Показатели развития ребенка к 2 годам 6 месяцам
(основные показатели развития ребенка раннего возраста)

Отличие предметов по цвету, форме, величине: подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы, ориентируется в четырех цветах и оттенках, ориентируется в 4-6 геометрических формах.

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни" (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" (Центр "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по цвету, форме, величине:

Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках; подбирает:

  • по образцу,
  • по просьбе взрослого.

Может назвать правильно 1-2 цвета.


Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.

Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.

Ориентируется в различных по величине формах.

Собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).

Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки - из 3-4 составляющих (по показу).

Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.

Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы.

Узнает, что нарисовал (или вылепил).

Игровые действия (сюжетная игра):

Подражает своему полу: девочка - маме, мальчик - папе (в самостоятельной игре).

Отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия). Выполняет два-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль):

  • по предложению взрослого, без показа,
  • в самостоятельной игре.

Начинает играть вдвоем со сверстником (действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколько действий).

Подражает игровым действиям другого ребенка. Использует несколько предметов-заместителей (проявляет воображение).

Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор (конструктивная деятельность):

  • по просьбе взрослого,
  • в самостоятельной игре,
  • по образцу.

Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками.

Экспериментирует в игре.

Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).

Социально-эмоциональное развитие

Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.

Проявляет специфические свойства: веселый, активный, неугомонный, шумный, любознательный, безразличный, спокойный, вялый, капризный и др.

Может определить свое состояние. Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.

Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях - весело; при болезни - неприятно, плохо.

Бывает эмоционально сдержан при указаниях: "нужно", "надо", "подожди" и др. (осознание ситуации на основе эмоционального опыта).

Увлекается интересной игрой (трудно отвлечь). Эмоционально заинтересован. Спокойно выполняет знакомые действия.

Неинтересные непонятные игры отвергает (трудно привлечь к действиям, если не заинтересовать).

Огорчается, сердится на свои неудачи при выполнении малознакомого действия.

Радуется, смеется при получении результата, выполняя знакомые действия.

Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.

Испытывает эмоциональное удовольствие (зарождение эстетических чувств), слушая знакомые музыкальные произведения, песни.

Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).

Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.

Начинает чувствовать красоту.

Присущи тонкие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обида, зависть, тоска, радость, гнев (агрессия), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы.

Нуждается в доброжелательном отношении взрослых, их положительной оценке.

Сохраняется чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстро успокаивается.

Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ситуациях.

Способен понять радость или печаль (огорчение) другого ребенка.

Оценивает взрослых ("плохой", "хороший") в зависимости от их эмоционально-индивидуальных черт характера и отношения к нему самому.

Чувствует сильно- и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по-разному (подчиняется или не слушается).

Не всегда может оценить доброту или понять наказание.

Настораживается при общении с незнакомыми взрослыми, но легко вступает в контакт при их доброжелательном отношении.

Подражает малознакомым людям, ситуациям, если глубоко затронуты эмоции (игра в театр, в поликлинику и др.).

Речевое развитие

Обозначает себя: "Я", "Я сам".

Называет себя именем полюбившегося персонажа или близкого взрослого.

Использует предложения из нескольких слов (трех и более).

Задает вопросы "Где?", "Куда?" и другие.

Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Показывает движениями, как делает персонаж.

Легко подражает незнакомым словам.

Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок.

Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.

Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).

Отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?" (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей. Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги). Подражает другим детям. Понимает рассказ взрослого.

Бытовые навыки

Одевается и раздевается с помощью взрослого. Расстегивает несколько пуговиц. Застегивает одну-две пуговицы. Сообщает о физиологических потребностях.

Физическое развитие

Выполняет по показу, по словесному указанию, самостоятельно:

  • Перешагивает через препятствия на полу (приставным шагом).
  • Проходит по наклонной доске самостоятельно.
  • Удерживает равновесие, поднимаясь на носки.
  • Ходит на цыпочках.
  • Бегает, подпрыгивает, приседает.
  • Прыгает на двух ногах.
  • Отбрасывает мяч одной рукой.
  • Бросает мяч в горизонтальную цель одной и двумя руками.
  • Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из-за головы.
  • Ловит мяч двумя руками.
  • Перебрасывает мяч через препятствия.
  • Подражает движениям сверстника: бегает, лазает, влезает, подлезает.
Из книги Е. Волосовой "Развитие ребенка раннего возраста"
(основные показатели), М.: "Линка-Пресс", 1999 г.
Методические материалы
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Комментировать статью "Показатели развития ребенка к 2 годам 6 месяцам
(основные показатели развития ребенка раннего возраста)"
Нам еще довольно далеко до 2.5 лет (год и 10 сейчас). Больше всего эта разница в возрасте заметна по "предложениям из трех и более слов" (наш только что из двух стал составлять, и то нечасто) и, как ни странно, по "эмоциональному развитию". Многое из перечисленного для нас не только непонятно, но я даже и не знаю, доберемся ли мы до "понимания тонких эмоций" и к 2.5 годам. Может быть, младшие дети именно тем и отличаются, а впереди нас ждет рывок развития эмоций?

Умственно, мне кажется, большинство норм мы и сейчас выполняем, но они "минимальные", да и качество выполнения трудно оценить иногда - например, наш может собрать пирамиду по размеру, но мама должна восторгаться и комментировать процесс. НАверное, скоро это отработается до автоматизма, привычного действия.

Вообще, большое спасибо - все мамочки чрезвычайно интересуются любыми "нормами", хотя и все знают, насколько это условно:-)
2002-02-20, Кондратея
Мамаша, не расстраивайтесь, ребенок это сосуд который рано или поздно все равно заполниться - главное чем!
лично я заговорил вообще ближе к 4 годам, однако в начальной школе был лучше всех и на сегодняшнем рубеже имею два высших образования, замечательную семью и хорошую работу. так что моему сыну - 2года и 2 месяца, и я не парюсь по поводу того что он знает три слова - мама, папа и кран(именно к-р-р-ран)+ слов 5 редкоупотребляемых, зато он очень смышленный и самый замечательный на свете! Чего и Вам желаю!
2006-10-15, provizor74
я прочитала сттатью о развитии ребенка к 3 годам и расстроилась. у меня мальчик, 2.8 и мне казалось, что он достаточно развит к своему возрасту. а посмотрев что он должен уметь пришла к неутешительным результатам. в разделе познавательное развитие он выполняет 10 из 20 пунктов, а в разделе бытовые навыки 10 из 17. Серьезное ли это отставние? правда он очень болтлив и подвижен. даже книжки мы читаем на ходу. подскажите как наверстать упущенное, порекомендуйте какие-нибудь методики.
2003-09-23, Яна
Про пуговицы хорошо :))) - у нас на одежде если и есть пуговицы... ну может быть на паре футболок - на плече, но их вообще не удобно застегивать ребенку :), а остальное - это кнопочки, молнии, липучки.
Забавно про "названия нескольких животных", наш названий рыб знает уже больше папы (если бы мне не приходилось ему читать эти названия, то знал бы уже и больше меня :)) - увлекается парень.
2002-02-20, Дженни
делаем в новой квартире ремонт. Никак не можем определиться какой сделать комнату нашему сыну. На момент переезда ему скорей всего уже исполнится 3 года. Сейчас 2,4. подскажите, пожалуйста, какие цвета в мебели, шторах, обоях предпочтительней выбрать.
2008-02-19, Олеся
вчера было 2.3, но вроде укладываемся по всем показателям.. вот только пуговицы... так, есть три месяцы чтобы научиться:-))... а по просьбе мамы строить мало что будет.. Только если сам хочет...
2002-02-20, Римма
Ну, почти все мы делаем. Только вот пуговицы... И я не помню как он мяч кидает. А насчет называть себя именем персонажа, говорит: Моя фамилия Диназавр. Ваня Диназавр.
2002-02-20, Змееныш
Поделитесь:

У нас есть Telegram-канал. Все самое интересное появляется сначала там. Подпишитесь!
19.02.2002
Обновлено 19.09.2013
Реклама

Статья дня

«Бухта Коприно: активный отдых в любое время года»

Отель в лесу на Рыбинском водохранилище: поле для гольфа, трассы для квадроциклов и гастрономические туры
Как научить ребенка чистить зубы
Близкие по теме статьи
Как выбрать курсы английского для ребенка: 5 советов для родителей
Английский язык для детей: курсы или репетитор?
Развитие ребенка раннего возраста
Проявление заботы и любви к ребенку в первые годы жизни способствует его всестороннему развитию.
Показатели развития ребенка к 3 годам<br>(основные показатели развития ребенка раннего возраста)
Отличие предметов по признакам: называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов, ориентируется в семи цветах спектра, собирает...



Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
SIA "ALP-Media", Свидетельство о регистрации СМИ №000740455. info@7ya.ru, https://www.7ya.ru/
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена без письменного согласия компании SIA "ALP-Media" и авторов. Права авторов и издателя защищены.


Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, блоги, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!