Содержание:


Если Вам трудно самим разобраться, связана ли агрессивность Вашего ребенка только с возрастом или же он в самом деле становится агрессивным, воспользуйтесь приблизительной схемой наблюдения за детьми, выявляющей критерии агрессивности, разработанной американскими учеными М. Алворд и П. Бейкер.

К содержанию

Критерии агрессивности

  • Ребенок часто теряет контроль над собой.
  • Ребенок часто спорит, ругается со взрослыми.
  • Ребенок часто отказывается выполнять правила.
  • Ребенок часто специально раздражает людей.
  • Ребенок часто винит других в своих ошибках.
  • Ребенок часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  • Ребенок часто завистлив, мстителен.
  • Ребенок чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих его детей и взрослых, которые нередко раздражают его.

Постоянно наблюдая за своим ребенком и фиксируя у него те или иные устойчивые черты, соответствующие этим критериям, Вы сможете предположить, насколько агрессивен Ваш ребенок и агрессивен ли он вообще. Ведь, может быть, беспокоящие Вас у него признаки агрессии были связаны как с его возрастными особенностями, так и со специфичностью ситуации, в которой внезапно оказался он.

В порыве гнева мы все теряем контроль над собой. Ребенок может спорить со взрослыми, интуитивно чувствуя, что они не правы, отстаивая свои интересы. Да и правила, противоположные тем, которым его обучали, для него, безусловно, не норма.

Досконально анализируйте каждый критерий. И только в том случае, если Вы убедитесь, что хотя бы четыре критерия из восьми не менее полугода устойчивы у ребенка и проявляются в неадекватных ситуациях, можно предположить, что он становится агрессивным.

Если Вы хотите узнать, нет ли у Вашего ребенка скрытой агрессии по отношению к кому-то, можете использовать "Отъезд", одно из десяти коротких повествований из теста детского психолога Луизы Дюсс "Сказка". В этом тексте есть персонаж, которому надо сделать выбор. С этим персонажем ребенок обычно идентифицирует себя.

Отъезд

"Однажды родители, дедушки и бабушки, дяди и тети и все дети пошли на вокзал, и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко... и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?"

При скрытой агрессивности по отношению к кому-то ребенок может отправить далеко-далеко не только кого-нибудь из упомянутых в тексте, а и совсем другого человека, являющегося источником его агрессивности.

Этот тест, разработанный еще в 40-х годах прошлого века, без труда можно модифицировать, придумав подобную историю с самолетом или ракетой, космическим кораблем... Главное, чтобы ребенок сделал свой выбор и дал Вам, хотя бы косвенно, понять, кто вызывает в нем агрессивные импульсы. А почему — уже выявить Ваша задача.

Безусловно, для диагностики агрессивности у более старших детей придумываются совершенно другие истории, и лучше всего судить о ней по рисункам ребенка, которые он выполняет по заданию школьного психолога.

К содержанию

Как желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком

  • Первым делом нащупать все болевые точки в семье,
  • Нормализовать семейные отношения. Ребенок не должен быть свидетелем ссор и скандалов.
  • Пересмотреть стиль воспитания ребенка. Придерживаться одного стиля воспитания всем членам семьи.
  • Не злоупотреблять своими бесконечными "нельзя", "не надо", препятствующими развитию детей.
  • Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких ребенку людей, помня, что малыш, подражая, видит все.
  • Не применять никакие формы физического наказания по отношению к ребенку, вплоть до шлепков. Доказано, что чем более жестоко наказываете Вы своего ребенка в семье, тем более жесток он по отношению к окружающим.
  • Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками, чтобы он не чувствовал себя отверженным родителями.
  • Что-то требуя от ребенка, учитывать возможности его, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.
  • Попытаться погасить конфликт еще в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.
  • Научить выплескивать свой гнев приемлемыми для его возраста способами (рисованием обидчика не в самом лучшем виде, придумыванием прозвищ и т. д.), переводя физическую агрессию в вербальную, чтобы уменьшить нервно-психическое напряжение ребенка. Родители должны усвоить, что, обучая своего ребенка все время подавлять свой гнев и делая его "удобным" для всех вокруг и для себя, они заставят рано или поздно расплачиваться за все это малыша различными психосоматическими расстройствами от псориаза и мигрени до язвы желудка и гипертонии. Но в то же время гнев — естественная реакция нашего организма, присущая всем нам эмоция, знакомое всем чувство, и "ликвидировать" его совсем, да еще раз и навсегда, нельзя. Поэтому желательно учить ребенка освобождаться от него более или менее приемлемыми для наших социальных норм способами, используя даже придуманные японцами куклы для битья.
  • Вместе с разгневанным ребенком можно вылепить обидчика из пластилина, закопать его в песке или залить водой.
  • Ребенку можно разрешить закрыть дверь в комнате и кричать в ней все то, что придет на ум.
  • С ребенком можно сочинить сказку, в которой появится возможность выплеснуть ему свои негативные эмоции.
  • Разгневанного малыша можно заставить разрядиться какой-нибудь физической нагрузкой: от игры в мяч до соревнований в беге.
  • И даже в таких случаях игра мальчишек с игрушечными пистолетами оправдана и допустима, хотя на этот способ разрядки напряжения до сих пор нет единых взглядов у психологов.
  • Вам надо дать понять ребенку, что он любим, даже когда в семье вдруг появился новорожденный, и постараться привлечь его к уходу за младенцем, подчеркивая, как маленькие сестричка или братик нуждаются в нем.
  • Когда причиной агрессивности ребенка является соперничество детей в семье и Ваш малыш все время вспыхивает будто спичка, лучше всего его вовлечь в игру, в которой предоставить ему роль следящего за поведением других — сестер и братьев. Подобным способом возможно предотвратить его драчливость.
  • При драчливости ребенка главное — не разъяснить, а предотвратить удар.
  • Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад.
  • Ребенок должен понять, что можно контролировать свои эмоции и их негативные импульсы, что последствия его агрессивности не приемлемы в обществе, где он живет.
  • Научить сочувствию другим людям.
  • Помнить, что и слово может ранить малыша.
  • Понимать ребенка!

К содержанию

Как не желательно вести себя родителям с агрессивным ребенком

  • Постоянно внушать ему, что он плохой. Помните, что отрицательная оценка взрослых формирует отрицательную самооценку у малыша и затрудняет его общение с внешним миром.
  • Негибкими воспитательными мероприятиями загонять ребенка в угол, ожесточая его.
  • Использовать агрессивные методы воспитания и наказания (шлепки, угол, ремень). Не забывайте, что агрессивность — это следствие враждебности, а воспитательные мероприятия — не орудия сражения.
  • На глазах ребенка мучить домашних животных.
  • Не обучать навыкам выплескивания гнева неагрессивными способами.
  • Учить подавлять свой гнев, загоняя его вовнутрь.
  • Преднамеренно разжигать романтические чувства к одному из родителей.
  • Все время подчеркивать и напоминать, что новорожденный лучше его.
  • Содействовать соперничеству между детьми в семье.
  • Культивировать вражду между ним и сверстниками.
  • Оскорблять достоинство малыша грубыми словами.
  • Не любить его или любить только "оценочной" любовью.
  • Помнить, что безэмоциональность родителей, безразличие их по отношению к своему ребенку стимулирует агрессивность детей.
  • Когда нет видимых причин для агрессии малыша, обратитесь к психологу и психоневрологу.

Для уменьшения степени агрессивности у детей и подростков проводятся всевозможные тренинги. Один из них, предложенный немецкими специалистами, заслуживает особого внимания своей доступностью исполнения и прекрасными конечными результатами.

Сущность тренинга "Антинасилие" — вначале узнать как можно больше о самом ребенке, так и его семье из специальных интервью с подростком. Благодаря "откровениям" тинейджера специалисты составляют мнение о возможных источниках его агрессивности и прогнозируют, что можно ожидать от ребенка в различных жизненных ситуациях. На втором этапе тренинга подростка всевозможными средствами вербальной агрессии специально провоцируют на агрессивные действия. Несмотря на это, ребенок должен научиться игнорировать эти провокационные действия и не отвечать на них агрессивными выходками.

И наконец, на третьем, заключительном этапе тренинга — "тренинге привлекательности", подросток при помощи ролевых игр с ситуациями агрессии, опираясь на свои самые лучшие качества, должен доказать, что научился уже стойко выдерживать все провокационные, агрессивные действия в свой адрес и не отвечать агрессией на них.

Этот тренинг проводится в течение года под руководством опытных специалистов и дает обнадеживающие результаты.

Однако самое главное, по мнению ученых, занимающихся проблемами агрессивности у детей, это искренняя родительская любовь к ребенку и исключение жестокости в обращении с ним. Несмотря на то что менее активная разновидность гена МА-ОА встречается у одной трети детей, и особенно у мальчиков, агрессивными из них становятся только те, с которыми жестоко обращаются их родители, постоянно наказывая их за малейшие детские шалости и проделки. При хорошем обращении с такими детьми генетическая предрасположенность к агрессивности практически не дает о себе знать.

Так что родителям желательно сделать из выводов ученых и для себя собственные выводы — будет ли Ваш ребенок агрессивным или нет. Не лучше ли сразу после рождения младенца выбрать наиболее благоприятный для адаптации его к новой жизни стиль воспитания, благодаря которому Ваш ребенок, Вы сами и общество смогут избежать массы дальнейших проблем, связанных с агрессивностью не столько детей, как взрослых.

К содержанию

Ситуация для родителей

Четырехлетний Дима очень любит телевизор и может целыми часами вместе с папой смотреть любые кинофильмы, где совершаются насилия и грабежи. Но мама почему-то недовольна этим и постоянно запрещает папе включать такие передачи. А Диме непонятно, почему. И он, как папа, обижается на маму и даже вчера вечером, шутя, навел внезапно на нее вдруг дуло пистолета, который папа купил ему в "Детском мире". Но вместо того, чтобы понять шутку, мама Димы выхватила пистолет из его рук и выбросила в мусоропровод. А папа ей доказывал, под громкие рыдания ребенка, что это — издевательство над сыном, что мальчики не могут вырасти без пистолетов, насилие — у них в крови. И это главное, что отличает настоящего мужчину.

  • Что бы предприняли Вы в подобной ситуации?

Агрессивный ребенок, как будто бы ежик, утыкан иголками для обороны от мира, в котором лишь видит враждебность, а если не видит — предчувствует...

Как трудно его взять на руки. Совсем невозможно погладить... Иголки всегда начеку. Они лучше раньше кольнут Вас, чем Вы вдруг кольнете его. Кольнут только для профилактики... чтоб спрятать под маской враждебности свою беззащитность и робость, свой страх потерять вдруг внезапно тепло материнской любви.

И дружат нелепо, но крепко, ранимость души его и агрессивность, которая будто бы кокон пытается душу собой уберечь.

Алла Исааковна Баркан, "Ультрасовременный ребенок"
Статья предоставлена издательством "ДРОФА-ПЛЮС"
ДРОФА-ПЛЮС