой). Носок на себя, стопа удерживается вертикально. Дыхание произвольное.
  7. Одновременно потянуться двумя руками вверх, пятками вниз. Вернуться в исходное положение и расслабиться (3-4 раза). Дыхание произвольное (самовытяжение).
  8. Попеременно отбивать ногами подвешенный на высоте 40-50 см мяч, 4-6 раз каждой ногой.
  9. Ноги согнуты, стопы стоят на полу. Медленное, плавное разведение ног в стороны и возвращение назад (4-6 раз). Дыхание произвольное.
  10. Методист удерживает ноги ребенка за голеностопный сустав и выполняет легкую вибрацию всей конечности (3-4 раза каждую ногу). Можно выполнить на двух конечностях одновременно.
  11. Лежа на здоровом боку, отвести прямую ногу в сторону, вернуться назад (4-6 раз).
  12. В исходном положении лежа на животе: напрягать и расслаблять ягодичные мышцы, 6-8 раз.
  13. Движение ногами, как при ползании по-пластунски (4-6 раз каждой ногой).
  14. Как в упр. 7, но отбивать мяч пяткой (4-6 раз каждой ногой).
  15. Легкое поколачивание пятками по ягодицам 4-6 раз. Пауза отдыха.
  16. Стоя на четвереньках, отвести согнутую ногу до горизонтального уровня (3-4 раза каждой ногой).
  17. Игра.
  18. Заключительная часть - 2-3 мин.

  19. Ходьба, с попеременным потряхиванием ногами.
  20. Стоя, руки в стороны, сжать - разжать пальцы кисти (3- 4 раза).
Вилесов Алексей, хирург-ортопед,
Медников Николай, детский массажист,
Соколова Елена