Знания, навыки, умения и привычки на втором году жизни (окончание)

Учим малыша: умываться, пользоваться полотенцем, носовым платком, расческой, зеркалом, горшком. Формирование навыка опрятности у ребенка.

Учим умываться

  • Завернуть рукава одежды ребенка.
  • Проверить температуру воды.
  • Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: "Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки)!" и т. п.
  • Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
  • Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.
  • Еще раз обмыть водой руки ребенка.
  • Закрыть воду.
  • Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
  • Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
  • Предложить посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

При умывании взрослый называет все действия, которые происходят перед глазами ребенка ("Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!")

Во втором полугодии взрослый, придерживаясь последовательности действий, побуждает ребенка к посильной самостоятельности.

Очень важно начиная с полутора лет учить малыша самостоятельно пользоваться полотенцем, вытирать насухо руки. Его возросшая активность требует частого мытья рук. Если их не вытирать насухо, очень скоро может образоваться грубая кожа (т. н. цыпки), трещинки и т. п.

Учим пользоваться полотенцем

  • Снять полотенце с крючка.
  • Положить его на одну руку, затем спрятать под него вторую руку.
  • Ровно держа полотенце посередине, поднести его к лицу, прижимая, касаться каждой части лица.
  • Насухо вытерев лицо, освободить одну руку из-под полотенца и вытирать ее движениями руки, спрятанной под ним.
  • Вытереть вторую руку.

Все действия следует сопровождать оживленным разговором с малышом. А в конце, предложив показать ручки и пальчики зайке, мишке, спросить: "Какие теперь ручки?" Ответить: "Сухие, чистые!" Затем прочитать потешку "Мальчик-пальчик":

Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!

При чтении потешки побуждать малыша показывать поочередно каждый пальчик.


Если взрослый наберется терпения, то скоро малыш будет сам мыть и вытирать руки.

Учим пользоваться носовым платком

  • Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры.
  • Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.
  • Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.
  • Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).
  • Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.
  • Обращать внимание на чистоту носового платка.

Учим пользоваться расческой

  • Знать свою расческу и место, где она лежит.
  • Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.
  • Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).
  • Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания ("Я сам!").
  • Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой), повторяя знакомое действие в сюжетно-отобразительной игре.
  • Исключить возможность пользования чужой расческой.

Учим пользоваться зеркалом

  • Знать, что такое зеркало и его функциональное назначение (причесываться перед зеркалом, рассматривать свою одежду и т. д.).
  • Учить спокойно, с интересом рассматривать себя в зеркале, не трогая его руками.
  • Подводить малыша к зеркалу, обращать его внимание на чистоту одежды и лица.

Формирование навыка опрятности

Научить ребенка пользоваться горшком для многих родителей представляет известную трудность, особенно сегодня: приученный с младенчества к памперсам, малыш не хочет садиться на горшок. А между тем именно второй год жизни является критическим периодом. Отказ от памперсов в этот период можно рассматривать как настоятельную необходимость. В 1 год 6 месяцев — 1 год 8 месяцев желательно сформировать у малыша навык опрятности.

С ранних лет он должен испытать неприятные ощущения от мокрых штанишек, белья, ситуативно совпадающие с его физиологическими отправлениями. Только в этом случае у него начнет вырабатываться поведенческая реакция, направленная на устранение причин, приводящих к неприятным ощущениям. Такое поведение можно сформировать у ребенка очень рано, даже на первом году жизни. Уже в 5-6 месяцев малыш способен подавать сигналы своим поведением (мимика, двигательная активность, голос). Если мама понимает, что эти сигналы именно для нее, и немедленно реагирует (поднимая кроху, приводя в соответствующую позу, приговаривая общепринятые звуки), то добивается должного результата, и ее можно поздравить с большим достижением ребенка.

На втором году жизни методика ознакомления с горшком остается той же. Если же малыш привык к памперсам, то здесь приходится говорить не о воспитании навыка опрятности, а о переучивании. Ребенку комфортно в памперсах, он всегда остается сухим, даже не контролируя свои отправления. Этим-то и опасны памперсы: нарушается понимание причинно-следственных связей, не формируется умение управлять собой исходя из собственных ощущений. Теперь придется поработать вам обоим. Ведь не оставите же вы ребенка в памперсах до школы!

Вам поможет то, что ребенок после 1 года 3 месяцев — 1 года 6 месяцев очень хорошо вас понимает. Он еще не умеет словом выразить свои ощущения, впечатления, желания, но может понять, на что направлены усилия взрослого. Кроме того, малыш очень дорожит вашим отношением к нему. Если он чувствует, что мама (папа, бабушка и др.) радуется его успехам в самых деликатных ситуациях, то будет стараться доставить вам это удовольствие. И, пожалуй, самое главное — после полутора лет совершенствуется физиологическая система естественных отправлений: ребенок способен удерживать себя какое-то время от немедленного результата, а, следовательно, регулировать и понимать свои состояния. Конечно, не следует считать, что на втором году жизни малыш становится абсолютно самостоятельным. Потребуется еще много времени, чтобы навык опрятности перешел в привычку.

Учим пользоваться горшком

  • Предложение воспользоваться горшком должно совпадать с естественной потребностью ребенка. Лучше это делать перед прогулкой, перед сном и после него, если ребенок проснулся сухим.
  • Физиологическая потребность, как правило, возникает у малыша через 20-30 минут после еды. Учитывая это, можно предложить ребенку сесть на горшок до еды, но не сразу после еды.
  • Как только малыш оказался мокрым, следует обратить на это его внимание и немедленно сменить штанишки на сухие.
  • Ребенок должен ощутить разницу.
  • Проследите, чтобы ребенок не проваливался в горшок. Края горшка должны быть теплыми и сухими.
  • Ребенку следует напоминать о возможной потребности, даже когда он не подает вам сигналов.
  • Взрослый должен стараться уловить момент наивысшей потребности ребенка и добиться положительного результата именно в этой ситуации. Можно считать, что такая ситуация — начало и конец ваших проблем: малыш теперь будет предвосхищать ее сам. Порадуйтесь, покажите, что вы довольны, похвалите его. И ребенок будет повторять и повторять такие "желанные" для вас процедуры.
  • Следует знать, что опорожнение кишечника у малыша возникает раньше (если есть потребность), чем мочеиспускание. Желательно приучить его опорожнять кишечник с утра.
  • Не следует держать малыша на горшке более пяти минут.
  • Не оставляйте ребенка на горшке одного, без присмотра. Он еще слишком мал, чтобы вы могли положиться на его благоразумие и самостоятельность.

Что нужно знать о памперсах

  • Памперсы рекомендуется использовать только в раннем младенчестве, сочетая их с подгузниками (например, на ночь или через раз).
  • Памперсы следует использовать избирательно, исходя из ситуации (например, при сборах на прогулку, в гости или при особых обстоятельствах, таких, как болезнь ребенка, длительный переезд и т. п.).
  • Нужно учитывать физическое состояние ребенка. Если он ослабленный, нервный, тревожный, беспокойный ночью, то памперсы ему необходимы на данном этапе его "пограничного" нервного состояния. Тогда, как говорится, из двух зол выбирают меньшее.
  • На втором году жизни взрослые должны отказаться от памперсов в уходе за ребенком, постепенно приучая к посильной самостоятельности в столь деликатном вопросе: он должен осознавать возникшую потребность и сообщать об этом взрослому.
  • Отношение к памперсам на втором году жизни ребенка должно поменяться: не памперсы держат вас на крючке, а вы держите их в узде. Обходитесь без них дома, но, если нужно куда-то поехать, можете надеть памперсы на всякий случай.
  • Отучать ребенка от памперсов легче летом и дома, когда можно не прибегать к трудоемким переодеваниям малыша. Затем откажитесь от использования их во время прогулок. Это возможно, т. к. малыш после 1 года 6 месяцев испытывает потребность в естественных отправлениях реже, чем на первом году.
  • Ученые считают, что постоянное использование памперсов особенно недопустимо для мальчиков: его половые органы находятся в состоянии парникового эффекта, что может неблагоприятно отразиться на половой функции в будущем.
Любовь Николаевна Павлова
"Практическая энциклопедия раннего развития"
Статья предоставлена издательством "РОСМЭН"
РОСМЭН
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Комментировать статью "Знания, навыки, умения и привычки на втором году жизни (окончание) "
Не считаю особо ценной информацией инструкцию по умыванию, причесыванию и т.д. Это скорее из серии "Не используйте дезодорант в пищевых целях" (вдруг кто-то не знает). О формировании навыков опрятности. Все дети, конечно, разные... Не спорю. Но далеко, правда, не всякого ребенка так уж расстраивают какие-то там намоченные штанишки, когда в мире столько всего интересного (из практики общения с мамами), да и многие отмечают, что маниакальное высаживание чада на горшок может дать совсем обратный результат и вызвать стойкое отвращение к горшку ("Насилие!!!"). Главное, не переусердствовать. Другое дело - наглядный пример (старший брат/друг по песочнице, например). Вот это действенно! (Можете проверить)
Интересно, а как приучить ребенка к опорожнению кишечника именно утром, если ему, скажем, всегда хочется днем? Ремнем, или чем поковырять там, вдруг вывалится? (хи-хи)
Мое мнение, всему свое время, и все нормализуется, когда ... время придет. А полезней всего - общение, и лучше в среде своего "народца" ("детской национальности"), а не только "мама-папа-деда-баба". Толку больше будет. Так что, гуляйте, общайтесь, растите, развивайтесь! Желаю всем мамам и деткам успехов в воспитании друг друга!

2008-05-08
Про горшок ничего не скажу - у нас эта проблема как-то быстро решилась. Умываемся мы именно так! Как может ни странно это показаться. Хотя умываемся мы так давно, а статью только сейчас прочитала. Читается длинно, а на самом деле все довольно просто и последовательно.. Но умываться Мишка сам не любит и не умывается, а уж о том, чтобы рукава закатать!!!! вообще речь не идет, да я и не настаиваю - собрался сам умыться и то хорошо!
Что меня улыбнуло, так это про полотенце.. не вполне понимаю, на хрена учить ИМЕННО ТАК вытираться. Хотя это замечание, наверное, относится ко всем пунктам.
По мне, так пусть причесываются, умываются как им (детям)нравится, а то можно вообще всю охоту отбить...
2008-05-08, katry
Долой памперсы! Наша цель задолбать дите и маму! И горшком начиная с 5 месяцев! Кто сказал на западе все так выросли? молчать! запад нам не указ! мама должна быть замученной! примеры выращивания детей будем брать со стран 3 мира - стиральные машинки тоже вредны! пеленочки! подгузнички! и ручками их ручками в корыте! а то вдруг мама это время начнет на игры с дитем тратить! недопустимо! кто это вякает что в америке поздно все на горшок садятся когда учить легко и быстро? Они ж там все дебилы! мы будем с 5 месяцев учить, годами долбать! а то вдруг дите издерганым не будет! ну дальше сами можете продолжить))))))))))
2008-05-08, Суматра
<Ученые считают, что постоянное использование памперсов особенно недопустимо для мальчиков: его половые органы находятся в состоянии парникового эффекта, что может неблагоприятно отразиться на половой функции в будущем>
Не, ну это уже перебор, сколько раз уже писали про то, что это бред полнейший.
А горшок... кто-б объяснил Линухе, что писать надо именно в горшок, и маме сообщать не после, а до совершения сего ритуала.
А сидеть на горшке она не хочет категорически, она сядет, скажет пись-пись, и встает. Писать будет исключительно стоя. Надеюсь, за лето все же подружимся с горшком.
2008-05-08, Marimax
Охренеть! Это если каждый раз такие процедуры проводить при каждом действии, ребенок обалдеет.
Мне такие инструкции напоминают правила пользования лифтом:)) Там где написано, что сначала надо вытащить ребенка, закатить коляску в лифт, потом зайти самой с ребенком, ну, и так далее. Всегда очень хотелось найти и спросить автора, сам-то он пробовал такое сотворить? Особенно в пассажирском лифте:))))
Так вот вопрос автору: сама-то г-жа Павлова своих детей тоже по такой инструкции воспитывала?
Проще надо быть, проще...

2008-05-08, Anahita
А разве уже не доказано научно, что ношение памперсов мальчиками никак не влияет на половую функцию в будущем, так как так называемый парниковый эффект и повышения температуры мошонки ну совсем не значительны. Кроме того, даже если отбросить научные изыски, на западе одноразовые подгузники используют уже очень давно, выросло много детей в них и никаких масштабных проблем не выявлено, разве это не доказывает, что такие заявления не являются обоснованными.
2008-05-08, Natulya
Я один раз слышала разговор двух пожилых дам:)Посмеялась:)
Одна рассказывала про свою невестку - мол ленива до жути - стирает у нее стиральная машина, а я, а я - все руками стирала. А ребенка, ужас какой, держит в памперсах! Подруга добавила - да, а потом такие дети вырастают, бегают по лесам и трясут х...
Хотела добавать - что бегают и трясут как раз те, которые были взращены вами, исключительно в марлевых подгузниках:)
2008-05-08, Marimax
Поделитесь:

У нас есть Telegram-канал. Все самое интересное появляется сначала там. Подпишитесь!
08.05.2008
Обновлено 04.06.2019
Реклама
Статья дня
Два французских пирога – из того, что есть под рукой
Цветная капуста в тесте и шоссон с яблоками, картофелем и колбасой
Близкие по теме статьи
Как приучить ребенка к горшку быстро и без слез
Как приучить ребенка к горшку быстро и без слез
Какой горшок выбрать для ребенка и в каком возрасте начинать приучение?
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!