Сентябрь - особый месяц в жизни наших детей. После долгого летнего отдыха им предстоит вернуться к рабочим будням, а кому-то сделать первые шаги в школьную жизнь. И каждый родитель беспокоится, сможет ли ребенок достаточно успешно адаптироваться к будущим переменам.

Что ощущают дети, возвращающиеся в город после летних каникул? Среди многообразия того, что они испытывают, есть много положительных чувств: любопытство, ожидание, гордость, что повзрослели еще на год, стремление преуспеть, надежда на то, что они хорошо справятся с новыми обязательствами и добьются успехов. Но у большинства детей есть и отрицательные эмоции - страх неизвестности, нежелание работать, стремление избежать новшеств, напряженность, чувство тревоги от встречи с коллективом, боязнь расстаться с родителями. Даже если ваш ребенок с удовольствием бегал в школу весь прошлый год, это вовсе не значит, что он готов бросить с утра до вечера гонять на велике и вернуться к размеренной жизни.

Для того чтобы усилить положительные эмоции и свести к минимуму отрицательные, было бы полезно придерживаться простых правил, которые касаются как школьников со стажем, так и завтрашних первоклашек. Разумно готовить ребенка к перемене примерно за две недели до знаменательного дня, постепенно переводя его на график, которого он будет придерживаться во время учебного года. Начните вместе считать, сколько дней осталось до начала занятий. Вдвоем займитесь покупкой канцелярских принадлежностей и одежды для школы - пусть у него появится ощущение контроля за ситуацией и он будет ждать рабочих будней с большим интересом. Дети, возвращающиеся в родную школу, обычно успевают за лето соскучиться по одноклассникам, они надеются, что начнут новый год "с чистого листа", исправят прошлогодние ошибки, станут лучше учиться и заведут еще больше хороших друзей. Эта надежда - хороший зачин, который родителям следует поддерживать, обнадеживая ребенка и выражая уверенность, что он непременно добьется успехов. Подбадривать и высказывать доверие к возможностям будущего ученика куда более продуктивно, чем напоминать ему о прежних ошибках и читать длинные нотации о том, как не следует себя вести.

Дети, которые переходят в новую школу, испытывают более интенсивные эмоции: их ожидания, как правило, завышены, они зачастую тревожатся о том, как сложатся отношения с новыми соучениками и преподавателями. Родители окажут ребенку хорошую услугу, если уважительно и спокойно выслушают его и уверят в том, что он непременно сможет подружиться с одноклассниками и добиться успехов в новой школе. Перечислите, какие сложности он уже успешно преодолел в своей жизни, и обязательно скажите о своей готовности при необходимости помочь ему освоиться в непростых новых условиях.

Родители первоклашек, как правило, волнуются не меньше своего чада, особенно если малыш рос в домашних условиях. Чаще всего успешной адаптации мешает именно тревога родителей. Если вы очень переживаете по поводу его школы, сначала справьтесь со своими чувствами. Вы опасаетесь, что ребенок станет чаще болеть? Боитесь, что его будут обижать? Не готовы к тому, что у него появятся близкие люди вне дома? Тревожитесь, что его станут слишком сурово наказывать? Нервничаете по поводу того, что другие дети научат его каким-то плохим словам?

Не стесняйтесь этих чувств и фантазий. Всем любящим родителям пришлось пройти через эту стадию. Вам тоже нужно время, чтобы привыкнуть к мысли, что ваш малыш уже подрос и вступает в новую фазу самостоятельной жизни. Понадобится время, чтобы обсудить свои чувства с близкими, посмеяться над своими страхами, поговорить с будущими учителями. Встретившись с преподавателями заранее, вы сможете лучше понять, кому вы доверяете своего ребенка. Сможете спросить: сколько детей в классе? Что обычно делают, если кто-то заболел, подавился, подрался? Каким образом связываются с родителями в экстренных случаях?

Ответы учителей помогут вам принять правильное решение. Когда вы сами почувствуете уверенность, то сумеете передать свое спокойствие маленькому школьнику.

Чем проще и обыкновеннее будет выглядеть ваш малыш, тем легче ему будет найти свое место в среде ровесников. Ребенок, у которого яркая одежда и дорогие пестрые карандаши, пеналы, банты, становится похожим на яркую бабочку, он привлекает к себе слишком пристальное внимание и легко становится объектом насмешек. В стремлении к сплочению детский коллектив быстро разделяет массу на "своих" и "чужих". В "свои" попадают те, которых большинство. В "чужие" записывают меньшинство - скажем, ребенка с явным физическим дефектом или единственного мальчика во фраке и с бабочкой среди детей в майках и джинсах.

Если ваш ребенок неминуемо относится к меньшинству (слишком полный или слишком маленький ростом, единственный представитель другой национальности в классе), то придется заранее встретиться с педагогами и рассказать им, как вы помогаете ему справиться с его сложностями. Расскажите, как вы учите его преодолевать смущение и защищать свое достоинство. Спросите у педагогов, как они решают подобные проблемы.

После тщательной подготовки ребенок приходит в новую школу. И вот - момент, которого вы так боялись. Он куксится и начинает хныкать: "Я не хочу оставаться тут! Забери меня домой!" Если вы не готовы к такому повороту событий и растеряны - ребенок удвоит шумовую атаку и сдобрит ее драматическими эффектами. Может повалиться на пол и устроить истерику. Может прижаться к вам так, что трое взрослых не оттащат, или забиться в угол и начать дрожать. Словом, он задержит вас на пороге школы и превратит расставание в душераздирающую сцену. Для разрешения подобных трудностей имеет смысл придерживаться простых правил:

  1. Готовьте ребенка к событию заранее.
  2. Поднимите малыша пораньше, чтобы у него было время спокойно умыться, одеться, позавтракать, полностью проснуться и немножко с вами подурачиться. Зарядившись с утра хорошими эмоциями, он куда легче перенесет грядущую разлуку. Старшим школьникам не менее важно выпить с семьей чаю перед школой.
  3. На прощание дайте ему сюрприз: смешной рисунок или забавную печатку на ладошку. Подбодрите его и будьте позитивны и спокойны сами.
  4. Пожелайте ему доброго дня, скажите, что любите его и непременно к вечеру придете за ним. Спокойно обнимите и уходите, помахав рукой.

После того как малыш придет домой, спросите, что хорошего у него сегодня произошло. Не забывайте задавать этот вопрос ежедневно и старшим школьникам. Постарайтесь не торопить с ответом и внимательно выслушайте рассказ.

Для успешной адаптации ребенку нужно научиться проявлять гибкость, оптимизм, чувство ответственности. Ему необходимо выработать умение переключаться с одного вида деятельности на другой. Поддержка всей семьи, мягкий юмор, терпение и доброжелательность, спокойствие и готовность дать маленькому человеку побольше самостоятельности в выполнении домашнего задания и подготовке к следующему учебному дню непременно сделают его более защищенным и уверенным в своих силах.

Статья предоставлена журналом