Показатели развития ребенка к 1 году 3 месяцам
(основные показатели развития ребенка раннего возраста)

Познавательное развитие. Отличие предметов по форме, величине, цвету: Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа.

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.

При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы "Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни" (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника "Истоки" (Центр "Дошкольное детство" им. А. В. Запорожца, М., 1997).

Познавательное развитие

Отличие предметов по форме, величине, цвету:

Ориентируется в двух формах, каждая разной величины (мячи, кубики). Находит после показа. Отличает знакомый большой предмет (игрушку) от маленького; находит после показа, по просьбе взрослого. Подбирает (не называя) к предмету какого-то одного цвета того же цвета игрушки (1-2 цветов). Снимает и нанизывает кольца на стержень пирамидки. Ставит кубики один на другой (строит башню, дом). Держит (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркает по бумаге.

Игровые действия:



Самостоятельно воспроизводит действия с предметами, разученные ранее (нанизывает кольца, ставит кубики один на другой, кормит куклу, мишку)

Воспроизводит одно знакомое действие с игрушкой (качает, возит):

  • по подражанию,
  • по собственной инициативе.

Переносит знакомые действия с одним предметом на другой (кормит и куклу и мишку; возит и машинку и коляску). Производит одинаковые действия с разными игрушками:

  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • по собственной инициативе.

Любит играть с предметами обихода. Подражает близким взрослым: "читает", как папа, "готовит уроки", как сестра.

Социально-эмоциональное развитие

Эмоциональное уравновешенное состояние сохраняется в течение дня.

Часто смотрит на взрослого, особенно в новых или затруднительных ситуациях.

Подражает мимике, движениям близкого взрослого (смеется, улыбается, хмурится) независимо от ситуации.

Эмоционально реагирует на свои действия с игрушками (мимика, голосовое интонирование).

Заражается чувствами сверстника: плачет, смеется.

Эмоционально реагирует на другого ребенка.

Эмоционально по-разному реагирует на знакомого или незнакомого взрослого.

Быстро переходит из одного эмоционального состояния в другое: от радости к капризу.

Легко поддается переключению внимания (отвлечению).

Познает окружающее через свои эмоциональные ощущения (с высоты можно упасть - "больно", дотронуться до батареи - "горячо").

Собственную речь (отдельные слова) дополняет мимикой, движениями, интонированием.

Взгляд приобретает различные выразительные оттенки: радостный, заинтересованный, спрашивающий, просящий и др.

Улыбками, заглядыванием в глаза или криком, капризами привлекает внимание близкого взрослого.

Эмоционально раскован с близкими, напряжен с незнакомыми людьми.

Эмоционально привязан к маме (эмоционально зависим). Плачет при ее уходе; недолго грустит, оставшись с незнакомым взрослым.

Удивляется, пугается неожиданного, нового.

Напряжение, недовольное выражение лица появляются при ограничении движении, дискомфорте, отказе в желаемом.

Проявляет интерес к играм других детей.

Заинтересовывается новой игрушкой, действиями с ней.

Эмоционально напряжен при неумении.

Радуется при получении результата от некоторых игровых действий, выполненных взрослым или самостоятельно.

Рад совместным со взрослыми играм-занятиям, веселым играм.

Эмоционально различно реагирует на плясовые и спокойные мелодии; напевность стихов, прибауток, песенок.

Речевое развитие

Понимание речи:

Понимает многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знает имена близких взрослых, названия одежды, обозначения действий, некоторых бытовых ситуаций.

Показывает по просьбе взрослого части лица у человека и у образной игрушки.

Выполняет одно-два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: приносит, находит, играет в "ладушки".

С интересом рассматривает картинки в книжке (узнает персонажей).

Слушает потешки, стихи, песенки.

Активная речь (произносит до 20 облегченных слов):

Произносит простые слова, соотносит их с предметами,действиями. Употребляет слова (в индивидуальном произношении):

  • в момент радости,
  • при удивлении,
  • констатируя знакомые явления,
  • в процессе двигательной активности,
  • по подражанию,
  • по просьбе взрослого,
  • в процессе своих игровых действий.

Продолжает произносить лепетные звуки. Имитирует звуки (слова) по просьбе взрослого ("лает", "пищит", "гудит").

Бытовые навыки

Пьет из чашки (немного).

Держит ложку в кулачке, опускает в густую пищу, набирает немного, доносит до рта, ест (взрослый докармливает).

"Вытирает" руки, лицо при умывании.

Начинает проситься на горшок.

Физическое развитие

Ходит самостоятельно, но может и падать. Устойчиво стоит, приседает, наклоняется, поворачивается, пятится (меняет положения). Может иногда ползать.

Поднимается на лесенку детской горки приставным шагом. Ходит по доске, лежащей на полу. Поднимает руки вперед, вверх, в стороны, отводит за спину, вращает (стоя, сидя, лежа):

  • по показу,
  • по слову взрослого,
  • самостоятельно.

Шевелит пальцами, вращает кистями рук.

Из книги Е. Волосовой "Развитие ребенка раннего возраста"
(основные показатели), М.: "Линка-Пресс", 1999 г.
Методические материалы
Оцените статью
Полезность:
Интересность:
Читайте нас в Телеграме, чтобы не пропустить важное!Подписаться
Читайте также
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Простые идеи, которые помогут перезагрузиться вместе с природой
Используем в пищу то, что выросло само
Весенние растения, из которых можно сделать салат
Оставить комментарий к статье "Показатели развития ребенка к 1 году 3 месяцам
(основные показатели развития ребенка раннего возраста)"

Вы не авторизованы.

Слава Богу, я вздохнула с облегчением -- все-таки сын не отстает, как мне все время кажется. Только не говорит почти ничего. Зато эмоций хоть отбавляй. На горшке сидит долго, но безрезультатно. Но больше всего меня беспокоит, что он (ему год и четыре) до сих пор не рвется вылезать из манежа. Целыми днями играет там с увлечением. Может ли это ему повредить? Выпустить ли его сейчас или подождать, пока сам захочет? Заранее спасибо за советы.
2002-10-10, Люба
Чтож, приятно прочитать то, что мы впролне уже делаем. Дочке скоро год и два месяца. Конечно, ломает она лучше, чем строит, но неординарными решениями иногда поражает. Из пластмассовых разноцветных кубиков по моей просьбе убрать лишние, доченька выбрала 4 деревянных с картинками, случайно попавшими в эту кучу. Я была поражена. И много еще чего. Готовит чай из детского сервиза, поит бабушку с дедушкой и любимых кукол-лялей.
2004-04-06, Ольга
O!А нам 11 месяцев и все из пречисленного делаем, кроме горшка. Не просится, но знает куда надо.Да и кубик только один ставит.А дальше ломает башенку из 2 кубиков.Книжки мы давно читаем. Показывает всех зверюшек на картинках. Кстати, это единственная "игрушка"(книги), которыми можно надолго его отвлечь. У нас уже целая детская библиотека из картонных книг. Знаю все наизусть:)))
2007-06-13, Nadynke
нам уже 1,4 мес. мы делаем практически все,вышеуказанное, вот только болтает что-то свое,не всегда понятное. Зато благодаря его мимике, движениям можно понять все, что он хочет, просит или пытается объяснить.Рисовать пока правда слабо получается...только каракули и то, где прийдется, от "пано" постепенно переходит на стены, мебель и так, пока мама за руку не поймает.
2002-03-13, stefi
А нам как раз 1,3 будет 16 февраля. Надо отметить. что мы делаем все вышеуказанное, даже к тому еще лепим, поем и говорим больше положенного.
Единственное что, мы сами чашку держать не хотим, только из маминых рук, а с ложкой все ОК. Кушает сама густую пищу, я лишь докармливаю.
Вот. Эх, то ли еще будет :)
2002-02-12, laapaaa
Все понимаю, но ПОЧЕМУ ребенок ДОЛЖЕН пугаться, удивляться и исыпытывать эмоциональное напряжение в присутствии незнакомого человека? А если его окружают только благожелательные незнакомцы, т.е. он НЕ ЗНАЕТ, что мир так страшен? Выходит, это его надо пугнуть хорошо разок-другой, чтоб эмоционально напрягся?
2002-02-07, oh3harriette
а расскажите, пожалуйста, как Вам удалось научить крошку кушать самостоятельно? Моей девочке 13 мес и она ложку даже держать не хочет (правда у нас еда это вообще проблема), если ей предоставить свободу действий, она ложку сразу выбрасывает и начинает всю еду размазывать по всем окружающим предметам :(
2002-02-21, Mashyta
Поделитесь:

07.02.2002
Обновлено 24.05.2013
Статья дня
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Весенняя пора: идеи для вдохновения
Простые идеи, которые помогут перезагрузиться вместе с природой
Близкие по теме статьи
Карта развития ребенка раннего возраста
Карта развития ребенка раннего возраста
Как забота о ребенке влияет на его развитие
Показатели развития ребенка к 3 годам<br>(основные показатели развития ребенка раннего возраста)
Показатели развития ребенка к 3 годам
(основные показатели развития ребенка раннего возраста)
Отличие предметов по признакам: называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов, ориентируется в семи цветах спектра, собирает...
Показатели развития ребенка к 2 годам 6 месяцам<br>(основные показатели развития ребенка раннего возраста)
Показатели развития ребенка к 2 годам 6 месяцам
(основные показатели развития ребенка раннего возраста)
Отличие предметов по цвету, форме, величине: подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы, ориентируется в четырех цветах и оттенках...
Лауреат Премии Рунета 2005Лауреат Национальной Интернет Премии 2002Победитель конкурса «Золотой сайт'2001»
Материалы сайта носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов. Перепечатка материалов сайта запрещена. Права авторов и издателя защищены.



Рейтинг@Mail.ru
7я.ру - информационный проект по семейным вопросам: беременность и роды, воспитание детей, образование и карьера, домоводство, отдых, красота и здоровье, семейные отношения. На сайте работают тематические конференции, ведутся рейтинги детских садов и школ, ежедневно публикуются статьи и проводятся конкурсы.
18+

Если вы обнаружили на странице ошибки, неполадки, неточности, пожалуйста, сообщите нам об этом. Спасибо!