Украинские Карпаты — сказочное место. Поход с детьми

Путешествие мамы и двух будущих школьниц

Полезность: 4,2 из 5 Интересность: 4,5 из 5 (17 оценок)

В этом году мои близнецы — Алиса и Марго — идут первый раз в первый класс. И я решила, что нужно детям устроить что-то необыкновенно полезное и интересное — свозить их в украинские Карпаты. Мы, конечно, и сами живем на Украине, но на востоке страны, на берегу Азовского моря, а тут... западная Украина, горы, лес. Еще у нас есть хорошая привычка: дома мы много гуляем, да не просто гуляем в песочнице или на детской площадке, а совершаем своеобразные марш-броски по нашему городу. Сначала, когда дети были маленькие, мы ходили от 1 до 3 км в день, теперь ходим до 8 км. Нам даже родственники подарили шагомер! "В горах нужно много ходить, так что, наша привычка пригодится" — подумала я. Итак, взяв детей и бабушку в охапку, мы отправились в Карпаты. Первое впечатление — это, конечно, воздух: первые два дня он валил меня и детей с ног своей свежестью и прозрачностью, поэтому пришлось высыпаться. Место, где мы остановились, находится в трех километрах от известного водного курорта Моршин, с одной стороны — поле, с другой стороны — лес. В воздухе смешивается запах молодых ёлок, сладковатый аромат цветущей дикой земляники, свежескошенной травы и полевых цветов, древесный привкус высоких буков, и всё это прохладным шлейфом опоясывает свежесть тающих снегов на вершине Карпат, принесенная горными речками и водопадами в долину. Настоящая природная ароматерапия — надышаться просто невозможно!

Украинские Карпаты

Изучив все в радиусе пяти километров, мы решили отправиться глубже в лес. Карпатский лес — это что-то удивительное и сказочное: начинаешь верить, что действие всех славянских сказок происходило именно в этом лесу. И как в сказке, чем глубже заходишь в лес, тем темнее становится... Прогулки у нас обычно длительные, поэтому мы взяли с собой немного провианта и воды: Марго любит бутерброды, а Алиска больше орехи и сладости. И вот мы нашли пенёк, и сели на него, чтобы "съесть пирожок". Где-то наверху зашуршало, мы все по инерции подняли головы вверх: "Мама, белочки!" — закричали мои девчонки в один голос. Да какие смелые! С самой верхушки деревьев они молнией спускались до самой земли, почти нам под ноги и с такой же скоростью поднимались наверх.

Где-то вверху слышалась дробь дятла, глухое кукование кукушки, а вот звонкая песня лягушек доносилась откуда-то совсем рядом. Эта песня и привела нас к лесному карпатскому озеру. На первый взгляд, озеро, как озеро, ничего особенного. Но если присмотреться, на берегу лежит "сказочный" камень, на нем сидит большая лягушка и смотрит на нас — наверняка, это та самая царевна-лягушка из известной сказки. Мы решили обойти озеро. Не сделав и десятка шагов, Марго закричала: "Мама, убегаем, тут змея ядовитая!". На берегу озера, в единственном месте, куда сквозь кроны деревьев пробивались лучи солнца, грелся ужик — маленький, тоненький, безобидный. Стараясь его не тревожить, прошли дальше, а он даже не поднял свою маленькую головку с желтыми пятнышками, чтобы посмотреть на нас. Озеро было усыпано бусинками кувшинок: очень хотелось сорвать хоть одну, но лесные озера опасны — нам оставалось лишь любоваться. Шли долго, усталость давала о себе знать, и тут вдруг, среди толстых стволов буков, мы увидели... оленя, чуть дальше от него — олененок! Не поверите, усталость как рукой сняло! И тут Алиска вспомнила, что у нас есть Маргошины бутерброды: "Мама, а давай дадим им хлеба?". Я тихонько, чтобы не спугнуть животных, достала из нашего рюкзачка бутерброды, и аккуратно положила их пенёк. Мама-олениха несмело подошла к пеньку и, понюхав, стала есть. Олененок почему-то так и оставался стоять далеко от нас — видимо, боялся подойти.

В поход с детьмиИзучив лесное царство Карпат, на следующий день мы решили отправиться непосредственно в горы — посмотреть на Скалы Довбуша. Тем, кто не знает, Олекса Довбуш — это народный карпатский герой XVIII века. Сам горный ансамбль состоит из нескольких скал, которые можно с одной стороны обойти по удобной широкой дороге и выйти на центральную равнину среди них, или пойти узкой, неудобной и достаточно опасной тропинкой через скалы. В народе есть легенда, которая называет эту тропу "чистилищем": якобы человек, прошедший по этой тропе и вышедший на равнину, очищается от всех грехов. Казалось бы, что особенного, но в некоторых местах расстояние между скал шириной всего 20-30 сантиметров! Чувства противоречивые и неописуемые: пещера между скал все темнее и темнее, писк и шуршание крыльев летучих мышей, эхо капающей воды — кажется, что выхода отсюда нет! Некоторое время двигаешься в сумерках, протискиваясь в эти 30 сантиметров и начинаешь думать, что пора бы похудеть и заняться собой, даешь мысленные обещания пойти в спортзал... Ну, у детей-то меньше грехов, поэтому они быстро прошмыгнули по тропе. Когда впереди показывается тонкий, как паутинка, луч света, тут-то РЕАЛЬНО понимаешь, что такое "свет в конце туннеля". Вот они: заветная поверхность, глоток воздуха, свет солнца! Начинаешь ценить то, что воспринимаешь как должное. Алиса и Марго, оказавшись наверху, с неподдельным удивлением сказали: "Мама, у нас настоящие приключения, как у Даши из мультика (мультик „Даша-следопыт“ или Dora the Explorer)".

Пеший поход в горыНаверху нас ожидал целый ансамбль скальных пещер, но наше внимание привлекла одна сказочная и необычная скала: если хорошо присмотреться, то можно разглядеть изображение льва. По народной легенде, этот лев охраняет зарытые здесь сокровища, которые еще никто не нашел. Еще там есть лестница, по которой можно взобраться на "гриву" этого льва — и оценить потрясающий вид на Прикарпатье. Там же, наверху, есть Камень Желаний, к которому можно прикоснуться и загадать заветное желание.

Следующий день — Каменецкий водопад и Долина Святослава. Долина Святослава — огромнейшая равнина среди Карпатских гор, покрытая бархатным ковром зеленой травки и тонюсенькими бело-сиреневыми полевыми цветочками, настолько крошечными, что из них даже невозможно сделать букетик.

Где-то далеко в горах виднеется голубая ниточка Каменецкого водопада, который берет свое начало высоко в горах. Мы, конечно, взяли с собой купальные костюмы, но купаться в водопаде никто не рискнул: температура воды при температуре воздуха в 27 градусов составляла всего 8°С. Поднявшись еще, мы вышли к Мертвому озеру. Затянутая густой темно-зеленой тиной поверхность, где ничто не шелохнется, в конце стоит высоченный обожженный бук без сердцевины. Как потом мы узнали, в него когда-то попала молния, а сердцевину потом из него достали мастера и сделали трембиту. Оказывается, карпатский народный инструмент — трембиту — делают из сердцевины бука, пораженного молнией и только. А озеро называется "мертвым" по опять-таки народной легенде: если три раза человек обойдет это озеро против часовой стрелки, то в нем умрут его все горести и беды, неудачи и проблемы.

В общем, за время отпуска — а у нас его было всего десять дней в начале этого мая — мы посетили заповедный санаторий-замок "Карпаты", сад цветущей сакуры и магнолий, Мукачевский замок Илоны Зрини, купались в термальных источниках Берегово, посетили Гошевский монастырь, обедали в настоящей карпатской колыбе. За время нашего отдыха мы вывели свою формулу: воздух + вода + впечатления от путешествий = качественный запоминающийся отпуск.

Для себя решили, что еще раз непременно приедем в эти места, ведь мы не успели попасть в Центр Европы, Долину нарциссов, бассейн Солотвино. Желаем всем приятных отпусков, свежих впечатлений и радости в жизни. Если кому-то интересно, расскажу, где мы останавливались и как туда добраться.