Органические продукты: как купить настоящие? Разбираемся в маркировке

С января 2020 года в России начал действовать закон об органическом производстве. Теперь вся российская органическая продукция должна соответствовать определенным требованиям, иметь знаки отличия. Как не запутаться в маркировке органических продуктов и сделать правильный выбор?

"Закон уже заработал. Но все изменения на упаковке товаров потребитель увидит не раньше 1 мая 2020 года, сейчас идет переходный этап, когда все производители должны успеть внести нужные коррективы", - поясняет Надежда Степкина, ведущий специалист Национального органического союза.

Маркировка органической продукции: на что обращать внимание


1. Российский графический знак органической продукции.
Он ставится на той органической продукции, которая прошла официальную сертификацию у российской компании-сертификатора. Значок зеленого цвета, на нем написано слово «органик» на русском и английском языках и изображен белый листок.


2. QR-код.
Это удобный способ быстро получить все сведения о продукте. При наведении телефона на код вы сразу попадаете в реестр производителей органической продукции, который ведет Минсельхоз РФ. Там можно прочитать всю информацию о производителе и его продукции. Также покупатель сможет увидеть и изучить и сертификат производителя.


3. На ряде продукции может стоять сразу два значка – европейский знак органической продукции и российский значок.
Это возможно сейчас, в переходный период. Напомним, что европейский значок представляет собой белый листок на зеленом фоне, листок выполнен в виде контура из звезд (они символизируют страны Евросоюза). Этот значок так и называют – «евролист».

В течение года российские производители должны уйти от европейской маркировки и, пройдя российскую сертификацию, обозначить свою продукцию нашим российским знаком органики.

Кстати, на прилавках магазинов вы можете увидеть российские органические товары и с только одним европейским значком. Пока это еще допускается, хотя формально уже не соответствует закону.


4. Редко встречаются органические продукты, сертифицированные по американским и японским стандартам.
Американский значок – это круг, разделенный пополам на белую и зеленую части, на белой половинке надпись USDA. Японский значок – три кольца, заходящих друг на друга, с надписью JAS, но японские органические товары встречаются в наших магазинах крайне редко.


5. А как должна теперь маркироваться импортная органическая продукция?
Часть импортеров уже идут на российскую сертификацию и будут получать российский знак органической продукции. Но, вероятнее всего, на импортных товарах будет сохранена зарубежная органическая маркировка, как она ставится и сейчас, то есть слово organic будет присутствовать на импортном товаре, даже если он не прошел переработку в России (если у товара и производителя есть сертификат, подтверждающий органическое происхождение продукции).

Также на европейских импортных продуктах потребитель должен увидеть надпись на двух строках. Указаны слова organic, bio или eco, тип производства и номер сертификационной компании, которая сертифицировала продукт. Через поисковую систему можно увидеть все данные о самой сертификационной компании.

6. А если на российских продуктах написано «био» или «эко»?
Является ли такой товар органическим? Важно помнить, что если за рубежом формулировки organic, bio или eco действительно равноценны и обозначают органическую продукцию, то в России органическая продукция – это только тот товар, который маркирован словом «органический», а также сокращениями и производными от этого слова. Только этот термин защищен российским законом об органической продукции. «Био» и «эко» - это не органическая продукция.

7. Российский закон об органике защитит рынок – и производителей, и ритейл, и потребителей – от фальсификата в сфере органического производства.
По информации торговых сетей, с полок уже ушло порядка 30 % такой продукции. Также с лета 2020 года начнут работать фискальные органы и статьи КоАП, которыми будет регулироваться деятельность производителей-обманщиков. Для тех, кто производит липовую продукцию, штраф составит до 500 тысяч рублей, а товар будет изъят из продажи. Для магазинов, продающих фальсификат, штраф может составить до 1,5 млн рублей.

Что делать, если продукт вызывает сомнения?


Если у вас есть подозрения, что товар не является органической продукцией, это можно проверить. Во-первых, в помощь – QR-код. Наведите на него телефон и изучите всю информацию. Если такого кода на упаковке нет, стоит обратиться к продавцу и поинтересоваться, что это за товар, действительно ли он является органическим, почему он представлен на органической полке. Если вы не получили внятного ответа, то можно обратиться в Роспотребнадзор.
23.03.2020 10:57:44
[ответить][пожаловаться]

© 2000-2020, 7я.ру.
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455.