Мой малыш родился в новом веке. Прошло то время, когда ребенок просто погибал без грудного молока. Миновали годы, когда детей вскармливали коровы. Сейчас есть "прекрасные" заменители женского молока - смеси. Их легко готовить, покормить может хоть папа, хоть няня, мама спокойно спит ночью и не боится выпить шампанского. Красота!

Но я все-таки кормила. А ведь не так просто это было. Кирюшу приложили к груди сразу, не спорю. Он не сосал, лизнул только. Зато через два часа наелся вволю. И еще через два, и еще через два... Короче, на третий день у меня на соске появилась здоровая трещина. Больно - ужас! Врач на обходе умилилась: "Ух, трещинку насосали!" - и дальше пошла.

Что делать, кормила со слезами, смазывала "засос" молоком. Зажила грудь довольно быстро, и больше трещин не было. Меня это удивляло несказанно, вспоминались слова из нетленного опуса "Мать и дитя" 1952 года "Трещины соска причиняют матери очень сильную боль 6-7 раз в сутки (ну-ну!). Но каких только мучений не вытерпит мать!".

На радостях я начала пить, пить, пить... Ну правда, очень хотелось. Стою, значит, пью, а из груди две струйки бегут. Вернувшись домой, я принялась настирывать и наглаживать пеленки, варить борщи и наводить чистоту. Было мне совсем не до сцеживаний, а молоко тем временем прибывало. И вот, утром десятого дня я проснулась от адской боли даже не в груди - в руке! Проходив день в полутрупном состоянии я померяла-таки температуру и не нашла ртути: она была возле сорока.

Я взялась за справочную литературу (благо, пришла помочь моя мама), но поразилась разноречивым советам. "При мастите кормить нельзя категорически!" и "Чтобы разошлись образовавшиеся комки, чаще давайте грудь". Мужу я как-то не рискнула предложить рассосать меня, поэтому сцеживала и сцеживала. Днем и ночью. Мне казалось, что это никогда не кончится. На счастье, врач посоветовала капустный лист. Прежде чем добраться до этого врача, мы с мамой обзвонили "Скорую помощь", аптеки и детскую поликлинику. Ответов было два: "Мы даже и не знаем..." и "Это только резать!". Кирюша тоже сосал, но что мы хотим от десятидневного ребенка!

Помню, в ту пору я встретила подругу с годовалой дочкой, до сих пор сосавшей грудь. Мне стало дурно при мысли, что ТАК можно прожить год. "А как это - уже не сцеживаешься? Так не бывает!". Но мы тоже наладили приливы и отливы. И жили спокойно в своем безрежимном кормлении до трех месяцев.

Кирилл стал орать у груди. Я стала тихо паниковать, но за плечами был уже некоторый опыт. Советы из серии "может, хватит?" и "у тебя просто грудь не приспособлена" я уверенно отвергла и стала пить для профилактики чай со сгущенкой. Даже ночью муж вставал и подавал чай кормящей мне. Может, у дитя был возрастной кризис, или начали обозначаться зубы, или правда было мало молока, но мы это сделали! До пяти месяцев Кирилл видел только грудь.

Я прокормила ровно год и три месяца. Считаю этот возраст оптимальным для отлучения. Мои плюсы и минусы кормления грудью таковы. Колик мы не избежали, мучились с ними до трех месяцев. Зато не было дисбактериоза и вообще никаких кишечных проблем. Ночью я просыпалась много и разнообразно, зато не бегала на кухню за смесью.

Кирюшкин не болел, за первый год температурил ровно один день. Тогда ему было 8 месяцев, и свалились с простудой мы все разом. Сходили в поликлинику, называется. Развитие у нас было не раннее, но в итоге всех догнали. Почти не диатезился, прививки пережили спокойно.

Я не пила спиртного в общей сложности больше двух лет. И не смогла к нему вернуться! И сейчас на вопрос: "Что будем пить?" отвечаю: "Мне - томатный сок!". Я считаю, что самое главное для успешного кормления грудью - уверенность, что только так и будет, что кормить нужно, удобно и полезно. И поменьше слушайте советов!

Кристина Шадрина, kri-shadrina@yandex.ru.