Нужно ли делать людям добро? Все чаще я задаю сама себе этот вопрос. Раньше однозначно бы ответила "да". А сейчас уже не так категорично отвечаю. Особенно после одной истории, услышанной несколько лет назад от умного и уважаемого человека.

Молодой педагог, назовем его Сергей Петрович, после окончания института в восьмидесятые несколько лет работал учителем математики в одной из удаленных деревень Брянской области. Был у него в классе мальчишка, как сейчас бы сказали, из неблагополучной семьи. Родители сильно пили, ребенок ходил голодный, в рваной грязной одежде. Учеба давалась ему тяжело, домашние задания не делал, мог пропускать уроки. Что творилось дома, можно себе представить. Сергей Петрович довольно часто посещал семью. С чувством брезгливости проходил через порог. Для него, выросшего в интеллигентной семье, такая жизнь мальчика казалась кошмаром.

Через какое-то время Сергей Петрович стал хлопотать, чтобы родителей лишили прав на ребенка, а мальчика отдали в приют. Там накормят, оденут, обогреют, ребенок всегда под контролем. Так будет лучше для этого парнишки, думал педагог. В те времена это было сделать очень сложно, но учитель был настойчив, обращался в различные инстанции. Директор школы говорил ему: "Сергей Петрович! Ну, не трогай ты их. Пусть живут так, как живут. Им не поможешь". Хозяйка дома, в котором он жил, тоже отговаривала его от этих действий. Но молодой педагог был непреклонен. "Дети не должны жить в таком кошмаре", — считал он.

В конце концов ребенка отправили в детский дом, и Сергей Петрович считал свой долг выполненным. Мальчик несколько раз сбегал из детдома, но его возвращали. Родители по-прежнему пили. Вот все, что знал педагог, когда уезжал из деревни в большой город.

Прошло много лет. Сергей Петрович — директор одной из крупных школ. И вот однажды у ворот школы он увидел мужчину, больше похожего на бомжа, который со злостью и презрением смотрел на него. Через несколько секунд Сергей Петрович по глазам узнал его. Это был тот паренек, которого он, как казалось ему тогда, спас от горе-родителей и которого так часто потом вспоминал. Как же бывший ученик проклинал педагога, что тот покалечил ему жизнь, лишил родительского тепла. Говорил, как он хотел прижаться к матери, как тяжело было в детском доме. "Ненавижу, ненавижу!" — эти слова Сергей Петрович не забудет уже никогда.

Этот рассказ произвел на меня сильное впечатление и надолго останется в памяти. И сейчас, прежде чем сделать что-то хорошее, я все чаще задумываюсь: "А надо это человеку на самом деле или нет?".