Ребенок с аутизмом: как учиться с помощью YouTube

Обучение ребенка с аутизмом: как выучить английский, русский, математику и научиться готовить?

Книга Юлии Мазуровой и Дениса Билунова "Игнат и другие" — об их сыне с аутизмом — дарит множество идей по общению с ребенком, не обязательно особым. Например, многие хотели бы, чтобы их ребенок учил английский с ранних лет, или увлекся математикой, или научился готовить — с Игнатом, которому сейчас 15, все это произошло, и именно благодаря родителям. Они подхватывали любой его интерес, много были рядом и старались не создавать лишних ограничений.

Игнат Билунов с отцом на Ниагарском водопаде


Игнат Билунов с отцом на Ниагарском водопаде

С чего начать учить английский с ребенком

Ганя очень любил алфавиты, как и вообще все упорядоченное. Думаю, попадись ему китайский, он бы и его до кучи выучил. Но попался ему английский, благо в доме у нас валялось много таких книжек, потому что старший брат учился в английской школе — и Игнат быстро выучил все буквы.

В то время мы с ним изучали глаголы в русском языке. И тут я случайно увидела в интернете прекрасные уроки английского Magic English от Disney. Они были сделаны на основе самых известных диснеевских мультиков.

Вот, например, они рассказывают про глагол to go (идти), и тут же нарезка из кадров, как все мультяшные герои идут. И большими буквами написано GO — и произносится на все лады триста раз, просто не оставляя шанса не запомнить.

Это было ровно то, что нам нужно, — не для английского, а просто для визуализации слов. Поэтому я стала использовать эти мультики для уроков по русскому, а заодно и английский понемногу пошел. Я же все равно сидела рядом с мальчиком и все переводила. Так получалось, что мы учили при помощи этих наглядных пособий значения слов сразу и на русском, и на английском.

Эти мультики очень нравились Игнату, и потом он сам смотрел их раз по двадцать. И все запоминал. Особенно его привлекало то, что каждая фраза была с яркими субтитрами, что звук визуализировался, — буквы он очень любил.



К тому же уроки были тематические. Например, "День рождения". И показывают все, связанное с днем рождения: устраивают вечеринку, зовут гостей, готовят торт, дарят подарки. И крупными буквами идут все связанные с этой темой слова. Просто золото, а не мультики! Там были темы "Здравствуйте!", "Семья", "В деревне", "В городе", "Друзья", "Путешествия"... Всего 32 урока.

Все понятия расставлены на свои места, разобраны по косточкам. Показывают, как себя вести в той или иной ситуации, какие бывают эмоции. Потом в уроках пошли целые предложения. Как задать вопрос, какие есть разные варианты ответов. Клад!

Мальчик, помимо расширения тематического словарного запаса на русском и английском, научился хорошо читать и произносить английские слова. Он сам приставал ко мне, чтобы мы смотрели дальше.

Английский — для изучения русского

Английский — для изучения русского

Еще, углубляя наши знания, я нашла чудесные книжки с кратким изложением классических сказок на английском языке: "Красная шапочка", "Стойкий оловянный солдатик" и наш любимый "Гадкий утенок". Напечатанные крупным шрифтом. Мы все это читали и переводили, а в конце каждой главы было легкое задание, и Игнату очень нравилось отвечать на эти вопросы!

Копать так копать: я обнаружила австралийский сайт Genki English — самодеятельность какого-то увлеченного чувака с играми, посвященными, например, счету. Или выражению How do you do? И там все тоже очень хорошо вбивалось в голову. Были песенки, в которых ребенок должен подпевать, хлопать вовремя и еще много другой интерактивной деятельности. Все это очень увлекало Игната.

Еще на одном сайте я нашла коротенькие книжки с анимированными картинками. На русском ничего подобного не было! Особенной любовью у нас пользовались греческие мифы: Дедал и Икар, Троянский конь, Минотавр. На странице располагалось по одному-два предложения, при нажатии шла озвучка каждого слова или текст целиком, а рядом нарисована иллюстрация, кликнув которую, получаешь маленький мультик. Например, воск на крыльях Икара тает, и он летит вниз с ускорением. Игната было не оторвать от этих книжек.

В связи со всей этой англоязычной деятельностью меня ждало неожиданное открытие. Оказалось, что английский язык укладывается у Гани в голове гораздо легче и лучше, чем русский. Ведь русский он в первые годы своей жизни привык слушать, как музыку, и чтобы понять суть, ему приходилось напрягаться и превозмогать эту укоренившуюся привычку. В английском же он изучал каждое новое слово с объяснением его смысла, поэтому гораздо меньше пропускал мимо ушей! Не говоря уже о том, что изучение английского расширяло его русский словарный запас.

Математика — тоже на английском

Радуясь такому интересу и активизирующемуся процессу развития Гани, я с энтузиазмом продолжала рыть бесконечные недра интернета. С английского языка мы перешли на английский счет и анимированные задачки — это вам не задачи из учебника математики! Деление пиццы с исчезающими кусками куда веселей, чем скучный текст в книге.

Потом я нашла потрясающий сайт IXL с полной программой американской школы по всем основным предметам. Она начиналась с детского сада — с совсем легких вопросиков, которые можно было и прочесть, и послушать, и даже посмотреть красивую анимацию. Мальчик быстро овладел гугл-переводчиком и все непонятное переводил сам.

Математика — тоже на английском

Этот сайт IXL вообще-то по подписке, но пятнадцать минут в день можно позаниматься бесплатно, посидеть-порешать просто так. Но мы увлеклись, 15 минут было уже недостаточно, и, поскольку дело было явно очень полезное, пришлось заплатить.

Там оказалась прекрасная система поощрений: за решение всех заданий по темам ребенок получает виртуальные медальки, и они все красуются в ряд под его именем. Азартный Ганя задался целью заполучить все медальки от киндергардена до десятого класса, так что IXL у нас вошел в жизнь на целые годы, мальчик сидел с этими заданиями часами.

Особенно радовала математика. Все объяснялось так доходчиво, и столько раз все это нужно было повторить, чтобы получить медаль, что Игнат надолго стал лучшим учеником в классе по математике. За несколько месяцев он проходил программу нескольких лет.

Конечно, после того, как он одолел все задания начальной школы, дальше уже пришлось сидеть с ним и что-то объяснять, а где-то и самим разбираться, но при такой наглядной системе это было гораздо легче делать, там на каждом шагу были подсказки. Привыкнув самостоятельно решать задания в интернете, мальчик довольно легко применял свои навыки в школе, сравнительно легко читая и понимая, что от него хотят, в учебниках.

В общем, неожиданно английский язык двинул вперед развитие нашего мальчика семимильными шагами.

Ганя готовит, много и вкусно

Не помню уже, в какой момент это началось, но наш мальчик начал готовить. И как все у Гани, это быстро превратилось в карнавал. Он мог приготовить не просто вкуснейший борщ, который, кстати, сама я в то время готовить не умела, но и пышки к нему. Или нежнейший рукодельный торт "Птичье молоко" — в магазине вы не найдете ничего похожего. В общем, у нас в доме шел год высокой кухни.

Вот, например, я могла проснуться после полудня, и мальчик меня звал: "Мамочка, иди кушать!". Я приходила. Стол был накрыт. Предо мной дымилась тарелка супа с кисточкой зелени посередине, рядом на салфетке лежала ложка, а на блюде пирожки, испеченные им только что и добытые с пылу с жару из духовки.

Кстати, такое нежное обращение друг к другу появилось в нашем доме вместе с Ганей. Мамочка, папочка. Раньше мы никогда так не говорили. С Ивашей мы обходились обычным "мама", "папа". И длинными философскими беседами. А у меня в семье вообще принято любовь выражать, яростно критикуя. Но Игнат ввел в наш повседневный обиход уменьшительно-ласкательные слова. Так же, как и бесконечные объятья в течение дня и постоянные признания в любви.

Еще у мальчика был прекрасный аргумент, когда он при своем небогатом лексическом запасе хотел тебя на что-нибудь уговорить, он присаживался рядом, поглаживал тебя и говорил: "Ты хороооший!". С такой проникновенной интонацией, что ты неминуемо чувствовал себя очень хорошим и не мог отказать. Я, кстати, потом неоднократно использовала этот способ на своих знакомых, и он всегда действовал безотказно. В общем, благодаря Гане весь наш дом преобразился — понежнел, помягчел, да еще и наполнился вкусными запахами.

Мальчик готовил с няней, мальчик готовил сам. Рецепты и всякие кулинарные хитрости он выуживал в ютубе. От роликов с метро и лифтами (было в его жизни такое увлечение) Ганя плавно перешел сначала на миксеры и электромясорубки, а потом и на то, для чего они, собственно, нужны.

Изучая клипы с рецептами приготовления супов, салатов и тортов, мальчик с магнитофонной точностью воспроизводил дикторские интонации на кухне: "Сегодня мы приготовим борщ. Для этого нам понадобится..." — и, ловко орудуя ножом, филигранно резал овощи, а затем принимался их "пассеровать" — это слово в семейном лексиконе появилось тоже благодаря Игнату. После пассеровки он наливал столовую ложку супа в сковороду и потом выливал все это обратно в кастрюлю, чтобы ничего не пропало! Мне было чему у него поучиться.

Мы, конечно, всячески поддерживали это полезное увлечение. Закупали нужные продукты, нахваливали, ели. И толстели. Мальчик мог наварить три или четыре кастрюли разных супов за день. Мы не на шутку задумывались над тем, чтобы относить еду в какие-нибудь центры помощи бездомным, а то в холодильнике реально не оставалось места.

Не обошлось, разумеется, без перекосов. У нас где-то в недрах кухни обнаружился такой маленький половничек, по размеру чуть больше столовой ложки, но по форме именно половник. И вот как раз его Ганя нашел и полюбил. И возжелал все есть только этим половником. Для вторых блюд мы еле-еле отстояли вилку, а вот суп он ел этим половником больше года и никак от этого избавиться было нельзя.

Характерно, что Ганя не только ел половником, но и очень любил об этом поговорить. Это был один из первых случаев разговорного зацикливания, которых стало больше по мере его взросления: мальчик больше не кружился, не кидал в потолок пингвинов, но мог, как заезженная пластинка, часами говорить об одном и том же — обычно о какой-нибудь глупости.

Способ с этим бороться придумал вечно жизнерадостный друг Диниса Герасимов. Когда они ехали втроем куда-то за город, и Ганя начал их доставать разговорами про половник, сидевший за рулем Герасимов вдруг бодро запел: "Суп удобно есть половником! Суп удобно есть половником!" — а Динис подхватил.

Тут, кстати, не могу не заметить, что их хоровое пение я вынуждена терпеть уже полжизни. Тогда же мальчик был неприятно удивлен, что в его теме появился новый солист, и запротестовал. В общем, оказалось, что можно сбивать Ганю с зацикливания, имитируя его самого, — это, хоть и не всегда, но все же срабатывает.

Дом наш все наполнялся и наполнялся разнообразными блюдами, приготовленными Игнатом. Пироги, торты, булочки с корицей, фаршированные баклажаны, пюре, сложные яичницы... и мы уже знали, какая у мальчика будет профессия, когда он вырастет. Он научился быстро нарезать овощи кубиками и соломкой, очень аккуратно чистить картошку. Мыл посуду и со свойственной ему тщательностью оттер все днища кастрюль, которые до этого годами у нас были темными.

Все блестело, и на кухне был идеальный порядок. Ганя прекрасно разбирался в том, чем отличается миксер от блендера, измельчителя и комбайна, а также кто и зачем из них погружной...

Когда мы ездили с ним в поездку по Карелии, там он с удовольствием начищал и нарезал ведро морковки на весь отряд. Мы водили Ганю на разные кулинарные однодневные занятия и мечтали пристроить его на длинный курс какой-нибудь французской кухни. Даже стали искать знакомых со своим кафе, чтобы мальчик мог походить туда посмотреть, как работают повара, — но таковых, правда, не нашлось.

Зато обнаружилась куча наших друзей, которые не прочь были зазвать Ганю в гости, чтобы он у них что-нибудь приготовил. И мы с радостью передавали нашего домашнего шеф-повара в другие места с тем, чтобы пока самим разгрузить немного квартиру от разнообразных сотворенных Игнатом блюд.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Оставить комментарий к статье "Ребенок с аутизмом: как учиться с помощью YouTube"

Вы не авторизованы.

Поделитесь:

11.04.2019
Обновлено 29.09.2023
Статья дня
Близкие по теме статьи
Как правильно реагировать на поведение ребенка с аутизмом
Как правильно реагировать на поведение ребенка с аутизмом
Можно ли наказывать или игнорировать ребенка-аутиста
Ребенок-аутист: не помогли лекарства, но помогла диета
Ребенок-аутист: не помогли лекарства, но помогла диета
Чтобы помочь ребенку с аутизмом, надо пробовать все: книга, написанная родителями
Что мешает научиться говорить ребенку с аутизмом
Что мешает научиться говорить ребенку с аутизмом
Речь и общение для ребенка с аутизмом: все не как у всех
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!