Тема урока: "Учитель и Я". Как быть в случае конфликта

Ситуации, когда отношения с учителем не складываются, пугают и родителей, и детей. Но, если подросток может понять причины и найти поддержку у друзей, для младшеклассника такой конфликт может стать тяжелым испытанием.

«Анечка могла бы окончить школу без троек — ей все давалось легко. Да и сама она очень старалась, подолгу сидела за уроками. Единственная тройка в аттестате у нас появилась из-за конфликта с учительницей химии. Два последних года она просто изматывала Анечке нервы, все время вызывала ее, придиралась, а потом вообще заявила, что выше тройки все равно ничего не поставит, — Лариса, мама теперь уже первокурсницы Анны, до сих пор очень нервничает. — Я так поняла, что моя дочь ей просто по-человечески не нравилась, вот и все...»

Ситуации, когда отношения с учителем не складываются, пугают и родителей, и детей. Но, если подросток может понять причины и найти поддержку у друзей, для младшеклассника такой конфликт может стать тяжелым испытанием. Для него учитель — самый важный человек в мире. От него зависит самооценка маленького ученика: если учитель недоволен, ребенок искренне считает себя плохим и неспособным ни на что, а если хвалит — расцветает от ощущения собственной успешности.

Причины конфликтов в школе

Причины конфликтов в школе

По большому счету, виноваты только взрослые: с одной стороны, учителя, которые часто не обладают достаточным умением и желанием вникнуть в суть поведения ребенка, а с другой, — родители, которые редко пытаются разобраться в истинных источниках проблем. «Самый острый конфликт, — говорит известный физиолог, директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких, — это конфликт непонимания. Учитель не понимает, отчего ребенок мешает на уроке, крутится, не умеет решать задачи, плохо запоминает и т. п. А так как не понимает, не может помочь. Чаще при этом обвиняет родителей. Родитель, в свою очередь, не понимает претензии учителя. И тоже не может помочь ребенку».

Среди множества непохожих ситуаций психологи все же выделяют несколько, которые чаще других становятся причиной конфликтов:

  1. К жесткому авторитарному педагогу попадает ребенок с ярко выраженным творческим мышлением, растущий в атмосфере раскрепощенности и доверия. Такой ребенок привык высказывать свое мнение, ему трудно усидеть на одном месте и скучно повторять заученные фразы. При этом учитель видит в ученике недостаток уважения и воспитания, а в целом — угрозу своему авторитету.
  2. По опросам учителей, 80% из них хоть раз плакали в школе, и причиной было поведение учеников.
  3. Подросток самоутверждается в коллективе путем противостояния учителю. Для некоторых из детей такой способ завоевать уважение одноклассников — самый простой. Особенно такой конфликт разгорается с учителем, который не в состоянии справиться со своими эмоциями, легко выходит из себя.
  4. Учитель особенно много внимания уделяет аккуратности, внешнему виду, оформлению тетрадей и дневников, а ребенок еще не в состоянии соответствовать этим требованиям. Как правило, такие конфликты чаще происходят в начальной школе, но время от времени «переползают» и в среднюю.
  5. На уроках ребенку скучно из-за низкой квалификации учителя или же, наоборот, высокого уровня подготовки ребенка. Такой ребенок начинает вслух комментировать, критиковать учителя. Если последний при этом не может правильно эмоционально реагировать, начинается противостояние.


Проблемы в школе: тревожные симптомы

«Лешка вдруг стал худеть. Сначала мы вроде радовались, потому что он у нас пухлый с детства, а потом поняли: что-то не то, — вспоминает Андрей, папа 13-летнего Алексея. — Вечерами он сидел у себя в комнате, что-то делал на компьютере, перестал с друзьями общаться. Снами стал меньше разговаривать, не смеялся, как раньше. Мы списали все на подступающий переходной возраст. А потом, разговорившись с мамой его одноклассника, неожиданно узнали о конфликте, который уже давно, несколько месяцев, существует между Лешкой и учителем физкультуры. Мальчишка прогулял пару занятий, учитель его высмеял при всех — и пошло-поехало... В итоге нам пришлось обращаться к психологам, у сына появилась бессонница, и в школу он ходить отказывался вообще... И в середине года мы перевели его в другую школу, подальше от стрессовой ситуации».

Напряженные отношения с учителем — очень травмирующая ситуация, причем не только в начальной школе, но и в средней, и даже в старшей. Ребенок, который входит в конфликт в одиночку, не выдерживает такой психологической нагрузки и может «выдать» любую реакцию: от потери интереса к учебе и бунте против всех взрослых до затяжных депрессий, болезней и даже суицидальных попыток. Поэтому нельзя допускать, чтобы конфликт зашел далеко.

Признаки серьезных проблем в школе:

  • Резкая смена поведения. Например, активный и жизнерадостный ребенок вдруг становится замкнутым и молчаливым, а ласковый — начинает ужасно грубить.
  • Неадекватные реакции на привычные слова и действия. Ребенок может втягивать голову в плечи в ответ на обращение к нему, пугаться телефонного звонка или будильника, заслоняться, будто защищаясь от ударов, при попытках прикоснуться к нему и т. д.
  • Потеря интереса к учебе, нежелание посещать школу, отказ делать домашние задания, при этом понижается самооценка: «У меня нет способностей к математике» или «Я не собираюсь быть программистом».
  • На вопрос о каком-то предмете или учителе изменяется в лице, становится грубым и агрессивным, отказывается рассказывать что-либо.
  • Записи о плохом поведении на уроке сделаны чаще всего одним и тем же учителем.
Статистика. За что ругают
По результатам социологического исследования, мальчики-старшеклассники гораздо активнее «воюют» с учителями, но и им достается от педагогов больше. У мальчиков чаще возникают конфликты из-за поведения в школе (18,9% — мальчики, 11,3% девочки), пропусков занятий и опозданий (19,8% — мальчики, 15,7% — девочки), курения (9,5% — мальчики, 2,5% — девочки). Девочки опередили сверстников в одном случае — «мой внешний вид: прическа, одежда» (5,2% — мальчики, 6,5% — девочки).

Надо учитывать и то, что младшие школьники часто преувеличивают масштаб проблемы, на взгляд взрослых, конечно. Из-за того что сейчас учитель для них — царь и бог, они впадают в панику по «несерьезным», со стороны взрослых, причинам: не спросили, когда он знал правильный ответ, не нарисовали «улыбочку» в дневнике, сравнили с более успешным соседом по парте и т. д. Такие вроде бы мелочи могут стать основанием для того, чтобы заявить родителям: «Учительница меня не любит и обижает».

Конфликт в школе: порядок действий

Главная задача родителей — не просто избавление сына или дочки от проблем, а помощь в приобретении опыта цивилизованного решения конфликтов. И оттого, какие шаги вы предпримете вместе с ребенком, зависит его поведение во взрослой жизни: в разговорах с начальством, с беспокойными соседями, с супругом. Проделав вместе с ребенком все шаги по разрешению трудной ситуации, вы дадите ему в руки инструмент, который он сможет применить дальше.

Шаг 1. Выслушайте ребенка. Любой психолог скажет, что главное в процессе «слушания» — не оценивать то, что вам говорят. Не мешайте ему выражать свои эмоции, даже если вам покажется, что он слишком груб и даже агрессивен в выражениях. Сначала скажите, что вы в курсе: «Мне кажется, вы с Марией Ивановной в конфликте», — а затем четко определите задачу: «Я хочу знать, что ты об этом думаешь». Постарайтесь сдержаться и не одергивать: «Не смей так говорить о взрослом человеке!» или оценивать: «Учитель прав, а ты нет». Просто слушайте, кивайте, задавайте дополнительные вопросы. Ребенок должен чувствовать при этом, что вам действительно интересно его мнение, что вы не злоупотребите его доверием и не обернете его откровенность против него. Если ребенку трудно выражать свои чувства (что часто бывает с младшеклассниками), попробуйте помочь ему с формулировками: «Тебе кажется это несправедливым», «Тебе обидно», «Ты боишься». Когда ребенок поймет, что разговор этот затеян не для того, чтобы его обвинить, он будет откровенен. Он поймет, что вы — на его стороне, что вы его поддерживаете. Но не менее вредна и другая крайность — при ребенке ругать учителя: «Да она сама ничего не понимает!» Тем самым вы демонстрируете, что в случае конфликта всегда можно спрятаться за спину взрослого.

Шаг 2. Начните обсуждение. Не надо навязывать свое мнение и давать оценки. Ваша задача — вместе с ребенком проанализировать ситуацию, увидеть ее с разных сторон. Спокойно спрашивайте: «Когда ты впервые почувствовал, что она тебя недолюбливает?» Выдвигайте версии: «Может быть, ее раздражает то, что тебе трудно подолгу молчать?» Главная мысль, которая должна прийти в голову ребенку по ходу этой беседы: суть конфликта не в том, что кто-то старается причинить зло другому, а в непонимании. Разработайте план дальнейших действий. Даже если вы не придумаете выхода из конфликта, ребенок поймет, что, прежде чем действовать, нужно проанализировать ситуацию, поставить себя на место другого и постараться понять его.

Проблему конфликтов могут решить школьные службы примирения, в которых участвуют и взрослые, и дети.

Шаг 3. Поговорите с педагогом. Но приходите в школу только после того, как обсудите это с ребенком. Если он попросит вас не афишировать свой визит, выполните его просьбу и приходите после уроков. В беседе с учителем правила те же: вам нужно постараться сохранить нейтралитет. Не обвинять, не оправдывать собственного ребенка, а просто выслушать точку зрения второй стороны. Как бы ни было трудно, нужно постараться сохранить спокойствие и беспристрастность, «выключить» собственные родительские эмоции. Пусть учитель расскажет о том, что он чувствует, как он видит причины конфликта.

Шаг 4. Побеседуйте втроем — вы, учитель и ребенок. Это хорошо уже тем, что конфликт не замалчивается и стороны могут высказать все, о чем думают. Но происходит это уже после того, как самая эмоциональная часть была выплеснута до того, в беседе с вами. В этом разговоре главным опять же должны стать не критика и не взаимные обвинения, а поиск выхода. Работайте посредником — собирайте предложения и вырабатывайте компромиссные решения.

Шаг 5. Примите решение. Если первые три шага не дали результатов и конфликт разгорается с прежней силой, то наступает время действовать. В том случае, когда педагог очевидно неправ, не бойтесь обратиться к администрации школы, в департамент образования. Сегодня случаются конфликты, основанные на вымогательстве, когда учитель настаивает на дополнительных платных занятиях, для этого сознательно занижая отметки. Это повод для разбирательства, и не надо бояться давления школы на ребенка. Не забывайте: сейчас вы закладываете в его сознании алгоритм разрешения конфликтов, он должен видеть, что иногда вы поступаете решительно.

Если же конфликт зашел слишком далеко, проконсультируйтесь с детским психологом. Возможно, единственный выход из ситуации — как можно быстрее сменить школу и педагога. И в этом случае не надо ждать и уговаривать ребенка: «Ну, потерпи еще полгодика, пока учебный год закончится». Для ребенка, особенно младшеклассника, это слишком долгий срок, который может привести к неврозу или отвращению к учебе на долгие годы.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Тема урока: "Учитель и Я". Как быть в случае конфликта"

Вы не авторизованы.

Как правило, хулиганов и бездельников в каждом классе от 2 до 7 человек, зависит от школы и от еще многих факторов. И за многими такими хулиганами стоят родители, которые, мало того, что настраивают драгоценное чадо против учителя, но еще и имеют наглость врываться в класс на переменах или во время уроков, высказывать свое недовольство на повышенных тонах, хамить и прочее на глазах у своего ребенка и у всего класса. Теперь умножьте количество хулиганов и их родителей на количество классов, в которых работает данный учитель и почувствуйте всю прелесть бытия. Легко давать советы и вешать ярлыки. Только поработав в школе несколько лет можно понять все тонкости учебного процесса. Учитель не обязан с каждым учеником находить общий язык. Его (учителя) задача - дать ребенку знания, а задача родителей - правильно воспитать ребенка, чтобы сам хорошо учился и не мешал всем остальным ребятам получать знания.
2009-09-27, уж вы мне поверьте
Сразу видно, что Вы не учитель и никогда в школе не работали. Даже не вижу смысла с Вами спорить и что-то доказывать. Хотя, с таким подходом и ошибочными представлениями, как у Вас, Вы и месяца в школе не продержались бы. Дисциплины у Вас на уроках не было бы точно, а дети не уважают учителей, которые строят из себя добреньких тетенек. Про старшие классы я вообще молчу.
Про проблемных детей я писала выше, их от 2 до 7-8 человек в классе. Или Вы не умеете читать? Может быть повторюсь, но основная проблема не в "проблемных" детях, а в "проблемных" родителях.
2009-09-28, уж вы мне поверьте
Любой конфликт это тяжелая вещь для психики нормального человека, а если конфликт ребенка и взрослого, да еще так называемый производственный. В таком конфликте в большей части виноват взрослый, т.е. педагог. Он не смог избежать конфликта. Даже с самым хулиганом и бездельником можно найти общий язык. Многие современные учителя не читали Макаренко, а ведь у него многому можно научиться в межличностных отношениях педагога и ученика.
2009-09-27, Mama_Ima
Если учитель будет заниматься только проблемными детьми и пытаться заменить им родителей, то кто же будет обучать всех остальных детей? Поделите количество минут урока на количество учеников в классе и поймете сколько времени можно уделить каждому. Родители должны воспитывать сами собственных детей, а не перекладывать свои обязанности на учителя, да еще при этом возмущаться, что он не справляется.
2009-09-28, уж вы мне поверьте
"Даже не вижу смысла с Вами спорить и что-то доказывать."

вот это правильно! замечательно характеризует многих учителей. Жалко что ОНИ в школе задерживаются...

между прочим, между "добренькой тетенькой" и учителем бурсы с розгами в руках есть и вариант быть НОРМАЛЬНЫМ учителем, человеком. Но видимо Вы этого пути не знаете.
2009-09-28, Тийна
учитель не желающий находить общий язык с учеником, это не учитель.. "педагог" в лучшем случае..
И где вы видели учителей не "воспитывающих" детей? Это ж мечта! а то - как ходишь? как сидишь? как уши держишь? постоянно же пытаются воспитывать. еще и родителей заодно...
2009-09-28, Тийна
вот не дай Бог, чтобы учителя пытались "заменить родителей".
Только учитель - это не тот кто приходит "оттарабанить" материал, стукнуть указкой по столу и благородно удалиться в учительскую.
Для таких все дети, кроме тихонь-ботаников - проблемные
2009-09-28, Тийна
Поделитесь:

27.09.2009
Обновлено 14.11.2018
Близкие по теме статьи
Ребенка обижают в школе. Как разговаривать с учителем
Ребенка обижают в школе. Как разговаривать с учителем
Как разрешать конфликты с учителями, одноклассниками, родителями
Школьная форма: в школе требуют, а вы не хотите. Что делать?
Школьная форма: в школе требуют, а вы не хотите. Что делать?
Людмила Петрановская о школьной форме: синей и серой, для девочек и мальчиков
Ребенок плохо себя ведет в школе. Как разговаривать с учителем?
Ребенок плохо себя ведет в школе. Как разговаривать с учителем?
Ошибки при разговоре с учителем. Как задавать уточняющие вопросы
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!