Статья не для всех, а только для детей-естествоиспытателей и их внимательных родителей

Полезность: 4,5 из 5 Интересность: 4,4 из 5 (26 оценок)
Содержание

Такие строгие ограничения - это вовсе не шутка и не прихоть редакции. Мы начинаем публиковать серию достаточно спорных материалов. Все такие статьи будут отмечены красной шапкой, и каждый из вас сможет сам оценить, подходит ли данный материал именно вашему ребенку.

Начнем мы с изучения основ практической анатомии на примере рыбы. Если ваш ребенок слишком чувствителен или пока не отождествляет еду с животными, из которых она приготовлена, скорее всего, такой способ "познания сущего" для вас исключен. Если же рядом подрастает юный естествоиспытатель, которому все интересно и ничего не страшно, то возможно домашнее занятие по кухонной анатомии убережет соседского старенького пуделя от превращения в "собаку Павлова". А заодно спасет и нескольких лягушек из ближайшего пруда.

Рыбный день

"Рыба, птица, зверь; рыба, птица зверь" - есть такая игра, в которой водящий произносит эти слова, показывая при каждом слове рукой на кого-нибудь из участников. Тот, на кого показали, должен быстро назвать птицу, рыбу или зверя. Выигрывают самые внимательные и эрудированные. Если со зверями и птицами особых сложностей не возникает, то вот почему-то с рыбами даже у взрослых - полный информационный провал. Знания наши об этих созданиях природы весьма обрывочны и туманны. Кого из них мы помним, кроме рыбы-кита (который, кстати, и не рыба вовсе), акулы да щуки? Рыбы и вправду существа загадочные и нам непонятные - живут себе глубоко под водой, деток своих - мальков - выводят каким-то "нечеловеческим" способом и даже приятные слуху звуки вроде "мяу-мяу" или "гав-гав" издавать наотрез отказываются. Хозяйки же, в большинстве своем, от приготовления этого ценного диетического продукта всячески отлынивают - уж больно он трудоемок в кулинарной обработке. А мы вот все-таки попробовали соединить ихтиологию (так называется наука о рыбах) и гастрономию. Получилась новая занимательная дисциплина! (Правда, пока без названия). Маме на кухне - не скучно, детям -познавательно, ну и папе в финале - приятного аппетита!

Вы помните, чем знаменателен был четверг в дни нашего детства? Это был незабываемый рыбный день! С тех пор прошло немало времени. Рыбу я не очень люблю, но иногда все-таки соблюдаю эту традицию. Чего только не сделаешь ради любимого семейства. Приходится отправляться на кухню.

Как водится, дети следуют за мной. И совершенно неожиданно кулинарное действо превращается в "комплексное занятие по биологии". А как же иначе? Нельзя же просто положить в кастрюлю или на сковородку такую занимательную "вещь", как рыба. Совершенно необходимо ее внимательно рассмотреть, потрогать и разобраться, что у нее к чему.


Что же мы можем увидеть и узнать интересного, исследуя рыбу? Прежде всего обращаем внимание на форму тела. У большинства рыб она похожа на торпеду. Это необходимо, чтобы успешно преодолевать сопротивление воды. Есть рыбы плоские, как камбала или палтус. Есть змееподобные, как угри. Экземпляры с торпедообразным телом, как правило, хорошие и быстрые пловцы. Плоские рыбки живут у дна. С такой формой тела им удобно прятаться в грунт или притворяться частью рельефа. Змееподобные любят всевозможные укрытия.

В любом случае внешний вид рыбы определяется условиями ее обитания. Есть рыбы совсем необычные - парящие в воздухе, ползающие и даже прыгающие по суше. Но они вряд ли окажутся на нашей кухне.

Тело многих рыб покрыто чешуей. Этот момент обязательно надо учесть на нашем "уроке". Чешуя обеспечивает им гладкую поверхность тела. У рыб, которые медленно плавают, чешуя обычно отсутствует. Чешуйки могут быть гладкие, как у карпа или селедки, а могут быть вооружены шипиками, как у судака или окуня. Проведите рукой по рыбьему боку, и вы сразу поймете, с какими чешуйками вам пришлось столкнуться.

Если же на ваш стол попал красавец осетр, то чешуи вы на нем не найдете. Но сможете увидеть ряды так называемых костных жучек.

Чешуя интересна тем, что по ней вы сможете определить примерный возраст рыбы. Для этого не понадобится сложной научной аппаратуры. Просто возьмите чешуйку, промойте ее хорошенько, обсушите и посмотрите на просвет. И вы увидите кольца, такие же, как на пне спиленного дерева. Подсчитайте их. Вот вам и возраст рыбы.

Что же еще интересного мы можем увидеть? Конечно, это плавники. И их у каждой рыбы немало. Есть парные плавники - грудные и брюшные. Они соответствуют конечностям животных. С их помощью рыбы поддерживают равновесие, совершают повороты или опускаются на глубину и всплывают к поверхности.

Есть непарные плавники - хвостовой, спинной и анальный. Хвостовой плавник создает движущую силу, обеспечивает высокую маневренность рыбы при поворотах, выполняет роль руля. Только за один взмах хвоста карась, например, поворачивается на 90 градусов.

Спинной и анальный плавники выполняют роль киля. Они не дают вращаться телу рыбы вокруг своей оси.

Несомненно стоит внимательно исследовать голову нашей рыбы. Границей между головой и туловищем является край жаберной крышки. Если приподнять жаберную крышку, будут видны жабры - главный орган дыхания всех рыб. Они состоят из жаберных дуг, на которых сидят жаберные лепестки. Тут и происходит газообмен, вода поступает в глотку через рот, проходит между жаберными лепестками, отдает кислород крови, получает углекислоту и выходит наружу.

Заглянув рыбке в рот, вы сможете определить, как она добывала себе пропитание. Если обнаруживаются грозные зубы, значит, вам достался активный хищник, который любит поджидать свою добычу в укрытии и стремительно бросаться на нее. Если зубов нет, значит, перед вами мирная рыба, которая питается рачками и моллюсками.

При исследовании рыбьей пасти надо быть особенно осторожными с такими крупными хищными рыбами, как щука и судак. Они имеют очень острые, большие зубы, о которые легко поранить руки.

Конечно, у рыб есть глаза. У одних большие, у других маленькие. С чем же это связано? А вот с чем - с прозрачностью воды. У рыб, живущих в чистой, прозрачной воде, бороздящих просторы моря или океана, глаза как правило достаточно крупные. И такие рыбы активно пользуются зрением. А у тех рыбин, которые предпочитают заиленные, прибрежные воды, глазки обычно маленькие. И для ориентации они используют другие органы чувств. Обычно это усики, которые расположены на нижней челюсти. Самым знаменитым "усачом" среди рыб бесспорно является сом. Живет он у дна, среди коряг и корней, где на зрение надежда плохая. Вот усики и помогают ему не заблудиться.

Обратите внимание на то, как окрашена ваша рыба. Окраска рыб - покровительственная, делающая их незаметными. У рыб, живущих в толще воды, темная спинка и светлое брюшко, а у тех, кто обитает среди водной растительности, на теле имеются темные поперечные полосы. Такие полосы есть, например, у судака или окуня.

Вот и подходит к концу наш кухонный урок биологии. Остается предмет наших исследований вымыть как следует, избавить от чешуи, выпотрошить и использовать по прямому назначению. Сварить шикарную уху или зажарить до золотистой корочки, обваляв в муке. Но... Если в вашей душе дремлет настоящий исследователь, если вы не боитесь побыть чуть-чуть хирургом, продолжите начатое. Не упустите возможность показать вашему ребенку, как могут выглядеть внутренние органы. На примере рыбы ребенок сможет представить себе общую идею внутреннего строения организма.

Аккуратно вынув из брюшины все органы, вы легко сможете разглядеть петли кишечника и печень. Если рыба крупная, то найдется и желчный пузырь. Желудок не сильно выделяется, но и его можно распознать. Интересным и исключительно рыбьим органом, который расположен в брюшной полости, является плавательный пузырь. Основная его функция - гидростатическая. Пузырь заполнен смесью газов. Рыба умеет регулировать их объем. Это помогает ей свободно опускаться на глубину и всплывать к поверхности. Чем меньше в пузыре газов, тем проще спуститься ближе к дну. Некоторые рыбы используют его как дополнительный орган дыхания. Кроме того, он связан с органом слуха. Впрочем, плавательный пузырь есть не у всех рыб.

Сложнее увидеть сердце. Оно не слишком большое и располагается вблизи жабр. Но при желании и его можно обнаружить.

Если ваш исследовательский интерес не иссяк, и вы готовы к новым подвигам, можно продолжить наши изыскания и изучить скелет рыбы. Для этого нам придется пожертвовать некрупной рыбкой. Если поварить ее подольше, то мякоть легко отделится от костей, и вы сможете рассмотреть их как следует. И не только рассмотреть, но и создать настоящий экспонат. Не хуже тех, которые выставляются в музеях. Для этого надо аккуратно промыть кости горячей водой, очистить их от остатков мышц и кожи. Обсушить и приклеить на лист плотного картона. Не беда, если какие-то косточки затеряются, а другим вы не найдете применения. Главное, чтобы общий вид соответствовал действительности - голова, позвоночник и хвост. Для наглядности можно вокруг скелета нарисовать силуэт рыбы.

Теперь, с чувством выполненного долга, мы можем вернуться к тому, с чего начали. К приготовлению четвергового рыбного блюда. А созданный нами "музейный экспонат" отправим украшать "кабинет" наших юных биологов.

Елена Бабич, ихтиолог, Калининград, eek@baltnet.ru,
Статья из журнала
Авторская статья
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте также
Почему женщины симулируют оргазм?
Что узнали феминистки о женской сексуальности – и что с этим знанием делать
Оставить комментарий к статье "Статья не для всех, а только для детей-естествоиспытателей и их внимательных родителей"

Вы не авторизованы.

Препарировать - раньше, чем ходить. отлично, статья полезная, нужная для родителей! Но для малышей до одного года - полутора Тюленев рекомедует проводить занятие несколько иначе, называется: "Биолог - раньше, чем ходить. Игрозанятие "Играем в Биолога".
Используются те же принципы методики "Руководить - раньше, чем ходить", Стремимся к тому, чтобы ребенок
1) Ставим диски CD7 и CD8 с тюленевскими презентациями и задаем ключевое слово fish. Из появившихся около 500 фотографий распечатывам только те породы, которы намерены поедать в ближайшие месяцы.
2) Ставим диск с биологией и анатомией CD4. аспечатывам примерно 30 миркарточек с изображениями частей рыб.
3) Примерно пару недель малыш осваивает карточки по трем направлениям: одни таскает, другие висят в миниклассе "Химия, биология и генная инженерия..." по курсу "Ползунка" в системе МИР.
4) Достаете рыбу и начинаете интересоваться, что это? - показывая на часть рыбьего тела. Ну а малыш подбирает нужную миркарточку.
Другой вариант: "Где плавник?", "Где хвост?" ... - малыш будет все это показывать. Вскоре он начнет пытаться выпотрошить рыбину, тряся карточкой с изображением рыбьего пузыря ...
5) На вопрос "Куда деть хвост?" - ваш младенец покажет на ведро, вот он уже и шеф - повар. Ну а филе придется класть по его указанию на сковородку. Здесь в книжке в публикациях кажется что - то есть об этом: "руководить готовить блюда - раньше, чем ходить".
6) После этого практического "полевого занятия" можно ему дать эту статью, он сам ее почитает, если занимался по методке читать - раньше, чем ходить ...Но предварительно нужно статью заламинировать, чтобы не обпрудил случайно. :-))
Насчет химии: где - то есть методика "Химичить - раньше, чем ходить". Если позаниматься с йодистом азотом, или с азотистым йодом, что одно и то же - вот шуму будет!
P.S.: А что дальше в серии? - ведь медики и биологи частенько на кошках, собаках и т.д. практикуются. Рыба - понимаю, только начало подготовки юных биологов, тут сразу и не выберешь ...: Дарвинов. А может правильно? - пусть в детстве ребенок утолит интерес к препарированию, чтобы в будуще такого интереса не появилось ...


2003-05-28, Виталий
Люди, так можно бог занет до каких выводов докатиться. Большинство людей употребляет в пищу мясо, но что бы мясо попало на стол, кто-то должен бегающее превратить уже в съедобное. Этим занимаются тысячи людей - одни професионально, другие просто потому, что иначе нельзя. Люди, имеющие свое хозяйство в деревне, не только поторошат, но и, извините за шокирующие подробности, топорами головы птицам рубят. Это звучит, может быть жестоко, но это реальность, которой не уйдешь. И никто детям глаза не закрывает, и никто их не отсылает подальше, это обычная жизнь, и вырастают нормальные люди. В городе тоже на кухнях появляются целые куры и целые рыбы, а не только готовые грудинки или окорочки и филе. И при этом не наблюдается массового наличия-пришествия маньяков-садистов-убийц. Маньяки появляются не от того, что при них рыбу разделали и показали, что где. А скорее от того, что в голову бог знает какие мысли вдолбили, либо чего-то не объяснили, естесственным и нормальным образом в свое время.
Извините за категоричность,обидеть никого не хотела. Но за свои 30 лет не встретила, слава богу, ни одного манька, хотя знаю массу людей, которые не задумываясь живую курицу превращают в бульонное мясо, и не только курицу.


2003-05-30, Скорпионик
А в жизни вас ничего не шокирует? Что люди и звери иногда умирают, и кто-то кого-то ест, чтобы жить. Во где ужас. И когда ребенку, по-вашему, это положено узнать? Что он делает, когда ест курицу или, к примеру, помидор, который мог бы жить, да жить...

А тем, кто выбрал анатомию, биологию предметом своих интересов, нужно не только знать, но и спокойно к этому относится: что кто-то кого-то убивает. Без этого ( знания и отношения ) не ознакомиться с питанием животных, поведением, биологическими цепочками и прочим... (у меня просто ребенок повернут в сторону биологии 8-) Кстати, частенько приносит домой для наблюдения животных, которые не всегда выживают). Тут аналогия с выбором профессии и интересов, если брезглив, то в медицину не пойдешь. Если шокирует анатомия, то зачем ей заниматься? Никто же вас не заставляет.

А что до садитских наклонностей: приятельница с детстве препарировала гусениц и червяков, ходила даже в морг, мечтала быть хирургом. Ни патологии, ни садиских наклонностей. А мы с дочкой ходим гулять с пинцетом и банкой. Мечтаем о сачке. Ужас, правда?! 8-)

ПС: А мнение вам интересно услышать ЗАЧЕМ? Чтобы спорить, пытаясь убедить в том, что это отвратительно?
2003-05-28, Nata
А мне понравилось. Особенно после урока, который мне приподнесла почти пятилетняя дочь полгода назад. Как водится, в селах держат свиней, и все знают, для чего их держат. Мне трудно переваривать этот процесс, посему меня обычно в это время не бывает. Но тут случилось.
Утром мы с дочей проснулись (мужчины начали раньше, о чем я не знала), и, пока я умывалась, доча выскочила на улицу. Каков же был мой ужас (испугалась за ее неподготовленность), когда увидела, что она стоит рядом с обчищаемым животным. Так как часто я рассказывала о животных, о болевых ощущениях, о физиологии, я опасалась возбуждения и шока. Ума хватило не испугать, но на мужчин нарычала(не могли проследить). За обедом доча напоминает мне и мужчинам, чтобвы не забыли ее взять на разделку. "Интересно, что у нее внутри?" И все это абсолютно спокойно, без малейшего понятия, что в этом есть что-то смущающее.
Теперь, успокоив себя тем, что, возможно, растет прирожденный хирург или ветеринар, не дергаюсь, когда она присутствует при разделке куриц или гусей.
2003-05-30, Вик
Я считаю садисты вырастают не от знаний. Рыба - это всего лишь еда... Я не буду ребенку показывать как мне НРАВИТСЯ разделывать рыбу, я буду показывать КАК это делать, если хзахочешь ее приготовить или чем эта рыба живет, когда она живая, а это как мне кажется разница. Мы держали кроликов, когда мне было лет 12, когда кто-нить заболевал или ранился,мы его заботливо лечили, мы с рождения каждого крольчонка давали ему имя, первые ростки травки дергали поштучно, дабы они получили витамины. Но это всего лишь ценный мех и мясо. Тогда я конечно так не думала, но ела кроличий суп, и носила кроличью шубку. Это жизнь. Лисы едят зайцев, птички - бабочек. Моя подружка возмущалась, что ее знакомая выбросила мертвого хомяка в мусоропровод. Я пыталась ей объяснить, что это всего лишь мышь. Но боюсь заслужили лишь упреки в черствости:) Если ребенок не видит насилия ни физического ни духовного в семье, то вряд ли вырастет чикотила:)
2004-02-04, Росинка
Хорошая статья! Нормальная и не шокирующая. Это не значит, что я тут же побежала отлавливать рыбу, но когда у меня случайно так появится на кухне хорошая рыбина, вот тут я журнальчик и достану. Заинтересуется ребёнок -будем вместе препарировать, нет - удовлетворю совственное любопытство. Ключевое здесь для меня, что живность из природы изымалась для совсем других целей(кушать хочется однако), а удовлетворение познавательного интереса здесь вторично, по случаю. Т.е. любопытство моё не нанесло ущерба природе и живому, т.е. НЕ любопытство
Помните, мы как-то год или уже два говорили тут про гусениц, бабочек ... "Я убить на лугу никого не могу" Мне и сейчас кажется очень важным, чтобы ребёнок понимал разницу между резанием бумаги и гусеницы. Только понимая разницу между живым и не живым, чувствуя ответственность за живое, и можно преступать к экспериментам. Но всё это к рыбе как-то отношения не имеет :)
2003-06-06, ЮЛА
неет. там написано-начнем мы С изучения анатомии. потом будут еще что-нибудь изучать. мне вовсе не интересно убеждать кого-то, что это странно, мне очень интересно услышать мнения людей, которым это подходит.всегда было интересно, еще с тех пор, когда отказывалась от вариантов написания диплома и кандитатской, если узнавала, что работа будет связана с лабораторными животными. всегда осуждала это сторону науки. о, этот вопрос стоит в психологии детей задать. с какого возраста ребенок может присутствовать на вскрытии. наверное в рамках программы "естествознание для детей" можно организовать экскурсию в морг, вам это тоже подойдет?
2003-05-28, ДаМа (Данилкина мама)
Поделитесь:

28.05.2003
Обновлено 28.05.2003
Реклама
Статья дня
Почему женщины симулируют оргазм?
Почему женщины симулируют оргазм?
Что узнали феминистки о женской сексуальности – и что с этим знанием делать
Близкие по теме статьи
Двое детей: как уделить внимание каждому? Идея для родителей
Двое детей: как уделить внимание каждому? Идея для родителей
Приключения по средам: несколько часов в неделю наедине с ребенком
Как помочь ребенку стать внимательным?
Как помочь ребенку стать внимательным?
Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.
Реклама
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!