Авось перезимуем. Как на русский характер влияют климат и география

Почему в России не уважают частную собственность

Сравнивая Россию и Америку, пытаясь докопаться до причин взаимного непонимания между нашими странами, журналист Михаил Таратута исследует в том числе и русский характер. Почему в России с таким трудом приживается понятие частной собственности? Откуда наша склонность к авралам, работе спустя рукава? Почему наши соотечественники скорее пессимисты, чем оптимисты? Что если география нашей страны сыграла в этом свою роль?

Неуверенность в завтрашнем дне

Рискну предположить, что первый мощный толчок, породивший цепочку событий, которые во многом предопределили трудные отношения между нашими странами, случился 1500 лет назад, когда ни Америки, ни России не было даже в проекте. Именно тогда группы славянских племен мигрировали из Европы на необъятные просторы Русской равнины. Именно Русская равнина, а не Европа римлян и эллинов, формировала характер, задав вектор развития народа, часть которого впоследствии станет называться русским.

Историк Лев Гумилев в своих чрезвычайно интересных, хотя и небесспорных, трудах утверждал, что климат и другие природные условия порой запускали цепочку событий, которые приводили к войнам, к взлету и гибели цивилизаций.

Но есть ли связь между климатом, рельефом местности и национальным характером? Можно ли утверждать, что северные народы принципиально отличны от южных, народы засушливых регионов — от людей, населяющих влажные тропики? А горы или равнины по-разному определяют характер, нравы, традиции? Многие исследователи отвечают на этот вопрос положительно.

Обычно мы описываем наш климат как суровый, не очень дружественный человеку. Но жизнь именно в таких условиях была результатом свободного выбора наших предков. Примерно 1500 лет назад часть славянских племен покинула свою прародину, простиравшуюся от Эльбы до Вислы, и, как предполагают специалисты, двумя большими потоками через Карпаты и вдоль берегов Балтии двинулась на восток, осваивая по пути гигантские пространства — бесконечные, малонаселенные, не имеющие ни мощных горных хребтов, ни непреодолимых водных преград. И то, и другое, и третье, и тем более новые климатические условия — все это нашло отражение в особенностях русской натуры.

Помимо метафизической связи необъятных российских просторов с широтой русской души — что не совсем понятно, но о чем любят у нас говорить многие — были и другие, более ощутимые следствия, которые повлекла русская география.

Ничто не мешало восточным славянам продвигаться все дальше и дальше на восток — ни естественные преграды, ни враждебность финно-угров, коренных жителей Центральной России. Колонистам не пришлось сражаться за новые места обитания, ни договариваться, ни как-то иначе выстраивать отношения с другими племенами. Это позволяло спокойно растекаться все дальше и дальше вглубь континента, ни в чем не меняя привычного хода вещей.

Малонаселенность территорий консервировала традиционные формы жизни. Труд был коллективным, отношения внутри группы общинными, хозяйство натуральным, и все оставалось таковым веками.


Всем миром — иначе не умеем

Отголоски общинного сознания мы слышим внутри себя и по сей день. Попробуем провести мысленный эксперимент. Представим перед собой группу самых обычных людей, не избалованных особым достатком, не повидавших мир, не имевших возможности или желания слишком долго учиться. И зададим им вопрос: справедливо ли устроено общество, когда одни считают деньги до зарплаты, а другие — катаются по заграницам, ходят по ресторанам, ездят на дорогих машинах, роскошествуют в шикарных особняках? Мирится ли с этим ваша душа?

Подозреваю, что ответ будет резко отрицательным, даже при условии, что этот достаток был не украден, а честно заработан. Этому есть объяснение, говорят специалисты. Этика общинного сознания не принимает имущественного неравенства. В отличие от европейских стран, где неприкосновенность частной собственности, закрепленная законом, стала основой, которая цементировала общество, Древняя Русь долго жила не по законам, а по понятиям, культурным и религиозным представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо.

В России этот вопрос так и остался до конца нерешенным. Внешние условия диктовали общинный уклад жизни. "Всем миром" строили жилище, сберегали от стихий урожай, заготавливали припасы на долгую и суровую зиму, охотились и рыбачили неводом, помогали погорельцам, спасали застигнутых паводком, а позже согревали и кормили путников, голодающих и каторжан. За все это плату не брали, распределяли расходы между собой поровну, поступать иначе считалось недопустимым. Так складывалась общинная психология.

Одним из ее следствий стала уравниловка как рычаг к самосохранению общин. Община ломается, если сосед разбогател. Разве не оттуда у нас особое отношение к ближнему, например, к соседям и сослуживцам — уж как бывает неприятно, когда у кого-то зарплата больше, дом лучше, а машина шикарнее! Разве не из общинной уравниловки идет и наше неуважение к частной собственности? "Отнять и разделить", а если и не разделить, то разгромить и покромсать, чтобы все, как у всех.

Как география творит историю

Различия в ландшафтах, почвах, климате и иных жизненных обстоятельствах направили Европу и Россию по разным историческим тропам. Если в странах Западной Европы уже к ХI веку общинность была изжита, а на смену пришло индивидуальное хозяйство, то в России общинное устройство, а вместе с ним и общинная психология сохранялись вплоть до ХХ века.

Отличия в укладе жизни, религиозных установках и культурном наследии ориентировали Запад и Россию на разные ценности. В Европе складывались ценности, обращенные к конкретному человеку, к личности, в России — ценности коллективистские, общинные. Соцопросы подтверждают эти различия: в европейских странах ценность личных прав и свобод находится в первых строках предпочтений, в России — плетется где-то в самом хвосте.

Разбросанность плодородных земель и их малая площадь, всего 3% чернозема, а также разбросанность природных ископаемых требовали хозяйственного освоения больших территорий, связь между которыми и жизнь на которых были возможны только при сильной государственной централизации.

Уже при Ярославе Мудром территория Руси была больше всей Западной Европы. Позднее она только расширялась. Чем дальше отодвигались наши границы, тем сильнее разрастался госаппарат, проникая во все клетки, заполняя собой все полости российской жизни. Но мы также знаем, что чем больше в нашей жизни государства, тем меньше прав и свобод остается у человека.

Погодные условия

Без солнца

...Итак, русские просторы, наша география, но, быть может, еще более наш беспощадный климат формировали русский быт и русскую натуру. Каждый из нас, особенно жители Центральной России и уж точно регионов в широтах более северных, замечал, как сильно наше настроение, энергетика, отношение к происходящему зависит от времени года, от того, светит ли солнце или нависают свинцовые тучи.

В среднем по России, если мои подсчеты верны, мы имеем 170–180 солнечных дней в году, тогда как в Греции, Испании, Италии их чуть ли не в два раза больше. Даже если эти цифры не совсем точны, то и без статистики, на глаз и на ощупь, мы чувствуем эту разницу в количестве солнца. Но именно солнце, его лучи способствуют выработке серотонина, этого "гормона удовольствия" и хорошего настроения.

А между тем на большей части территории страны холода и ненастье продолжаются по полгода, а солнце балует, например, москвичей всего лишь 82 дня в году. В Питере за год набегает и того меньше — только 62 солнечных дня. То есть половину жизни люди проводят в неблагоприятных погодных условиях. Возможно, это объясняет неулыбчивость и меланхолию, свойственные русскому характеру и русской культуре.

Как-нибудь продержаться

Но если бы только это. Начиная с ХIV века, на протяжении пяти столетий Европа переживала малый ледниковый период. Особенно тяжело он сказался на России. Сельскохозяйственный год в те времена длился чуть более четырех с половиной месяцев, крестьянину надо было спешить, работать без сна и отдыха, днем и ночью. А между тем на западе Европы ни в эпоху Средневековья, ни в новое время такого напряжения сил не требовалось, там полевые работы могли вестись восемь, а в иных местах и десять месяцев в году.

Специалисты считают, что особенности российского климата просто не могли не оставить отпечатка в национальном характере. Прежде всего речь идет о способности русского человека к крайнему напряжению сил, концентрации всей своей физической и духовной потенции на сравнительно протяженный отрезок времени, за которым непременно должен последовать период расслабления. Не отсюда ли наша привычка к авралам с последующей работой вразвалочку?

И еще. В отличие от западного крестьянина, которому климатические условия позволяли гораздо тщательнее обрабатывать землю, русский человек работал в постоянном дефиците времени. А тут еще и неустойчивая погода, и скудные земли и, соответственно, отсутствие прямой связи между затраченными усилиями и полученным в итоге урожаем — все это не очень располагало к вырабатыванию таких качеств, как тщательность, аккуратность в работе. В этой связи философ, писатель и публицист Иван Ильин писал:

"Из века в век наша забота была не о том, как лучше устроиться или как легче прожить, но лишь о том, чтобы вообще как-нибудь прожить, продержаться, выйти из очередной беды, одолеть очередную опасность".

Чтобы выжить, древним приходилось ловить каждый погожий день, каждый погожий час. Добавим к капризам суровой природы и климатической неустойчивости необузданную агрессивность соседствующих кочевых народов, с которой то и дело сталкивались наши предки.

Неуверенность в завтрашнем дне (урожай или недород, война или мир, дом или поход в чужие земли, воля или кабала и т.д.) — постоянная зависимость от этих обстоятельств, как отмечает культуролог Игорь Кондаков, глубоко укрепила в русской культуре и национальном самосознании фактор случайности, непредсказуемости. Особенности русского менталитета базируются на неустойчивом равновесии взаимоисключающих тенденций, где любое неуправляемое стечение обстоятельств может оказаться решающим.

В этой связи историк Василий Ключевский делится интересным наблюдением, обращая внимание на российские избы. Вид этих человеческих жилищ оставался постоянным на протяжении многих веков: российские крестьянские поселения "своей примитивностью, отсутствием простых прозаических удобств создают, в особенности на путника с Запада, воспоминание о временных, случайных стоянках кочевников, не нынче-завтра собирающихся бросить свои едва насиженные места, чтобы передвинуться на новые".

От нас мало что зависит

Постоянные пожары, неустойчивый климат, неизменное ожидание разорительных набегов — очевидно, отсюда произрастало неумение и нежелание строить долгосрочные планы. Иными словами, русский человек в те далекие времена, да и более поздние тоже, мог быть уверен только в одном — от него мало что зависит в этой жизни, все во власти высших сил. Это как упряжка без вожжей — куда вывезет, туда вывезет.

Специалисты считают, что такое постоянство изменчивости заложило основу для появления таких характерных для нас черт, как стойкость в перенесении выпадающих страданий, лишений и тягот жизни, примирение с утратами и потерями как неизбежными или даже предопределенными свыше, упорство в противостоянии судьбе. А также терпение и пассивность в отношении к внешним факторам жизни.

Именно за ними, внешними обстоятельствами, признается ведущая роль в развитии событий. В самом деле, русский человек ведь скорее пессимист, чем оптимист. А его взгляд на мир часто окрашен фатализмом. Такое смиренное мироощущение, конечно же, связано еще и с особенностями православия. Но каким же образом со всем этим в русской душе уживаются такие известные качества, как бесшабашность, удаль, отчаянная смелость, безрассудство, стихийность?

Если вдуматься, в этом нет особых противоречий. Коли вы безоглядно верите в судьбу, можете смело бросаться под автобус. Вам незачем думать о последствиях — кому суждено быть повешенным, не утонет и под машину тоже не попадет.

Однако фатализм — совсем необязательно плод сознательного восприятия мира. Эта убежденность вполне может жить и в подсознании, просто человек так чувствует. Вот она, психологическая основа безрассудной удали и отчаянной смелости. Или — что тоже свойственно русской натуре — склонности принимать судьбоносные решения путем бросания жребия.

Русскому человеку свойственно горячее желание верить в чудо. Потребность чуда, как подметил Иосиф Бродский, проявилась даже в отношении к двум главным религиозным событиям — Рождеству и Пасхе. Для западного человека главное событие — факт рождения Христа. Для русского — Воскресение Христа, свершение чуда. Есть ли какое-то рациональное объяснение такой жажде чуда? Попробую предположить, что это как-то связано с ощущением собственного бессилия в борьбе с силами природы и жизненными обстоятельствами.

Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Комментировать статью "Авось перезимуем. Как на русский характер влияют климат и география"
да что ты... Именно общинное земледелие и было основой хозяйствования. Единоличники-хуторяне могли себе позволить жить как раз западнее, и/или южнее, где климат лучше и земля богаче.

В чем была главная суть реформ Столыпина - "Повышение качества права собственности крестьян на землю, состоявшее прежде всего в замене коллективной и ограниченной собственности на землю сельских обществ полноценной частной собственностью отдельных крестьян-домохозяев; мероприятия в этом направлении носили административно-правовой характер."

результат:

"- ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы более чем 6 миллионами домохозяйств из существовавших 13,5 млн(6 174 тыс. на начало 1916 года)

- из 13,5 млн крестьянских домохозяйств выделилось из общины и получило землю в единоличную собственность 1,436 млн "

то есть не хотели быть единоличниками, понимали, что жёпа будет...
2019-01-20, AleXXX
Есть много индивидуальных правил. Это не значит, что каждый следует им. И что добровольцев не существовало. Всегда были бескорыстные люди. Вот как раз травить не приходилось, а на субботниках получала только удовольствие. На "картошке" и в стройотряде многому научилась, со всеми познакомилась, еще и зарплату получили. О развлечениях вообще молчу, такой кайф редко можно за свои деньги получить, нужно особое, добровольное, объединение. Макулатуру собирали по квартирам в школьном детстве абсолютно добровольно, это тоже было и полезно, и приятно, и почетно. Допускаю, что мне просто не встретились двуличные товарищи в то время, хотя о существовании таких знала, конечно. А сейчас, как и всегда, люди, объединившиеся в коллектив, сильнее отдельных людей. Это закон. Поэтому объединяются братки, политики, преступники - они этот закон на своей шкуре изучают.
2019-01-21, Oazis
про кибуцы я подробностей не знаю, хотя общее представление имею и даже знакома с теми, которые там некоторое время жили
А волонтерство да, конечно.

И уж точно не субботники или ДНД. На субботники ходили, чтобы потом в характеристике какую-нибудь фигню не написали. Те, кто этого не боялся, и не ходил. В ДНД работали или за отгулы или для того, чтобы была какая-то общественная нагрузка (слова-то какие). Нагрузка никак не может являться коллективизмом
2019-01-21, Степная кошка
если серьезно, то тимуровцы это, конечно, не самоорганизация никакая, а форма, безусловно, удачная на определенных этапах, организованного детского досуга.
спитак - это уже поздний советский период.
через год прекратит функционировать берлинская стена, случатся трагические тбилисские события, ещё через год - черный январь в Баку, ещё через год баррикады в Риге, бронетехника в Литве.
The End
2019-01-20, =^..^=
Имхо, нет. Современно отношение к коллективизму имеет два корня: бессмысленность 90-ых годов, отсутствие до сих пор ответа на вопрос "Зачем мы это делаем" и зажимания индивидуума в советское время. Как только у любого коллектива появляется четкая, осознанная членами цель - вес прекрасно коллективно трудятся сейчас. В любой форме собственности и оплаты, а также без оной. Главное- смысл деятельности. Имхо.
2019-01-20, Oazis
Почему на русских повлиял климат, география, а на шведов, финнов и др.народов, живущих в не лучшей климатической зоне, не так повлиял? А так статья неплохая, и религия повлияла на характер, и способ правления и др. Индивидуализм не присущ. Частная собственность не сильно поощряется, такая пословица есть " От трудов праведных не наживешь палат каменных".
2019-01-20, Шаффи
естественно, люди готовы объединяться по собственному желанию и по необходимости, а насильничать если - мало кому понравится.

если бы тебя насильно заставляли бы с собаками гулять и вааще волонтерить- тебя бы понравилось? Естественно, вряд ли что вышло бы )) А так - ходишь радостно, кучкуешься с себе подобными и приятными...
2019-01-20, AleXXX
Поделитесь:

У нас есть Telegram-канал. Все самое интересное появляется сначала там. Подпишитесь!
20.01.2019
Обновлено 20.01.2019
Реклама
Статья дня
Стоит ли дать отношениям второй шанс?
Что делать, если вас тянет к бывшему
Близкие по теме статьи
Почему стоит побороть лень, даже если вы на каникулах
Почему стоит побороть лень, даже если вы на каникулах
Как избавиться от прокрастинации и вернуть себе распорядок дня
Как встряхнуться после праздников? Три секрета правильной жизни
Как встряхнуться после праздников? Три секрета правильной жизни
Какая диета нужна мозгу и что делать с прошлым и будущим.
Уверенность в себе: как мы ее убиваем. 4 способа
Уверенность в себе: как мы ее убиваем. 4 способа
Как женщинам зарабатывать больше мужчин
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!