Выбираем школу для ребенка: какие виды школ бывают

В какую школу лучше отдать ребенка?

Лицеи, гимназии, школы… Сейчас их выбор так огромен и разнообразен, что многие родители будущих первоклассников в растерянности: куда же отдать ребенка, как принять правильное решение? А принимать решение нужно уже сейчас, ведь именно весной начинается запись или поступление в первый класс.

У современных детей и их родителей выбор первого учебного заведения гораздо больше, чем у их сверстников советского периода. Тогда выбирали между обычной районной школой и спецшколой с углубленным изучением отдельных дисциплин, а слова "гимназия" и "лицей" ассоциировались с дореволюционной эпохой.

После падения СССР многие школы стали называться лицеями и гимназиями. Родители часто не понимают, в чем принципиальная разница между ними.

Прогимназия - начальная школа с гуманитарной ориентацией, 1-4-й классы.

Гимназия - средняя и старшая школа, с 5-го по 11-й класс, как правило, учебная программа с гуманитарной направленностью, сверх школьной программы - обилие дисциплин историко-филологического направления, часто - два иностранных языка.

Лицей - старшая школа, 8-11-й классы, профессионально ориентированное обучение. Лицеи часто работают в сотрудничестве с вузами, в большинстве случаев техническими, и ученики зачисляются в вузы по итогам выпускных экзаменов в лицее.

Проще говоря, лицей или гимназия - это большее количество дополнительных дисциплин, изучение нескольких языков, профильная ориентированность. Если школа становится гимназией или лицеем, это значит, что она прошла государственную аттестацию. Инициативный, энергичный директор стремится к получению статуса лицея или гимназии, потому что в такую школу идут талантливые дети, которые хотят учиться, а с такими учениками легче и интереснее работать.



При выборе школы для ребенка обязательно обратите внимание:

  • на текучку кадров. Если учителя меняются часто, это отражается на качестве обучения и указывает на неблагоприятную обстановку в школе;
  • следят ли в школе за отдыхом и досугом детей. Поинтересуйтесь, какие есть кружки, как часто бывают экскурсии, поездки в другие города, за рубеж;
  • есть ли дополнительные образовательные услуги, которые школа имеет право оказывать за деньги. Учтите, что школа должна иметь лицензию на эти услуги. Кстати, единственный легальный "побор" с родителей (кроме денег на дополнительные занятия, которые добровольны) - это охрана. Сборы "на шторки", "на подарок классной" и т. д. нелегальны;
  • посмотрите, насколько в школе уютно и комфортно. Вашему ребенку предстоит провести в ее стенах значительную часть жизни. Обратите внимание на состояние подоконников и стен - много ли надписей; их содержание может дать представление о культурном уровне школьников, равно как и сам факт наличия. Посмотрите, много ли стенгазет, отчетов о походах, как давно они были созданы, что в них пишут;
  • есть ли в школе психолог - несомненно, это очень важно, ведь он помогает детям решать их проблемы;
  • участвуют ли ученики школы в городских и районных олимпиадах, какие они показывают результаты.

Государственная общеобразовательная школа

Это школа, которая, как правило, находится в вашем или соседнем дворе. Учебная программа в таких школах одинаковая, список предметов один и тот же. Туда стоит идти, если ребенок пока не проявил никаких особых талантов и интересов. Обычно такую школу выбирают исходя из ее местоположения - близость к дому, отсутствие дороги, которую надо переходить.

Как правило, здесь не самый лучший преподавательский состав - талантливые учителя работают или со способными детьми в специализированных школах, или с богатыми в частных. Однако встречаются и исключения. Почти в каждой школе есть хотя бы один учитель-сподвижник, который в свое свободное время ведет кружки и студии, занимается с талантливыми детьми. Насколько продуктивна его работа, зависит от директора: готов ли он к переменам, поощряет ли инициативу. Поэтому прежде, чем отдавать свое сокровище в первую попавшуюся школу, пообщайтесь с директором, составьте свое мнение о нем, о его отношении к ученикам, учителям и учебному процессу.

"Углубленные" школы

Сейчас спецшкол нет, есть школы с углубленным изучением тех или иных предметов. Как правило, в профилированные школы набор ведется в первые и в старшие классы. Многие из них стали гимназиями и лицеями, как правило, это старые советские спецшколы, пользовавшиеся хорошей репутацией в течение долгих лет.

Если ваш ребенок идет в подобное учебное заведение, необходимо отдавать себе отчет в том, что он выбирает специализацию на много лет вперед и будет поступать в вуз с соответствующим профилем. В "бывшие" спецшколы довольно высокий конкурс даже среди будущих первоклассников, и поступление (что в 1-й, что в 8-й класс) сюда иногда не менее трудное, чем вступительный экзамен в вуз, а обучение требует немалых сил. Еще одно сходство с вузом: во многих школах есть подготовительные курсы. Обучение в школе, как правило, бесплатное. В ряде подобных школ отдельные профильные предметы ведут преподаватели из вузов, с которыми сотрудничает школа, и хорошая учеба в таких школах является практически гарантией поступления.

Если ваш основной приоритет - знание иностранного языка, выбирайте хорошую старую спецшколу, имеющую имидж "спецязыковой" еще с советских времен, - выбор сейчас огромен, только в столице их более ста.

То, что в школе с первого класса учат английскому, вовсе не гарантия того, что это хорошая языковая школа. Поинтересуйтесь, какой процент выпускников поступает в вуз без репетитора (конечно, вас это коснется не скоро, однако такая информация даст представление о качестве обучения), в какие вузы чаще всего поступают, есть ли программы обмена с зарубежными школами, возможность стажировок, ведут ли занятия носители языка. В некоторых школах часть предметов преподается на иностранном языке, так что ребенок находится в режиме "полного погружения", что, конечно же, способствует быстрому усвоению языка. Как правило, первый иностранный язык начинают преподавать в 1-м или 2-м классе, а затем добавляют еще один. Зачастую при окончании школы ученики сдают международный экзамен, который дает возможность поступать в высшие учебные заведения других стран.

Несомненный плюс "углубленных" школ в том, что ребенок вращается в среде таких же, как он, одаренных детей со схожими интересами.

Огромный минус "углубленных" школ, гимназий и лицеев: нагрузка, отражающаяся в первую очередь на здоровье. Переутомление, головные боли, близорукость, гастриты - это болезни талантливых детей, которые с утра до вечера сидят за письменным столом. Кроме того, вынужденные большую часть времени проводить в помещении, чтобы успевать выполнять довольно объемные домашние задания, эти дети меньше своих сверстников гуляют и двигаются. Результат - более низкий иммунитет, плохая физическая подготовка.

Школа полного дня

В последние два года получили широкое распространение государственные и негосударственные школы полного дня. В таких школах ребенок остается на вторую половину дня, что очень удобно для работающих родителей. Это не стандартная советская продленка, где ребенок только гулял и делал уроки, в школе полного дня существуют дополнительные кружки, спортивные секции, детей, естественно, кормят, делают с ними уроки и выводят на прогулку. Отдавать или не отдавать школьника на целый день зависит прежде всего от индивидуальных особенностей ребенка - кто-то чувствует себя комфортно, находясь постоянно в коллективе сверстников, а кому-то нужна тишина и домашний покой. Эта услуга в государственных школах бесплатная. Что же касается частных школ, тут цена напрямую зависит от пакета предоставляемых услуг.

Частные школы

Принципиальной разницы по качеству знаний между государственной и негосударственной школой нет: и те и другие бывают и слабыми, и сильными. Но в негосударственных школах вам обеспечат при желании доставку ребенка от дома до школы, качественные обеды, бассейн, верховую езду - то, что вы выберете и сможете оплатить. Ребенок будет учиться в небольшом, возможно, исключительно женском или мужском коллективе. В такой школе ребенок находится под пристальным контролем, и можно не волноваться, что он сбежит с уроков, пронесет в школу сигареты или пиво. Кроме того, там обычно такая охрана, что мышь не пролезет. Немаловажный факт - внимательное и уважительное отношение учителей абсолютно ко всем ученикам, теплая дружеская атмосфера. И плюс, и минус: вашего ребенка будут окружать дети из небедных семей. Иногда это весьма оригинальные, избалованные, капризные и ленивые дети. У некоторых родителей, чьи дети учатся в негосударственных школах, часто такой подход: я плачу, а что он там делает - меня не касается, это проблема школы, пусть сами разбираются! И сбагривают своего "вождя краснокожих" на попечение несчастных учителей, в одноклассники вашему ребенку.

Если вы выбрали частную школу, необходимо помнить:

Частная школа обязательно должна иметь лицензию на образовательную деятельность, которую вам покажут при встрече. Обратите внимание на срок ее действия - если он заканчивается, скажем, через две недели, это должно вас насторожить: у хорошей школы проблем с лицензированием нет, и они заботятся о том, чтобы продлевать лицензию заранее. У негосударственной школы должна быть государственная аккредитация. Это подтверждает, что школа соответствует всем стандартам, обеспечивает качественное образование и дает аттестат государственного образца. Это очень важно, потому что в противном случае ребенок не получит государственный аттестат и, соответственно, сможет продолжить обучение только в негосударственном вузе. Если школа без аккредитации устраивает сдачу выпускных экзаменов на базе другой школы, ребенок получит аттестат той школы, в которой он сдает экзамен. Обычно, если в школе все в порядке с документами, они это не скрывают, вешают на стенд лицензию и аккредитацию.

Комментарий эксперта

Александр Гаврилов, руководитель пресс-службы Департамента образования Москвы

При выборе школы родителям в первую очередь следует обратиться в окружное управление образования. Там расскажут, какие школы есть в округе, что нужно для поступления. В Москве всю информацию и телефоны окружных управлений можно найти на сайте Департамента образования.

Весной, когда начинается прием в первые классы, в управлениях создаются специальные комиссии, куда можно обратиться за помощью, если вам отказали в записи в школу.

Сейчас школы не прикреплены к определенному району и ребенок при наличии мест может идти в любую школу. И медики, и психологи рекомендуют отдавать малыша в школу, которая находится рядом с домом, потому что в противном случае ребенку придется раньше вставать, он будет больше утомляться. Подыскивая школу для первоклассника, помните, что от учителя младших классов зависит очень многое, именно он создает основу на будущее. Посетите день открытых дверей, познакомьтесь с программой школы, пообщайтесь с учителями, чтобы составить представление о том, кто будет учить ребенка, побеседуйте с мамами учеников школы. Конечно, имеет значение и то, в каком состоянии находится здание школы, есть ли компьютерные классы, оборудование. Школы по закону могут сами выбирать, по какой программе учить детей - пяти- или шестидневной. Разница состоит в том, что при пятидневке у детей есть еще один свободный день, но тогда у них больше нагрузка в школе, при шестидневке ежедневная нагрузка меньше, но дети учатся и в субботу тоже.

Учтите, что при приеме детей в первые классы школа не имеет права устраивать экзамен, в первый класс детей принимают по записи. Единственное, что ребенок может пройти перед поступлением, - это собеседование. Отказать в приеме могут в двух случаях: если в школе нет мест и если это специализированная школа с углубленным изучением каких-либо предметов, а ваш ребенок не прошел собеседование.

Лучшие государственные школы Москвы:

  • физико-математические:
    • Лицей "Вторая школа" (Л2 Ш),
    • Школа-интернат №18 при МГУ,
    • Физико-математическая школа №444,
    • Математическая гимназия №1514,
    • Энерго-физический лицей при МЭИ №1502,
    • Политехнический лицей №1501,
    • школа №57.
  • гуманитарные:
    • Востоковедческий лицей №1535 при ИСАА МГУ - бывший интернат №14,
    • гимназии №45, №1250, №1225, №1275, №1243, №1239 - бывшая №20.

Лучшие частные школы Москвы:

  • Московская экономическая школа,
  • школа "Премьер",
  • лицей "Москвич",
  • школа "Самсон".
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Выбираем школу для ребенка: какие виды школ бывают"

Вы не авторизованы.

Ругать автора не буду, ибо он не ставил перед собой цель написать абсолютно все по данной теме. Статья на сайте - не диссертация.
Соглашусь с Читательницей, что у выпускников мог быть блат в ВУЗ, и уж точно никто не отчитывается перед школой о репетиторах.
Но с автором в кое-чем поспорю:"Если ваш ребенок идет в подобное учебное заведение (спецшколу), необходимо отдавать себе отчет в том, что он выбирает специализацию на много лет вперед и будет поступать в вуз с соответствующим профилем". Это неправда. Я закончила английскую спецшколу, причем не так уж и давно - в 2001 году. Если следовать логике автора, получается, я и мои однокашники должны были пойти на филологический, в иняз, в языковый пед, на журналистику, наконец. Но я поступила на юридический, скоро заканчиваю. Правда, закончила еще и курсы переводчика, но это не основное мое образование. Однокашники поступили кто куда - на химфак МГУ, на ветеринарию. Так что я бы не делала поспешных выводов.
Расскажу еще о своей школе. Английский у нас был на очень высоком уровне, хоть у нас никогда не слыхали ни о заграничных стажировках, ни о сдаче экзамена на иностранный сертификат. В старших классах был предмет - английская и американская литература, на английском. Французский с шестого класса был введен позже, мы уже на него не попали. Очень сильно преподавали биологию и русскую словесность. Плохо преподавали химию, что верно то верно. К сожалению, наша директор подавляла любую инициативу. В школе совершенно не было кружков. Конечно, некоторые учителя пытались что-то придумывать, но директор рубила все на корню.
Сейчас я продолжаю общаться с моей "англичанкой". По ее словам, обучение в школе ухудшилось. Много способных молодых учителей ушло. Даже английский упал чуть ли не до уровня школы "за рощей", которой у нас пугали двоечников.
Так что вывод: если хотите отдать ребенка в школу, которую закончили вы сами, сто раз подумайте и перепроверьте. За долгое время многое могло измениться, и не в лучшую сторону.
2006-04-10, Mrs. John
Ругать автора не буду. Статья на сайте - не диссертация.
Соглашусь с Читательницей, что у выпускников мог быть блат в ВУЗ, и уж точно никто не отчитывается перед школой о репетиторах.
Но с автором в кое-чем поспорю:"Если ваш ребенок идет в подобное учебное заведение (спецшколу), необходимо отдавать себе отчет в том, что он выбирает специализацию на много лет вперед и будет поступать в вуз с соответствующим профилем". Это неправда. Я закончила английскую спецшколу, причем не так уж и давно - в 2001 году. Если следовать логике автора, получается, я и мои однокашники должны были пойти на филологический, в иняз, в языковый пед, на журналистику, наконец. Но я поступила на юридический, скоро заканчиваю. Правда, закончила еще и курсы переводчика, но это не основное мое образование. Однокашники поступили кто куда - на химфак МГУ, на ветеринарию. Так что я бы не делала поспешных выводов.
Расскажу еще о своей школе. Английский у нас был на очень высоком уровне, хоть у нас никогда не слыхали ни о заграничных стажировках, ни о сдаче экзамена на иностранный сертификат. В старших классах был предмет - английская и американская литература, на английском. Французский с шестого класса был введен позже, мы уже на него не попали. Очень сильно преподавали биологию и русскую словесность. Плохо преподавали химию, что верно то верно. К сожалению, наша директор подавляла любую инициативу. В школе совершенно не было кружков. Конечно, некоторые учителя пытались что-то придумывать, но директор рубила все на корню.
Сейчас я продолжаю общаться с моей "англичанкой". По ее словам, обучение в школе ухудшилось. Много способных молодых учителей ушло. Даже английский упал чуть ли не до уровня школы "за рощей", которой у нас пугали двоечников.
Так что вывод: если хотите отдать ребенка в школу, которую закончили вы сами, сто раз подумайте и перепроверьте. За долгое время многое могло измениться, и не в лучшую сторону.
2006-04-10, Mrs. John
Очень поверхностно. Многое не соответствует действительности. Некоторые советы просто бестолковые, как-то: "Поинтересуйтесь, какой процент выпускников поступает в вуз без репетитора". У кого поинтересоваться? Что это даст? Может, у него блат в том вузе или он на платное отделение пошел? Кто вообще будет отчитываться перед школой, занимался ли он с репетиторами? и т.д.
Нижеследующий абзац - вообще полный бред:
"Учтите, что при приеме детей в первые классы школа не имеет права устраивать экзамен, в первый класс детей принимают по записи. Единственное, что ребенок может пройти перед поступлением, - это собеседование. Отказать в приеме могут в двух случаях: если в школе нет мест и если это специализированная школа с углубленным изучением каких-либо предметов, а ваш ребенок не прошел собеседование".
В последнем случае собеседование = экзамен, и тогда первое предложение теряет смысл".
Нет ни слова о таких распространенных вариантах, как гимназические классы при общеобразовательной школе: каков их статус, что они из себя представляют и т.п.
В общем, очередная статья ни о чем.
Такое ощущение, что у автора своих детей нет и вопрос выбора школы перед ним не стоял.

2006-04-10, Читательница
Некоторые фразы даже лень комментировать, типа этой "Сборы "на шторки", "на подарок классной" и т. д. нелегальны"...
А вот с чем поспорю, так это с тем, что в общеобразовательную школу "стоит идти, если ребенок пока не проявил никаких особых талантов и интересов". Я знаю массу обратных примеров, когда ребенок СЕРЬЕЗНО занимается музыкой, спортом, творчеством, иностранными языками и т.п., и родители сознательно отдают его в самую простую школу, чтобы его не нагружали всякой ерундой (в виде риторики и бисероплетения) и оставалось время на сознательно выбранные занятия.
Кроме того, сплошь и рядом среди школ, которые формально являются обычными районными, есть одна-две, в которую все ломятся, в том числе из других районов. Просто не всегда директору нужно обивать пороги вышестоящих организаций и менять статус школы, вешать на нее другую табличку... Про такие заведения и так в округе говорят - "сильная школа". А родители и дети, что называется, "голосуют ногами".
2006-04-11, алла
бисероплетение, как и оригами у нас входит в уроки труда. Это очень полезно, развивает моторику, а оригами развивает пространственное мышление, кторое потом помогает при изучении геометрии.
2011-07-12, XXL
Дама, а что вам не нравится во фразе "сборы... нелегальны"?
2006-04-11, Mrs. John
Поделитесь:

10.04.2006
Обновлено 20.10.2020
Близкие по теме статьи
В первый раз - в новый класс. 6 критериев выбора школы
В первый раз - в новый класс. 6 критериев выбора школы
Ребенок идет в новую школу: как помочь ему адаптироваться
Какую школу выбрать для первоклассника: 7 вопросов самому себе
Какую школу выбрать для первоклассника: 7 вопросов самому себе
Прежде чем записаться на подготовку к школе
Как московские мамы выбирают школу для ребенка: взгляд со стороны
Как московские мамы выбирают школу для ребенка: взгляд со стороны
Гимназия из топ-50, частная школа или обучение за границей. Что такое хорошее образование по-русски
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!