Никто не говорит о расшатывании. Есть просто такой тип, дети со слабой нервной системой, странно, что вы ( вроде бы врач?) об этом не знаете. Естественно, учащиеся со слабой нервной системой, которая чаще всего сопровождается и высоким нейротизмом, в жестких условиях обучения проигрывают лицам с сильной нервной системой. При большом напряжении у лиц с сильной нервной системой продуктивность внимания повышается, а у лиц со слабой нервной системой — снижается. Ситуация угрозы вызывает увеличение ошибок у тех и других, но в большей степени — у лиц со слабой нервной системой.
М. К. Акимова и В. Т. Козлова (1988) выделили ситуации, при которых возникают трудности у учащихся со слабой и инертной нервной системой (учащиеся с сильной и лабильной нервной системой в этих ситуациях имеют преимущество).
Для учащихся со слабой нервной системой:
1. длительная напряженная работа (как на уроке, так и дома); учащиеся быстро устают, начинают допускать ошибки, медленнее усваивают материал;
2. ответственная, требующая нервно-психического напряжения, самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности при ограниченном времени;
3. ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
4. работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; для этих учащихся более благоприятна ситуация письменного ответа, а не устного;
5. работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно;
6. работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, вопрос другого учащегося);
7. работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда учитель во время объяснения одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал — карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т. д.);
8. работа в шумной неспокойной обстановке;
9. работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т. д.;
10. работа у вспыльчивого, несдержанного педагога;
11. ситуация, когда на уроке требуется усвоить большой по объему и разнообразный по содержанию материал.
Надо отметить, что существующая система проведения уроков и опроса учащихся в основном ориентирована на учащихся с сильной и лабильной нервной системой. Объяснить это можно, с одной стороны, обилием учебного материала, вследствие чего учитель вынужден все время «гнать программу», а с другой — тем, что учитель, в силу своей профессиональной подготовленности, сам становится как бы «сильным» и «лабильным», даже если таковым в действительности не является. Отсюда он может подсознательно задавать высокий темп работы. Поэтому все обучение в школе — это своеобразное соревнование на время выполнения учебных заданий.
Таким образом, отправляя детей со слабой нервной системой в школу на год позже, мы даем им время на укрепление нервной системы, а значит - шанс на более успешную учебу.