Артемка познакомился с Зайкой около года назад. С тех пор они лучшие друзья. Зайка – малыш двух-четырех лет, у него есть мама и папа, и его книжная жизнь мало чем отличается от жизни настоящего маленького человечка. Иногда он любит пошалить, порой не слушается маму, капризничает во время еды и бегает по лужам, но в целом это добрый и веселый малый, с которым никогда не бывает скучно.

Зайка – персонаж карапузовской серии книг для самых маленьких*. С его появлением в нашем доме многие ситуации стали разрешаться быстрее и с меньшими потерями для всех участников конфликта. Ну а как это произошло, расскажу по порядку.

Гуляя по книжному магазину с годовалым сыном, я остановилась возле полки с развивающей литературой. Сынок сидел в прогулочной коляске, и в зоне его доступа оказались тоненькие книжки для малышей. В мгновенье ока в руках сына очутилась одна из книжечек, с которой он уже не пожелал расстаться. Так у нас появилась первая книга – "В гостях у Зайки".

В книге были представлены бытовые ситуации, хорошо знакомые каждому малышу – купание, кормление, игра, прогулка, укладывание спать. Артемка требовал "Зайку" практически каждый день, и уже через месяц книжка оказалась зачитанной до дыр. Тогда я стала целенаправленно высматривать в магазинах книги этой серии, и в нашей коллекции прибавилось еще несколько экземпляров.

А потом случилось так, что Артемка заболел. Заболел сильно, с осложнением на почки. Отказавшись от госпитализации, мы вынуждены были поить сына ударными дозами антибиотиков дома. Сынок плохо себя чувствовал, капризничал, а уж пить горькие лекарства отказался наотрез. Пришлось насильно вливать суспензии в рот. Муж держал при этом ребенка, я пыталась разжать зубы. И так по нескольку раз в день. Казалось, что другого выхода нет и быть не может.

Но вдруг... У нас в коллекции была книга – "Не болей, Зайка!", где рассказывается о том, что Зайка заболел. Вот к нему пришел врач, осмотрел его, послушал, прописал лекарства. Вот мама дает Зайке лекарства с ложечки, папа утешает малыша. А вот уже Зайка и здоров, весел и доволен.

Мы с сынишкой рассматриваем картинки в книжке, я пытаюсь объяснить ему, что Зайке также плохо, как и ему. А потом предлагаю сыну, ни на что особо не надеясь: "Тема, а ты хочешь выздороветь? Вот Зайка выпил лекарства и уже веселится и играет. А ты выпьешь лекарство? Сам? Как Зайка?" Артемка кивает. Я не верю этому, но достаю бутылочку с суспензией. Наливаю в мерный стаканчик и... ребенок мой чудесным образом открывает рот.

С этого дня проблема приема лекарства растворилась, словно ее и вовсе не было. Ну кто бы мог подумать заранее, что у полуторагодовалого ребенка может быть такой уровень сознательности? Нам, родителям, нужно было лишь найти правильный подход.

С этого момента мое доверие к Зайке резко возросло. Я приобрела еще две книжицы – "Не хочу, не буду! Учимся договариваться" и "Ой, как интересно! Проблемные ситуации". Не скажу, что все предложенные в книгах ситуации мы смогли перенести на нашу с Артемкой жизнь. Но многие вещи все же оказались полезными.

Например, Артемка очень любит нажимать разные кнопочки – на магнитофоне, компьютере, телефоне. А твердые запреты легче переносятся малышом, когда он знает, что запрещено пользоваться этими приборами не только ему одному, а всем маленьким детям. Разглядывая картинку, Темка грозит Зайке пальцем и предупреждает: "Нельзя, Зайка! Детям нельзя трогать!"

Еще один урок, который хорошо усвоил сынок – ходить по лужам можно только в резиновых сапожках. Ведь Зайка тоже, когда хочет побегать по лужам, просит маму надеть ему сапоги.

Пытаемся мы и собирать игрушки в корзину по вечерам. Пока с уверенностью не могу сказать, что сынок полностью освоил этот навык, но Зайка своим незримым присутствием помогает ему настроиться на это важное дело.

В книгах, конечно, невозможно описать все возникающие в жизни ситуации. И тогда на помощь приходит мамина фантазия. Недавно, моему сыночку пришлось перенести очень неприятную процедуру – цистографию. Процедура эта делается под общим наркозом на несколько минут, в мочеточник вставляется катетер, внутрь заливается какая-то жидкость и делается рентген.

В этот раз цистография прошла не очень удачно – катетером поцарапали слизистую. В течение двух суток нам предстояло испытание – ребенок отказывался мочиться. Он терпел изо всех сил, выгибался и над горшком и над ванной. Только во сне мог немного расслабиться, выпустить небольшую порцию и опять проснуться в слезах.

Такой застой сам по себе мог спровоцировать воспаление, и мы с мужем часами уговаривали сына сходить по-маленькому, а он в ответ только заливался горючими слезами. Тогда я стала рассказывать ему про Зайку, что с ним произошло то же самое, и он тоже сначала плакал и отказывался, но потом все-таки послушал маму и смог перетерпеть боль.

К моему рассказу сынок отнесся с недоверием, но требовал рассказывать "про Заичка" каждый час. К вечеру ребенок созрел к тому, что и ему тоже придется через это пройти. Держа ребенка над ванной, мы рыдали все вместе: от боли, жалости, радости и гордости за сына. Спустя еще день, Темка сидел с довольным видом на горшке и приговаривал: "Заичке не больно, и Темке не больно!"

Так случайно Зайка вошел в нашу жизнь и теперь переживает с нами все наши радости и горести. С ним мы встретили Артемкин день рождения, планируем пойти в цирк и на елку. И не беда, что количество историй в книжках ограничено – теперь я знаю, что придумать можно все, что угодно.

* В гостях у Зайки. Знакомство с окружающим.
Зайка и солнышко. Развитие речи. Эмоции.
Не хочу, не буду! Учимся договариваться.
Ой, как интересно! Проблемные ситуации.
Не болей, Зайка! или Зайка остался дома.
Зайка в цирке. Развитие речи
Зайкин день. Социальное развитие.
Зайка и елочка. Времена года.
Зайка идет садик. Проблемы адаптации.
Зайкины дела