Почему дети перегружены кружками и секциями? 3 причины

Как мы превращаем детство в соревнование. Зачем родителям успехи детей

Психолог Марина Мелия работает с состоятельными людьми и их семьями. Но тенденции воспитания детей, которые она описывает в новой книге "Наши бедные богатые дети", заметны не только в кругу крупных бизнесменов и топ-менеджеров. К чему могут привести попытки максимально заполнить время детей полезными занятиями, начиная со студий раннего развития и заканчивая кружками, секциями и репетиторами?

Как можно больше: кружки, секции, репетиторы

О том, какие мы родители, судят по достижениям наших детей. Поэтому во многих состоятельных семьях ребенок воспринимается как инвестиционный проект, с которого надо как можно быстрее получить дивиденды.

В последние десятилетия в общественном сознании закрепились три основных воспитательных тренда. Назовем их так:

  • как можно больше
  • как можно раньше
  • как можно лучше.

Мы всячески стремимся им соответствовать, иначе, как нам кажется, и мы, и наши дети рискуем оказаться "на обочине жизни".


Как можно больше: кружки, секции, репетиторы

Говорят, самые надежные вложения — это вложения в детей. И родители выкладываются по полной. Школьная программа — всего лишь фундамент, над которым возвышается мощная образовательная конструкция: у одних — в несколько этажей, у других — размером с небоскреб.

Иностранные языки — обязательно! Хорошо бы три: английский знают все, значит, нужен еще один европейский и, к примеру, китайский. Без спорта тоже никак: плавание — для здоровья, шахматы — для интеллекта, теннис — это престижно и аристократично, приедешь в отель и сразу на корт.

Мальчику просто необходима борьба — воспитывает характер, смелость, цепкость, упорство. К девочкам требования даже выше: они должны демонстрировать не только интеллект, образованность и воспитание, но и быть внешне привлекательными, стройными, с горделивой осанкой. Поэтому добавляем художественную гимнастику.

Естественно, в обязательный набор входит музыка — классическое фортепиано, скрипка, вокал, а также танцы и рисование. Еще хорошо бы закончить школу экстерном — тогда можно раньше поступить в какой-нибудь престижный вуз, а лучше сразу в два, чтобы учиться в них параллельно и к двадцати годам иметь уже два диплома.

Когда речь заходит о каникулах, ни о каких "поваляться на травке" и "погонять с друзьями" не стоит и мечтать. "Расслабляться" будем где-нибудь на Мальте на языковых курсах, в путешествии по музеям Европы, в лагере для молодых программистов — чтобы совместить приятное с полезным.

Справиться с необъятной программой поможет четкий график и жесткое администрирование. Как правило, во главе "офиса" встает мама. Она следит за тем, чтобы все шло по плану, чтобы "проект" развивался, а ребенок все успевал.

Что нами движет, почему мы так бьемся за количество предметов и перегружаем детей? Конечно, хочется, чтобы наш ребенок был всесторонне развит. Не стоит сбрасывать со счетов и родительские амбиции — мы с гордостью перечисляем все, чем занимается наш наследник, и с удовольствием выслушиваем комплименты.

Когда-то будущее казалось более предсказуемым, мы двигались по обкатанным, проверенным сценариям. Сегодня все иначе, жизнь меняется очень быстро. Тревога за детей рождает желание подстраховаться — не просто подготовить их к взрослой жизни, а вооружить до зубов, чтобы они смогли выстоять в конкурентной борьбе. Мы пытаемся предугадать сегодня, чтó понадобится детям завтра, и очень боимся чего-нибудь недодать.

Как можно раньше: раннее развитие и контейнерные дети

Как можно раньше: раннее развитие и контейнерные дети

Чтобы перещеголять остальных, надо включаться в гонку на "нулевой стадии". И мы превращаем детство в соревнование: с ползункового возраста водим ребенка на развивающие занятия, читаем ему умные книги, вместе смотрим мультики на английском, слушаем Моцарта и гоним, гоним, гоним вперед без остановок.

Дух соперничества буквально витает в воздухе. Мамы ревниво наблюдают за чужими отпрысками: "Другие только переворачиваются с боку на бок, а мой уже ползает". Но вдруг соседский малыш заговорил раньше нашего. Поражение! Ведь мы с шести месяцев занимаемся по карточкам, развиваем речь — может, обратиться к логопеду?

Мы не готовы ждать, мы не даем детям времени и возможности созревать постепенно, плавно, без рывков переходя со ступени на ступень. В два года наш ребенок уже читает, в три считает, в пять болтает по-английски, в шесть прилично играет в теннис и хорошо держится на лошади. Но нам все мало: мы хотим, чтобы он выглядел маленьким взрослым, соответствовал имиджу и стилю родителей, особенно на публике.


На фотосессиях дети публичных персон одеты солидно, "как большие". К сожалению, не только перед фотокамерой детям навязывают не свойственные им роли. Молодая мама с удовольствием рассказывает подругам, что после развода с мужем шестилетний сын "заменил ей спутника" — каждую неделю он "водит ее ужинать". Мальчик открывает перед мамой двери ресторана, пододвигает стул, изучает меню, рассказывает, как прошел его день, расспрашивает о ее делах, успокаивает, если она расстроена. С ним она советовалась, когда разводилась, а теперь спрашивает, выходить ли ей замуж. Он сам оплачивает счет кредитной карточкой и даже оставляет чаевые официанту.

Стремясь опередить время, с самого рождения мы начинаем тренировать в ребенке мобильность: всюду берем его с собой — в ресторан, на шумную вечеринку к друзьям, в другие города, страны, — не задумываясь о том, как сказывается на нем бесконечная череда новых лиц и ритм жизни, подходящий скорее активному взрослому. Одна мама хвасталась: "У моего малыша за первый год — 14 перелетов, и ничего, все в порядке, вон как улыбается".

Дети проводят все больше времени не в игре, а в автомобильных креслах (ребенок засыпает тут, а просыпается там) или упакованными в детскую коляску. Появилось даже такое выражение — "контейнерные дети".

Нарушение режима сна, отдыха, приемов пищи даром не проходит — организм ребенка подвергается постоянному стрессу. Он засыпает не потому, что сыт и убаюкан колыбельной, а потому что сон — это единственная возможность отключиться от суеты, света, звуков и запахов.

Получается, мы с пеленок возлагаем на детей недетские задачи, торопим, подгоняем, принуждаем к слишком раннему взрослению, наполняем их жизнь впечатлениями и событиями, которые они пока не способны ни осмыслить, ни переварить.

Как можно лучше: успехи детей — любой ценой

Как можно лучше: успехи детей — любой ценой

У состоявшихся людей "все должно быть супер". Ребенок превращается в атрибут успеха, статусный символ — по отношению к нему формируются особые ожидания. Обычный, ничем не выдающийся ребенок — это совершенно недопустимо! Он непременно должен иметь талант — рисовать или играть на музыкальных инструментах, быть сообразительным и уверенным в себе, уметь достигать поставленной цели, чего бы это ни стоило. А еще он просто обязан побеждать всегда и везде, будь то математическая олимпиада или музыкальный конкурс. В крайнем случае сгодятся спортивные рекорды.

Воспитание все больше напоминает "выращивание выставочных экземпляров", назначение которых — производить фурор. Где бы мы ни были — в ресторане, в гостях, в фитнес-клубе, мы всегда говорим об успехах наших детей. Причем эти успехи должны быть не эфемерными, а вполне осязаемыми, конкретными, "конвертируемыми" — в медали, оценки, дипломы.

Мы связываем успехи и неудачи детей с собственными действиями или бездействием. Если нет заметных достижений у ребенка — значит, мама плохо справляется со своей работой: "Раз уж она больше ничем не занимается, могла бы, по крайней мере, следить за тем, чтобы из ребенка что-то путное вышло!" — возмущается папа-бизнесмен.

Мы даже гипотетически не допускаем, что ребенок будет расти не таким, как было запланировано. И если у ребенка от природы нет такой же энергии, способностей или просто желания взять заявленную родителями высоту, он будет выполнять навязанную нами "чемпионскую программу" только с помощью постоянного давления.

Мы подсознательно отдаляемся от детей, меньше общаемся. Мы не спрашиваем, что ребенок чувствует, думает, что его волнует, радует, огорчает — нам важно, чего он достиг и как выполняется наш план. Мы ведем себя, как инвесторы и контролеры, а не как любящие родители.

Реклама

Зачастую в качестве инструмента давления мы используем условную любовь. Хочешь, чтобы тебя любили, — достигай, становись, совершенствуйся. Любовь — как приз, а наказание за неуспех — лишение родительской любви: взрослые вдруг превращаются в агрессивных, раздражительных, холодных, неприступных.

На консультации мама девочки, будто оправдываясь, сказала мне: "В разговорах с дочерью я все время повторяю, что не перестану ее любить, даже если она проиграет соревнования". В сознании этой мамы любовь к дочери крепко-накрепко связана с ее достижениями. Она не готова в этом признаться, но ребенок все чувствует и легко считывает скрытое послание: "проиграешь — перестану любить".

Бывает, что мама в присутствии ребенка жалуется на него подругам. Или ведет к психологу: "Сделайте что-нибудь! Он какой-то не такой". Слишком торопливый, слишком медлительный, слишком упрямый, слишком покладистый... За словами "какой-то не такой" скрывается претензия: не такой, каким мы его себе представляли, а значит и не достойный любви.

В конце концов дети оказываются в изоляции — и физической, и психологической. Физической — потому что редко видят родителей, ведь каждый живет по собственному графику. А психологической — потому что нет эмоционального контакта, нет поддержки, зато есть давление, требования, критика. "У меня такое странное чувство, будто мама одновременно везде и нигде", — жалуется подросток из состоятельной семьи. "Везде" означает ее назойливое вмешательство, постоянный диктат, "нигде" — отсутствие контакта.

Вред раннего развития. Чем мы рискуем?

Устраивая ребенку "эффективное детство", подталкивая, подгоняя, нагружая, не давая топтаться на месте, мы рассчитываем, что он в конце концов поймет и оценит наши усилия. Да, он устает, ему бывает трудно, но ведь все это ради него самого, ради его будущего. Однако вместо понимающего и благодарного мы получаем ребенка с целым букетом психологических проблем. Здесь и неспособность переживать радость, и отсутствие креативности, и подверженность чужому влиянию, неврозы и тревожность. Подробнее об этом — в следующий раз.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Вы сейчас в стрессе? 3 теста – длинный, короткий и простой
А также 5 неэффективных способов борьбы со стрессом
Смешанное вскармливание новорожденных: ответы на главные вопросы
Смесь для новорожденных: как понять, что подходит малышу?
Оставить комментарий к статье "Почему дети перегружены кружками и секциями? 3 причины"

Вы не авторизованы.

Я искренне рада за вас! Более того, вижу примеры , что, по счастью, ещё не везде ситуация полного удручения. Меня очень порадовали рассказы дочери, после её поступления в Бауманку, что ещё не всё безнадежно в регионах, что есть и дети из сёл-деревень..
Всегда приятно слышать, что есть ещё школы, где администрация и учителя сохраняют личную сознательность и мотивацию. У меня младшая учится в такой и я очень хотела бы, чтобы это были не единичные случаи, а правило..
Но и вы в свою очередь, наверняка видите по растущему количеству рассказов, банально здесь же на форуме, что растёт количество школ, где ситуация ухудшается.

Я на примере своего района вижу, что идёт затухание "трепыхания".И связано оно с разными причинами. Но итог то.. туда.. вниз.. :(

Школа хоть наизнанку вывернись...
Убрали те механизмы, которые работали в советское время, а других не придумали..
В моём детстве, консультации были нормальной практикой. Причём и по желанию, и по необходимости.Учителя просто оставляли после уроков и прорабатывали материал с теми, кто по каким-то причинам не успевал на уроках..
После окончания началки, только один учитель у одного ребенка вёл нормальные полноценные консультации и то недолго, и там были толпы желающих.. :(

Одни родители кричат мало задают.. Другие - много..И все жалуются..
Не стыдно говорить, что школа не готовит к экзаменам..
Когда министр образования отчитывает на всю страну за чебурашку и у него ничего не ёкает..

Когда у нас правая рука вводит второй предмет, платное образование в школах и т.п..) ,, а левая тут же это отменяет.. А деньги то идёт на это.. в ущерб чему-то другому..
Много проблем.. :(

Я прошу прощения, что втянула вас в эту по сути бессмысленную демагогию, просто хотелось сказать вам, что бывает по всякому..
2017-10-03, Люба С.
Знаете, я не считаю, что ситуация, когда подростки учатся сами, безо всякой внешней помощи - норма.

Я взрослый человек, с ВО.
Но сейчас вынужденная организовывать своему ребенку образование на дому, могу лишний раз отметить, что это очень непросто. И не зря на педагогов учатся..
Если бы всё было так легко и радостно, то школа, как институт, была бы не нужна..

Гипотетически, я могу предположить, что бывают дети, способные в джунглях стать Аристотелями..
Но большинство нуждается в обучении.
Умению работать с литературой, анализировать, планировать..
Полно детей из благополучных семей, с которыми возятся, всячески поддерживают, а дети все равно не справляются..
Что говорить про тех, кто в силу социального статуса не подозревает о многих вещах, и благодаря нашим школам, никогда не узнает..

Я в курсе разных подходов и точек зрений..
Но вот лично я считаю, что люди - это ценный ресурс. И если ребенка можно было обучить и "облагородить", а вместо этого в подворотнях стало на одного люмпен-пролетариата больше -это упущение. А когда это явление становится массовым -то это называется социальная проблема.

Я не против ПТУ, и не говорю о том, что ВО нужно всем.
Я говорю о том, что нарушена деятельность социальных институтов, сломана и не построена система государственных целей и механизмов её реализации.
И тут не вопрос, что обучится тот кто хочет, а то, что надо обучить, тех кто может..
В том числе и для получения профессиональных рабочих кадров.

Я очень много переезжала в детстве. И жили мы преимущественно в рабочих районах. Но не помню, чтобы были такие резервации, когда массово не обеспечивается доступ к образованию.
2017-10-03, Люба С.
Автор показал не все причины и не всегда всё плачевно.
Проблема не в колличестве кружков и нагрузке детей, а в отношениях.
Я как раз со стороны посторонних могу выглядеть как описанная мама. Но, хотя мои дети ходят на очень много кружков и секций, я постоянно слежу, чтобы не было перегрузки. При первых признаках отменяем занятия, устраиваем разгрузочные дни. Но мои дети именно хотят заниматься всем на свете. Мне даже пришлось поставить условие, что если хочется заняться чем то новым - нужно отказаться от чего то имеющегося. И цели сами ставят амбициозные. Вот ни разу не думала про мировую славу сына в бальных танцах, отдали на марафон летом на бесплатные занятия ибо было скучно "просто гулять по паркам". Оставила для осанки и формы, а сын сын хочет медали и кубки. До сих пор каждый год думаю, как бы от них отказаться, а он упорно ездит.
Проблема, как мне кажется в том, что родители руководствуются не детскими , а своими интересами, установками на "хорошую и правильную жизнь". Даже если будет одна школа и один кружок или репетитор, но не по интересам, то психологических проблем будет уже много.
Сегодня как раз у Ефремова читала, что перегрузки не от количества нагрузок. Человек способен вынести бОльшую нагрузку, чем нужна в городской жизни. Если нагрузка нармонично распределена в физическом, интеллектуальном и эмоциональном уровнях, да еще и в удовольствие, то всё это будет в резонансе и создаст успешного, а главное счастливого человека.
2017-10-04, spravedlivaya
Округа, округе рознь..

Может, конечно и запросы у всех разные..

Районная школа (под окнами), в которой началку отучилась моя старшая.
Был обычный средний класс спального района, в котором были со статистической равномерностью представлены как способные, так и проблемные дети.
Очень хорошая учительница началки. Настолько хорошая, что по итогам выпуска из началки, этот класс сделали гимназическим, что для данной школы ситуация из ряда вон... Что не помешало мне забрать дочь оттуда, т.к. никакой внушающей надежды или иллюзии информации о средней и старшей школе у меня не было.. (через два года статус гимназического класса был снят).

По итогам первый отсев был после 9-го класса. Около 10 человек не смогли сдать ОГЭ. Их выпихнули из школы..

После 11 класса НИ ОДИН человек не набрал баллов на бюджет, хоть самого заволящегося ВУЗа. А там было как минимум пяток вполне себе способных детей, из разряда высокая граница нормы..
И такая ситуация у нас в ближайших 10-15 школах..

Реально одна единственная гимназия прилично учащая.. Но туда можно отдать не каждого ребенка. Во первых жесткий конкурс, а во вторых, такие нагрузки, что на износ.. Выдержит сильнейший..

Ещё штуки четыре, в которых видимость.. Все результаты благодаря репетиторам..

Не могу считать эту ситуацию нормальной..
2017-10-03, Люба С.
хм..... чем ненормально присмотреться к заданиям? Ну нельзя же без разведки лезть в воду?
Так можно было б и в MTI документы послать и ждать (положительного) результата. Надо понимать свой уровень и шансы поступления.

По математике - не готовилась, не прореживала. По русскому - не готовилась, не писала тонны сочинений или зубрила грамматику. Все, в основном, в рамках подготовки к выпускным экзаменам школы.
А физику - которую прорешивала - чтобы говорить, что это была "подготовка" - стоит вспомнить насколько нас готовили по физике в школе:) Если в рамках школьного курса мы не решали задачи, то можно ли считать чем-то этаким решение нескольких задач из сборника? Если бы школьные уроки физики были нормальными, то не приходилось бы и промешивать задачи по физике из сборника вуза.
2017-10-04, Vanilla
обычная дворовая школа:) в 5 минутах от дома.
Повезло с учителями? Да, согласна. Одноклассники -не гении, но добросовестно учились. Вузы? Разные, совсем разные и точно не слабого уровня. МГУ подойдет? Или не MTI, не Гарвард. Не тот уровень.

Но как вы лихо приложили технические вузы! Как отстойник для дебилов......В них все совершенно по-разному, и учиться там совсем непросто, и людей умных там предостаточно.....И шли мои одноклассники туда не потому, что больше некуда, а нравилась выбранная специальность - представляете?:)

Разрыв между вступительными экзаменами в вузы и школьной программой существовал всегда, но не такой как сейчас между школьной программой и необходимыми 90+ баллами по 3-4 предметам.
2017-10-04, Vanilla
умненькие, старательные, очень исполнительные??? да такие дети без всякой школы, просто с учебником и решу егэ на больше сдадут. ну вы сами-то подумайте. или они умненькие, но полные разгильдяйки и пофигисты или увы сосем не умненькие. это как раз важно для понимания почему в "дворовых" школах так дела обстоят массово. потому что раньше дети просто были размазаны по школам, разные дети. и потом целыми классами с песнями шли в пту после 8-го. а оставался один класс из 3-х, к примеру. но и из него далеко не все поступали. в основной массе школ. а теперь просто разные дети концентрируются в разных школах. это не отменяет всевозможных сложностей с процессом образования во всех школах
2017-10-03, Шерлок
Поделитесь:

02.10.2017
Обновлено 29.11.2018
Реклама
Статья дня
Смешанное вскармливание новорожденных: ответы на главные вопросы
Смешанное вскармливание новорожденных: ответы на главные вопросы
Смесь для новорожденных: как понять, что подходит малышу?
Близкие по теме статьи
Вся правда о раннем развитии
Вся правда о раннем развитии
Самое важное в первый год жизни малыша
Горе от ума
Горе от ума
Нет никакого научного подтверждения теории раннего развития. Не верите?
Раннее развитие — не фикция ли это?
Раннее развитие — не фикция ли это?
Статьи принято писать очень серьёзно. Но воспитание детей — это счастье и радость, и нелепо о счастливых минутах писать с серьёзно сжатыми...
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!