Реклама

Реклама

Когда ребенок болен, молишься лишь о том, чтобы взять эту боль на себя, стараешься сделать время его болезни как можно приятнее и веселее. И надеешься, что она быстро пройдет. Но как быть, если болезнь остается навсегда?..

Когда первый шок родителей, узнавших о том, что их ребенок болен неизлечимо и теперь он инвалид, проходит, когда немного отпускает боль, тогда наступает время борьбы. Борьбы за своего ребенка, безусловно, самого лучшего в мире. И вот тут главное - не упустить время!

Мне хочется поделиться опытом с родителями, чьим детям поставлен диагноз - тугоухость. Чем раньше выявится этот недуг, тем лучше. В нашем случае - это было в 2 года, а хорошо слышать ребенок перестал где-то в 7 месяцев. Время было потеряно, но пришлось наверстывать упущенное. Для начала мы стали искать хорошего специалиста-сурдопедагога, что оказалось нелегко. Даже в Москве хорошие сурдопедагоги на вес золота. Только четвертая наша попытка увенчалась успехом - мы нашли того, кого искали. Тамара Федоровна - сурдопедагог с огромным стажем работы - человек, которому надо при жизни поставить памятник. Специализированный детский сад, в котором она работает, стал для нашей дочери ее первым "университетом". Начались занятия по несколько часов в день, пять дней в неделю. Но все это лишь видимая часть "айсберга", ведь основная работа ложится на плечи родителей, а если быть точнее, то на плечи мам.

И вот теперь подробнее о том, как помочь слабослышащему ребенку. Первым шагом все же будет приобретение слухового аппарата, а какого - определят специалисты. Далее, конечно, вооружиться терпением, терпением и еще раз терпением! Потому что придется повторять одно и то же десятки, а скорее сотни раз. Скажу честно, иногда не выдерживаешь... Но надо стараться. Во-вторых, постоянно говорить с ребенком, постоянно обговаривать все ваши действия, все, что делаете: моете посуду, гуляете, готовите, читаете, смотрите телевизор, убираетесь и т.д. и т.п. - все обязательно озвучивать. И вот еще одна важнейшая деталь - ТАБЛИЧКИ. Они должны быть повсюду. Сначала слова - "мама", "папа", "стол", "стул", "окно", "чашка", "ванна"... Все, что окружает ребенка, должно быть отмечено табличками. Чуть позже - фразы и целые предложения. Все не только озвучивается, но и обязательно подписывается. Слабослышащие дети по-другому обучаются, зрительное восприятие для них самое важное и потому обучение ведется от целого слова к предлогам и только потом к буквам и слогам. Но именно ТАБЛИЧКИ - ключ к дальнейшим успехам. Но так как нельзя все показать в натуральном виде, параллельно заводится тетрадь, в которую необходимо вклеивать или рисовать разные предметы и явления, подписывая их. Также сначала слова, затем - фразы и предложения.

Например:


Это кролик

Идет дождь

Конечно, нужно расширять кругозор, больше читать, но только вместе, объяснять каждое слово, незнакомые слова выписывать в отдельную тетрадку, подбирать к нему картинку. Итак, будет продолжаться до школы. Ну а дальше выполнять все то, что говорит учитель и продолжать дома заниматься, заниматься и заниматься. Стараться чаще давать задания именно на слух, закрывая при этом рот. Потому что слабослышащие дети быстро учатся считывать с губ. А они должны уметь СЛУШАТЬ. Нужно окружать ребенка множеством самых разнообразных звуков (барабанная дробь, пение птиц, капель, шелест листьев, шум моря), стараться приучать его слушать аудиосказки, песни. Хочется сразу сказать родителям: будет тяжело, очень, иногда просто выводит из себя повторение в сотый раз... Думаю, будет немало и слез... Но ведь мы это делаем для того, чтобы наш ребенок (самый-самый) смог жить полноценной жизнью, мог общаться со сверстниками. Мы просто обязаны сделать все возможное, а порой и невозможное. Что мы и делаем ежедневно!

Ленчик, svera-2002@yandex.ru.